У каждой группы своя карма. Кто-то до упора идет непотопляемым начальным составом, где-то ротация кадров напоминает латиноамериканскую «мыльную оперу», ну а кому то не везет с каким-то отдельным представителем славного племени музыкальных деятелей. Если рассматривать конкретные примеры, то у группы «Red Hot Chili Peppers», к сожалению, наблюдается достаточно драматичная история с гитаристами.
Начнем с того, что один из основателей группы, гитарист Хиллел Словак (Hillel Slovak), скоропостижно скончался в 1988 году, оставив после себя три альбома в составе «перцев». Далее в славный калифорнийский коллектив влился потрясающий гитарист Джон Фрусчанте (Фрушанте) (John Frusciante), кстати - на тот момент ему было всего 18 лет. Результат последовал незамедлительно – группа приобрела необходимые мелодические лоск и роскошь, а последующие два альбома вывели RHCP в первый эшелон американской альтернативы. Фрусчанте, потрясенный внезапно обретенной популярностью, уходит из группы в 1992 году, становится затворником и вступает в долгий период героиновой зависимости – очевидно запамятовав о печальном опыте своего предшественника и собрата по оружию (Словак скончался от передозировки героином).
Заменой Фрусчанте стал Арик Маршалл, который не смог вписаться в коллектив, после него в группу взяли Джесси Тобиса, который продержался также недолго. В 1993 году в группу был приглашён Дэйв Наварро (Dave Navarro) – девушкам он запомнился как черноглазый-чернобровый красавчик, парням же - как муж Кармен Электры (эх!).
В составе группы Дэйв записывает альбом One Hot Minute, который также стал коммерчески успешным. Нужно отметить, что с приходом Наварро звук RHCP несколько изменился - One Hot Minute получился совершенно непохожим на все остальные альбомы группы как по стилистике, так и по саунду. Гитары стали плотнее, даже тяжелее – да и вообще аранжировки приобрели пряное американо-роковое послевкусие.
Впрочем, карьера Дэйва Наварро в составе «перцев» длилась недолго, как, впрочем, и его брак с Кармен Электрой (ура!). Весной 1998 года Дэйв уступает свое место блудному сыну Джону Фрусчанте, который преодолев свои маленькие героиновые слабости, возвращается в родные пенаты. Собственно – это был highlight группы, а по-русски говоря – «попёрло». Все кусочки мозаики монолитно встали на свои места – и «золотой состав» «Red Hot Chili Peppers» выдает по очереди действительно потрясающие альбомы, один другого лучше, краше и вкуснее.
Californication (1999), By the Way (2002) и особенно Stadium Arcadium (2006) продемонстрировали высочайшее мастерство музыкантов, их безусловный композиторский гений и виртуозную студийную работу. Stadium Arcadium даже заставил вспомнить эпоху 70-х, когда на свет божий появлялись великие творения Led Zeppelin, Pink Floyd и Queen – настолько монументальным и совершенным получился этот альбом RHCP.
Казалось бы, что вершина достигнута и выше головы не прыгнуть (хотя Фли пытался на концертах). К сожалению, Джон Фрусчанте посчитал точно так же, и вновь ушел из группы, а «Red Hot Chili Peppers» ушла в самый свой долгосрочный студийный отпуск – на целых пять лет. За это время успели родиться и умереть несколько новых музыкальных направлений, зажечься новые звезды и сойти в могилу старые небожители. В качестве аналогии можно вспомнить незабвенную группу "Metallica", которая после бронебойного Black Album 1991-го года выпустила свой следующий альбом Load аж в 1996-ом. За это время успел предстать перед этим миром и сойти в мир иной Курт Кобейн, британские выскочки Oasis и Blur возродили спрос на винтажную «битловщину», окончательно прорезались глаза (с весьма расширенными зрачками) у электронщиков. После релиза альбома "Load" лидер Metallica Джеймс Хэтфилд заявил, что «к черту делать такие большие перерывы!», ибо длинные паузы в записи альбомов отрицательно влияют на энтузиазм и работу музыкантов, да и вообще новые песни могут оказаться не ко двору.
Тем временем, в 2010 году в состав RHCP влился гитарист Джош Клингхоффер (Josh Klinghoffer) (на редкость не рок-н-ролльная фамилия), абсолютно неизвестный меломанам по своим предыдущим музыкальным достижениям. Однако отцы-основатели, точнее «перцы-основатели» Кидис и Фли заявляли, что группа полностью переродилась и начала свой новый трудный этап к покорению недостижимых вершин. «Ну-ну» - хмыкнули скептически настроенные меломаны и приготовились к прослушиванию грядущего опуса RHCP в их новой реинкарнации (кстати, рабочее название этого альбома было «Dr. Johnny Skinz Disproportionately Rambunctious Polar Express Machine-head»). Новое творение окрестили I'm With You (к сожалению, звучит немного в духе незабвенной лирики Игоря Николаева), и наконец-то меломаны узрели (и услышали) первый сингл «The Adventures of Rain Dance Maggie».
При первом прослушивании эта песня производит обескураживающее впечатление; с одной стороны - все на своих местах, с другой – предыдущие работы «перцев» задали настолько высокую планку, что эта, в принципе, неплохая песня, в контексте прошлых безусловных хитов группы выглядела достаточно блекло и невыразительно. Вспомним свои первые впечатления, например, от сингла Dani California – упругая пульсация, плотный гитарный звук, волнительный мелодизм; креативный и остроумный клип также добавлял позитивных эмоций. В The Adventures of Rain Dance Maggie мы наблюдаем достаточно вялую ритм-секцию, невыдающийся припев и главное – безликую гитару. Если Фрусчанте умело и к месту плел свои шестиструнные кружева (да, вот он образец кошмарного журналистского эпитета), заполняя все свободное пространство мелодикой и смыслом, то в The Adventures of Rain Dance Maggie мы не наблюдаем ничего того, чем взрывают мир (все это рок-н-ролл!).
Лишний раз хотелось бы предупредить – автор рецензии не относится к ярым фрусчантоманам, более того – он желал бы всеми фибрами души, чтобы новый гитарист только привнес новые краски в масштабные полотна «Red Hot Chili Peppers». Но эти прекрасные музыканты не виноваты, что они сами стали жертвой своего перфекционизма – теперь группа обречена на то, что все их новые опусы неумолимо будут сравнивать с их прошлыми достижениями (а вы думаете, Полу МакКартни было легко?), и сальдо будет далеко не в пользу последних творений.
Главное, все-таки мы дождались полноценного нового релиза RHCP, и теперь в полной мере сможем оценить, к чему привел новый виток эволюции калифорнийских проказников. Можно (и нужно) отметить «открывашку» альбома - Monarchy of Rose (чем-то неуловимо напоминающую дискотечные игрища Scissor Sisters), и Factory of Faith (которая вполне могла бы оказаться на вышеупомянуто-восхваленном Stadium Arcadium), и Look Around (которая возвращает нас в славные времена «калифорнизации») – но в целом новый опус RHCP оставляет смешанные чувства. Да – ритм-секция одна из лучших в мире, и за микшерным пультом был не кто иной как Рик Рубин, и Кидис все так же «занят бездельем, играет словами», и Фли по прежнему плетет свои четырехструнные басовые кружева (да-да, кружева рулят!).
Однако, как уже говорилось, «Red Hot Chili Peppers» стали заложниками своего же таланта. Развитие – оно на то и развитие, чтобы постоянно идти вверх, постоянно удивлять, искрить новыми гранями мелодий и аранжировок. Для группы же данного масштаба (а RHCP по прежнему можно назвать первым номером американской поп-фанк-рок-альтернативы) этот альбом, как некая передышка между возвращениями Джона Фрусчанте.
«Нужный человек в нужное время в нужном месте» - вряд ли это про Джона Клингхоффера; хотя вполне возможно, что на данной стадии творчества «перцев» он пришелся ко двору, вовремя подняв упавший флаг, точнее оставленную гитару. Спасибо «Red Hot Chili Peppers» за новый альбом – ну а мы встанем в длинную очередь меломанов, ожидающих реюнион-альбома Уотерса и Гилмора, совместных концертов Гаана, Гора и Алана Уайлдера, а также возвращения Джона Фрусчанте в стройные и кованые ряды «перцев». Аминь.
Рецензент: Олег Мартишин
Запись добавлена: 02.10.2011
|