НА ПОДМОСТКАХ ШОУ-БИЗНЕСА
Газета "Труд", апрель 1985 г.

На подмостках шоу-бизнеса. Труд, апрель 1985 г.

КТО ВЕРШИТ СУДЬБАМИ ФРАНЦУЗСКОЙ ПЕСНИ

«Зенит» - приземистый пузатый ангар из прорезиненного брезента, натянутого на стальные ребра, аозник на северной окраине Парижа год тому назад. Леденящий ветер, налетающий в эти весенние дни с Атлантики, со свистом надувает его мрачное чрево, закатывает жестянки из-под пива и кока-колы под пластиковые сиденья. И когда на город надвигаются промозглые сумерки, в перекрестии прожекторов вспыхивает над ангаром модель допотопного истребителя, вошедшего в крутое пике. Л в это время в самом зале «дворца» рок-музыки, заполненном в основном юнцами, обстановка начинает накаляться в ожидании кумира. Только что здесь закончил свой эстрадный марафон Джонни Холлидей. Режиссерский замысел придал всему выступлению этого «короля» рока некий символ. В начале концерта прямо-таки под орудийный грохот тысячеваттных динамиков со сцены в зал выползал гигантский черный кулак. Вот разжался кулак и выпустил под ослепляющие лучи 4.200 прожекторов Джонни во всем белом. С нелепыми ужимками запрыгали на сцене гитаристы. Бесились полуобнаженные девицы.

Как тут было не вспомнить слова известного французского композитора и дирижера Поля Мориа о том, что песня на Западе все больше обращается к ногам слушателя, чем к его душе.

Но кто вершит судьбами современной французской песни, кто даст ей путевку в огромные залы «Зенита», «Дворца спорта», «Берси»? Тот самый черный кулак беспощадного и далекого от искусства шоу-бизнеса, который вынес так символично в зал «Зенита» Джонни Холлидея.

Синдикат французских артистов-исполнителей подсчитал, что из 150 профессиональных певцов Франции 110 никогда не выступают по радио и телевидению. А именно эти средства массовой информации формируют очередную «звезду», диктуют моды на песню, определяют ее коммерческий успех. Без радио и телевидения исполнитель не сможет выпустить пластинку, обеспечить ее продвижение на «рынке» и, естественно, пробиться на большую эстраду.

«То, что происходит сейчас, - заявила известная французская певица Жюльет Греко, - это настоящая цензура, причем не только экономическая, но и политическая». Эти слова Греко позволяют понять, почему забыты, по существу отлучены на многие годы от телевидения Катрин Ребейро, певец Парижской коммуны Марк Ожере, магический тембр бунтарки Коллбт Ма-ти, разоренная шоу-бизнесом талантливая Жоржетт Лемер.

Бизнесу от природы чужд патриотизм. Уходящая корнями в народное искусство французская песня принесена в жертву продукции, фабрикуемой на потоке по американским образцам или доставляемой из-за океана.

Иностранное нашествие на рынок музыки носит такие масштабы, что министр по вопросам культуры Жак Ланг как-то в интервью пожаловался на «агрессивность американского культурного империализма». Еще более определенно высказался генеральный директор общества музыкальных авторов, композиторов и издателей Жан-Лу Турнье. Он заявил, что «позиции француздкой музыки слабеют под натиском иностранной продукции».

Жертвами политической цензуры и агрессии американского культурного империализма становятся также потребители музыкального товара. А ими является, как пишет газета «Монд», прежде всего молодежь 14-24 лет. Песня стала одним из важнейших элементов идеологической обработки подрастающего поколения. Буржуазная пропаганда всеми имеющимися в ее распоряжении средствами пытается увести молодежь от острых проблем социальной борьбы, прививает ей индивидуализм и эгоизм, чувство обреченности перед лицом кризиса.

Так, газета «Матэн», анализируя причины кризиса французской песни, замечала, что в современном репертуаре многочисленных молодежных ансамблей все чаще прослушиваются «крики отчаяния и тоска леденящего одиночества».

Излишне говорить, что профессиональный уровень этих коллективов, плодящихся на волне американской коды, как правило, очень низок. Они зачастую не имеют музыкальной подготовки и вынуждены пробивать дорогу в жизнь 8 условиях жесточайших конкуренций и нужды. Конечно, материальные проблемы не возникают для тех, кого шоу-бизнес возвел на свой пьедестал. Кто царствует сейчас на концертных подмостках Франции? Все те же динозавры рока: Холлидей, Митчелл, Шейла, кстати, сменившая Джонни в «Зените». Вошел здесь в моду Серж Гинсбург. Буржуазная газета «Монд» пишет: «В последнее время мы часто видим Гинсбурга, обросшего многодневной щетиной, с голосом, осипшим от алкоголя, с опухшими, покрасневшими веками, как у старого кролика, страдающего бессонницей». Чем же заслужил почтение Гинсбург? Своей экстравагантной внешностью? Не только. Газета перечисляет его «достоинства»: тексты и музыка Гинсбурга «щекочут нервы», он «создал эротизм - нечто среднее между порнографией и эстетизмом».

Рукоплещет пресса крупного капитала Мишелю Сарду, Жерару Ленорману, Алену Шамфору, им подобным. Они заслужили восторги у «Фигаро» и «Франс-суар» своей откровенной манифестацией политических симпатий. Когда-то «звезды» шоу-бизнеса рекламировали свой аполитизм, который, кстати, всегда служил интересам всесильных мира сего. Теперь пассивная позиция уже не удовлетворяет буржуазию. Она требует от тех, кого так щедро подкармливает, бескомпромиссной и откровенной поддержки.

В своей песне «Правые и левые силы» Сарду, например, отвергает необходимость борьбы трудящихся масс, опыт Народного фронта, выступая против прогрессивных мер, которые были приняты левым прави тельством после 1981 года под давлением народных масс. В «Двух школах» - ратует за частную школу, утверждавшую социальное неравенство. В песнях Ленормана обнажается откровенная враждебность в отношении народного движения за свободу, демократию, право на труд.

Сейчас, когда реакционные силы, жаждущие реванша, начали активную подготовку к парламентским выборам, намеченным на 1986 год, в авангарде их пропагандистской кампании оказались многие известные в стране артисты кино и эстрады. «Для звезд шоу-бизнеса избирательная кампания уже началась, - пишет еженедельник «ВСД». - Актеры, певцы нс появляются на экране телевизора без того, чтобы не сказать о своей личной политической платформе». «С некоторых пор у нас стало, как в Америке, где путь в президенты усыпан «звездами», - продолжает журнал. - В ходе любых выборов политические партии ловят «звезд» шоу-бизнеса, потому что они приводят с собой их почитателей. И один знаменитый голос певца может дать кандидату немало голосов избирателей». Еженедельник делает заключение: «шоу-бизнес охвачен вирусом политики».

А политика для реакционных сил - это прежде всего оголтелый антикоммунизм и антисоветизм. Песенный товар с таким душком хорошо оплачивается сейчас во Франции. В ногу с антисоветчиками идут сарду и ленормзны. Они не гнушаются поделками, напичканными самыми примитивными текстами, заимствованными из профашистской газетенки «Ми-нют». Они стращают обывателей «советской угрозой», красными агентами на каждом перекрестке и прочими бредовыми вымыслами. Но хочется подчеркнуть со всей силой, что куплеты с про-атлантическим содержанием не имеют ничего общего с подлинной французской песней, кото рая покрыла славой Шевалье и Трене, Бреля и Брассенса, Ми-рей Матье и Жюльет Греко.

Подлинная песня - это прекрасное и сильное оружие, способное служить высоким идеалам мира и дружбы между народами. В ней настоящие ценности и символы. И именно против нее ведут наступление шоу-бизнес и стоящие за ним влиятельные политические круги. Но эту песню нельзя убить, как нельзя подавить волю и решимость народных масс бороться за социальную справедливость, за лучшее будущее страны.


А. НИКОЛАЕВ, Е. ШУЛЮКИН.
(Соб. корр. «Труда»).


Опубликовано 30.11.2014 г.


На подмостках шоу-бизнеса. Труд, апрель 1985 г. Рок-энциклопедия




МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПУСТОЦВЕТЫ

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТУПИК

КТО ВМЕСТЕ...

ДВА ВЗГЛЯДА НА ХЭВИ МЕТАЛ РОК


Как заработать на продаже уникального контента. На подмостках шоу-бизнеса


В РАЗДЕЛ

ЛИСТАЯ СТАРЫЕ СТРАНИЦЫ

НА ГЛАВНУЮ САЙТА

В КАРТУ САЙТА