Журнал "Смена", 1960 г.
Рок-н-ролл за взятку
Фельетон
«Рок-н-ролл - музыка XX века! Рок-н-ролл - веление времени! Ритм рок-н-ролла - это ритм самой жизни!»... Вот что твердит молодежи западная пресса. Как неудержимая снежная лавина, обрушивается он на головы молодежи, и даже усиленные наряды полиции не в состоянии сдержать беснующихся в рок-н-ролле юнцов. «Смотрите, как популярен рок-н-ролл: он сам пробил себе дорогу!» - радуются поклонники рок-н-ролла. А между тем...
На американском деловом жаргоне взятка на радио и телевидении называется мелодичным словом «пэйола». Владельцы компаний грампластинок несут туда свой товар в поисках рекламы. Фабриканты - люди деловые и не швыряются деньгами понапрасну. Они знают: чем чаще пластинка звучит в эфире (а иногда ее прокручивают до 56 раз в неделю!), тем больше вероятности, что она войдет в моду и ее будут покупать в магазинах.
«Коммерческая взятка стала основным моментом, определяющим выбор музыки на радио и телевидении и подсознательно толкающим публику на покупку грампластинок» - таков вывод президента американской гильдия авторов и композиторов Бергена Лэйна.
Обильный дождь пэйолы оросил «диск-жокеев» - работников американского радио и телевидения, составляющих программы музыкальных передач. От «жокеев» зависит: попридержать или отпустить магнитофонные вожжи - проиграть или не проиграть ту или иную пластинку.
Скандальную популярность приобрел сейчас диск-жокей Ален Фрид, прозванный «королем рок-н-ролла». Восемь лет назад по его милости в программе «МУНДОГ» («Лунная собака») впервые раздался хриплый лай рок-н-ролла, постепенно заполонивший американский эфир. Ален Фрид, по совместительству работавший «консультантом» ведущей компании грамзаписи, был попросту куплен. «Да, пэйола дурно пахнет, но она существует, и не я ее начал»,- цитирует Фрида журнал «Тайм». «Однажды,- вспомннаст «король реж-н-ролла», - один человек спросил у меня: «Если вам пришлют автомашину «кадиллак», вы не вернете ее обратно?» Я ответил: «Это зависит от... цвета».
Из всех цветов Ален Фрид предпочитает, конечно, желтый цвет золота, которым щедро платили ему и его собратьям.
«Индустрия грампластинок несет ответственность за лавину плохого вкуса и социальных зол, воплощенных в рок-н-ролле»,- признает газета «Нью-Йорк геральд трибюн». «Особенностью пэйолы является ее ответственность за рок-н-ролл... Полагают, что рок-н-ролл теснейшим образом связан с ростом преступности среди молодежи... Сборища юных поклонников рок-н-ролла ведут к буйству и насилию». - пишет «Верайэти». Недаром Алена Фрида привлекали к суду «за подстрекательство молодежи к нарушению общественного порядка».
Нетрудно понять чувство разочарования и уныния у молодого поколения Америки. Ему приходится жить в условиях, когда пэйола стала символом американской действительности и за взятку можно купить все, кроме уважения к... американскому образу жизни.
Ю. СЕНИН
Опубликовано: 30.11.2014 г.
|