Самый известный, самый амбициозный и к тому же двойной альбом Pink Floyd «Стена» стал, исключая некоторые вещи, по сути сольником Уотерса, из-за чего поклонники более раннего PF его не любят. И все же осмелюсь назвать это творение Шедевром На Все Времена. «Стена» задумывалась одновременно как альбом, шоу и фильм, в сюжете вымысел сочетается с эпизодами из жизни Уотерса и Баррета, что вылилось во впечатляющую историю жизни рок-звезды по имени Пинк (не путать с современной певицей :-)). Рассмотрим же повнимательнее это произведение, скрывающееся под самой минималистской обложкой (после The Beatles ’68), изображающей белую кирпичную стену. Поскольку фильм Алана Паркера я увидел гораздо позже, то все дальнейшее будет касаться только аудиоверсии.
1). «In the Flesh?». В самом начале мы слышим очень тихую и непонятную фразу «…we came in» («…мы вошли») на фоне жалобной еврейской скрипки. Что она означает, мы поймем лишь в самом конце. Через несколько секунд мы слышим тяжелое вступление к песне, задуманной как пародия на то, чем, по мнению Уотерса, стала группа. Все больше разочаровываясь в выступлениях, он наконец пришел к выводу, что рок-концерт очень похож на войну. На шоу эта песня исполнялась подставной группой, о чем зрители даже не догадывались. Итак, Пинк открывает свой концерт, нацистское действо, о последствиях которого мы узнаем позже. Заканчивается песня воем бомбардировщика, убившего отца Пинка.
2). «The Thin Ice». Плачет ребенок – мы начинаем прослеживать жизнь Пинка с самого его рождения. Что ждет его? Он идет по тонкому льду и вполне может провалиться (возможно, образ навеян песней Jethro Tull «Skating Away on the Thin Ice of the New Day»). После спокойных клавиш снова следует жесткий рок.
3). «Another Brick in the Wall: Part 1». Отец Пинка не вернулся, оставив после себя лишь фотоальбом. Это первый кирпич в стене, которую начинает строить вокруг себя наш герой. Печальные слова сопровождаются ровным ритмом бас-гитары Уотерса и гитарными проигрышами Гилмора. На заднем плане голоса играющих детей, потом звук вертолета.
4). «The Happiest Days of Our Lives». «Школьные годы чудесные», как же! Уотерс на своем опыте знал, какими жестокими мерами учителя пытались сделать из учеников «правильных» людей. Однако душу несколько греет факт, что на всякое зло найдется другое зло – истязателей ждут дома жены, толстухи и психопатки.
5). «Another Brick in the Wall: Part 2». Одна из самых известных песен группы, часто ошибочно интерпретируемая как протест против образования вообще. Но Уотерс, а за ним и детский хор протестуют лишь против плохих учителей, вдалбливающих в головы знания, но препятствующих развитию личности. Именно такое «образование» вставляет второй кирпич в стену Пинка.
6). «Mother». Пинк не может дозвониться к матери, а потом вспоминает, как ревностно она о нем заботилась, стремилась оградить его от суровой правды жизни, а он из-за этого стал очень ранимым и беспомощным. Основу музыкальной темы составляют великолепная акустическая гитара и клавишные. Кстати, мать Уотерса была совершенно другой – именно она во многом сформировала его мировоззрение.
7). Вторая сторона первой части начинается с «Goodbye Blue Sky». Пинк постепенно взрослеет, осознавая, насколько суров окружающий мир. «Прощай, голубое небо» – фраза времен Второй мировой войны, означающая, что ничего хорошего не предвидится. Мы слышим пение птичек, а потом акустическую гитару с мрачным воем органа и пасторальным вокалом.
8). «Empty Spaces». Короткая, но тягучая и завораживающая своим ощущением тревоги («Как заполнить пустоты? Как закончить стену?») композиция была безжалостно обрезана, чтобы альбом не стал тройным. (Как же нам повезло, что изобрели CD! Кстати, Рик Уэйкман как-то сказал, что многие группы, возможно, не распались бы, будь компакт-диск изобретен лет на 20 раньше.)
9). «Young Lust». Песня об одной из сторон жизни рок-звезд – о «группиз». Еще бы! Столько девушек вокруг, готовых переспать лишь потому, что ты знаменит! Как по-другому завлечь их к себе? Пинк звонит домой жене, но трубку поднимает ее любовник. Тогда Пинк берет к себе в номер девушку.
10). «One of My Turns». Девушка осматривает номер, болтает, а Пинк думает об измене жены, об угасании любви… Внезапно он приходит в ярость (впечатляющий переход вокала и музыки от спокойных к агрессивным!) и начинает крушить все, несколько злорадно спрашивая: «Хочешь вызвать копов? Мне перестать?» Девушка, к счастью для нее, убегает.
11). «Don’t Leave Me Now». Под пульсирующие клавишные Пинк снова вспоминает о жене. Он хочет ее вернуть, однако это не только песня покинутого человека, но и циничное изображение супружеской жизни: «Ты нужна мне, чтобы избивать тебя в субботу вечером». Но зовет он ее, естественно, напрасно.
12). «Another Brick in the Wall: Part 3». Агрессивный трек. Пинк осознает, что никому больше не нужен, и вставляет последний кирпич в стену.
13). «Goodbye Cruel World». Все. Стена построена, и Пинк прощается с жестоким миром, в котором ему не нашлось места.
14). Вторая часть альбома начинается с «Hey You!», одной из моих любимых на альбоме. Пинк обращается к своим друзьям и любимым с просьбой не покидать его («Вместе мы выстоим, поодиночке пропадем»). Здесь впервые появляется образ червей (символ тления), пожирающих мозг.
15). «Is There Anybody Out There?». Впечатляющий инструментал (крики чаек, видимо, взятые из композиции «Echoes», испанская гитара, скрипка). «Есть ли там кто-нибудь?», – спрашивает Пинк из-за своей стены, но ответа не получает.
16). «Nobody Home». «Эй, дома есть кто-нибудь?» Знакомая фраза, правда? Пинк размышляет над сложившимся положением и заодно анализирует себя, свой внешний вид, окружающую обстановку (например, «13 каналов дерьма по ТВ»).
17). «Vera». Смотря по телевизору фильм «Битва за Британию», Пинк вспоминает популярную во время войны певицу Веру Линн, здорово поднимавшую боевой дух солдат своими песнями. Но кто поднимет его собственный дух?
18). «Bring the Boys Back Home». Короткая, но сильная вещь, с маршем, оркестром и хором. «Верните мальчиков домой», т.е. не давайте им уходить на войну, а также в любое другое место, где они могут погибнуть.
19). «Comfortably Numb». Одна из лучших вещей группы, с необычайно мощным и эмоциональным гитарным соло Гилмора. Пинк не в состоянии играть на предстоящем концерте. Вызывают доктора, который делает ему укол наркотика. Текст песни представляет диалог между этим «эскулапом» и Пинком, вспоминающим о каких-то моментах в своей жизни, когда он, видимо, был счастлив.
20). Заключительная часть альбома начинается c «The Show Must Go On». Как бы плохо ни чувствовал себя музыкант, но «шоу должно продолжаться», ведь в него вложено столько денег. Уотерс хотел, чтобы песня звучала в стиле «Бич Бойз», и поэтому пригласил их на запись. Однако те решили, что тема альбома не вписывается в их имидж. Впрочем, необходимого звучания удалось добиться с помощью других музыкантов.
21). «In the Flesh». Повторение темы, звучащей в начале альбома. Под действием наркотика Пинк становится жестоким и озлобленным и представляет себя неким фашистским лидером, выступающим на митинге и призывающим поставить к стенке «гомиков», «жидов» и «черномазых».
22) «Run Like Hell». Песня, поднимающая одну из любимых тем Уотерса – страх перед фашизмом и тоталитаризмом. Он проводит параллель между массовой истерией, вызываемой разными фюрерами, и атмосферой рок-концертов – и там, и там можно легко манипулировать толпой. Гитарные аккорды вступления и ритм делают песню несколько примитивной, однако этот темп идеально подходит угрожающим словам: «Ты лучше беги» (а то поймаем!).
23). «Waiting for the Worms». Жесткий марш. Пинк ощущает себя полновластным фюрером и через мегафон призывает толпу устроить погромы. «Червями» («Все, что вам нужно, – следовать за червями») он называет свою секту.
24). «Stop». Внезапно в сознании Пинка наступает прояснение. Наркотик перестал действовать – он вновь постепенно возвращается к нормальности и жалобно говорит: «Я хочу домой… Был ли я виновен все это время?».
25). «The Trial». В мозгу Пинка начинается суд (в стиле оперетты), на котором он – собственный обвинитель, судья и присяжные в одном лице. В качестве свидетелей вызываются учитель и жена. Впечатляет партия судьи, под жесткую гитару громовым голосом заявляющего: «Никогда я не слышал о ком-либо, более заслуживающем самого сурового наказания. То, как ты обращался со своей женой и матерью, вызывает у меня желание посрать». Каков же приговор? Разрушить стену и снова жить в обществе.
26). «Outside the Wall». Стена рушится с жутким грохотом. И теперь Уотерс обращается непосредственно к слушателям. Альбому нужен был постскриптум, чтобы он не показался слишком пессимистичным. Уотерс тихо поет о людях, стучащихся сердцем в «стену, возведенную разными безумцами». В конце слышатся слова «Isn’t this where…» («Не здесь ли…»), возвращающие нас к началу. Таким образом подчеркивается циклический характер альбома – за разрушением одной стены начинается возведение новой.
Вот такой вот альбом – может быть, и не самый лучший у Pink Floyd, но все же очень сильный. И мне искренне жаль тех людей, которые не могут оценить его по достоинству, как он того заслуживает.
Летописец: Featus
|