Журнал "Ровесник", 1995 г.
НЕРЕНТАБЕЛЬНЫЙ РОК
Лет через двадцать наши потомки вдруг обнаружат, насколько хороша бьш музыка Kiss, и приведут в телестудию трясущегося старика Джина Симмонса - он будет спорить с паралитиком Эдди Веддером о коварстве MTV, а потом потомки запустят что-то свое, отчего у всех пожилых гранджистов вылетят последние зубы.
На обложке январского номера журнала Musician за 1992 год был изображен вокалист Motley Crue Винс Нейл, прикуривающий сигару от тысячедолларовой банкноты. Незадолго до того, осенью 1991 года, его группа подписала 25-миллионный контракт с фирмой Elektra на выпуск четырех альбомов - последний на тот момент диск Motley Crue "Dr. Feelgood" уже набрал четырехкратную "платину", а концерты группы собирали полные стадионы во всем мире. В общем, будущее представлялось безоблачным, и дымок от сгорающих долларов ничуть не напоминал грозовую тучу.
К зиме 1994 года Нейл расстался с Motley Crue и работал сольно - с новой группой он выступал в рок-н-ролльном баре "Электрик боллрум" в Фениксе, штат Аризона, где собирались в основном работяги и мечтающие о прекрасном секретарши. Винс отрастил брюшко и пару дополнительных подбородков и стал ужасно похож на Оззи. Но голос его не изменился, а новая группа звучит ничуть не хуже прежней. Летом 1995 года ситуация оставалась прежней: Нейл пел в забегаловках и пел прекрасно.
Казалось бы, прошло всего три года и... Нет, Винс Нейл далек от банкротства, его состояние по-прежнему одно из самых солидных среди аналогичных, заработанных "потом, кровью и слезами", но теперь Винс должен экономить - тот, кто никогда не был богатым, не поймет трагедии. Но его случай не есть из ряда вон выходящий. Напротив, перемещение Нейла со стадионов в "придорожные заведения" символизирует собой процесс, происходящий со всеми группами, чьими опознавательными знаками были тщательно организованный художественный беспорядок длинных волос и мелодичный хард-рок - имидж и музыкальный стиль, получившие невероятную популярность в середине 80-х годов. С тех пор объемы продажи пластинок таких, казалось бы, "титанов на века", как Warrant, Trixter, Winger и Slaughter, не просто упали, а достигли критического уровня, ниже которого начинается страшная вещь под названием нерентабельность. И на самом деле Нейлу еще повезло: вылетев из Motley Crue, он сумел договориться с Warner Brothers и заключил 18-миллионный контракт на запись пяти сольных дисков - его дела всего лишь на семь миллионов хуже, чем у Motley Crue, и на вселенную лучше, чем у всех вышеупомянутых коллег, вместе взятых.
Повезло и Poison и Cinderella - несмотря на катастрофическое положение их новых альбомов, фирмы пока контракты с группами не расторгают. Похоже, одни лишь Bon Jovi избежали участи "длинноволосых" групп и, как спятивший поезд, ушли в иное измерение: хит-парад и его показатели в одной реальности. Bon Jovi и их мегаплатиновые пластинки - где-то за тысячи световых лет от дома. Давным-давно зачехлили свои гитары Ratt, White Lion и Faster Pussycat, все забыли, кто такие Bang Tango и Spread Eagle, a Bon Jovi с убитым кочегаром на борту прут по направлению к Вечности.
Музыкальные стили приходят и уходят, но еще ни один не исчезал с такой скоростью и так стремительно не терял популярность, как мелодичный хард-энд-хэви. Нечто похожее произошло разве что с поп-идолами 50-х, такими, как Фабиан и Бобби Райделл. Но как и тогда, знамений скорого конца света никто не наблюдал.
Хотя... в 1991 году президент фирмы Columbia Records Дон Айеннер умолял заводы компании организовать двухсменную работу для нарезки диска Warrant "Cherry Pie" - тираж альбома в результате достиг двух с половиной миллионов. А вот после недели печати следующего диска, "Dog Eat Dog", машины уже простаивали: альбом покупали только первые два дня, и продано было около 300 тысяч экземпляров (впоследствии альбом все же дотянул до "золота"). Примечательно, что во время раскрутки "Cherry Pie" приемную президента украшал огромный постер Warrant, когда же проходило совещание по поводу "Dog Eat Dog", секретарша восседала на фоне картинки со злобно ухмылявшимися Alice In Chains - прощай, хард, привет, грандж!
Вскоре Columbia Records расторгла контракт с Warrant, умер менеджер группы, с железным грохотом музыканты разводились с вдруг сделавшимися алчными женами, а затем уже свободных от брачных уз и денег людей настиг иск фирмы-дистрибьютора, завязшей по уши с последним опусом группы. В общем, несчастья, о которых пока только пели, стали явью. Warrant объявили о банкротстве, распались, но потом снова собрались, правда, в ином составе - как и Винс Нейл, группа сейчас выступает преимущественно в местах непотребных, а новый альбом будет выпущен предельно "независимой", то есть меньше некуда, фирмой.
Так кто же уничтожил "длинноволосый" рок? Ответ простой и короткий, и его знают все: грандж. Но были ли у него сообщники? Не слишком ли быстро и охотно мэйджор-фирмы расстались со своими курочками, которые исправно несли им золотые яйца? Повернулось спиной FM-радио и MTV? Черной неблагодарностью отплатили фэны? Или же мелодичный хард умер по естественным причинам, а грандж просто появился в нужном месте в нужное время?
Когда же начали выпадать волосы? По всему выходит, что в 1992 году. Сегодня радиостанции Далласа, Детройта, Хьюстона и Палм-Бич, входящие в Z Rock Network, транслируют грандж вперемешку с классикой рока - Pearl Jam и AC/DC, Soundgarden и Led Zeppelin, Alice In Chains и Aerosmith. А во второй половине 80-х эфир был забит Poison, Motley Crue и Cinderella. "Смена караула" произошла именно в 1992 году, после того, как компания провела опрос радиослушателей.
Директор Z Rock Network Пэт Дьюзи рассказывает, что его ди-джеи прокрутили наугад отобранным молодым людям около тысячи композиций из репертуара радиостанций компании, и при первых же аккордах Warrant, Great White и Winger большинство опрашиваемых кривились: "Да, мы знаем эти группы, но слушать их надоело". Подобное тестирование проводилось и в других городах Америки, результаты везде аналогичные. Сами ди-джеи говорят, что в ближайшее время задвинут на дальнюю полку записи "длинноволосых" - признаться, и я подумываю расстаться с коллекцией пластинок Dokken, Night Ranger и Tigertailz.
Никто не станет спорить, что в середине и второй половине 80-х этим группам уделяли очень много внимания. Незаслуженно много внимания. И когда количество этих групп превысило все разумные пределы,- вспомните похожие как капли воды безликие однодневки, которые непрестанно копировали лидеров направления! - наступила всеобщая апатия к мелодичному хард-энд-хэви. Пауэр-балладами был забит эфир, ни один видеосборник не обходился без слезливых Stryper и маловыразительных TNT, все "упертые в молодежь" режиссеры обязательно включали в фонограмму своих фильмов модные песни. В общем, эта музыка стала жертвой собственного феноменального успеха.
Но пострадали не только длинноволосые группы - в их грядущие произведения до сих пор вложены огромные суммы крупнейших фирм грамзаписи, оперирующих почти социалистическим понятием "пятиальбомья". Представьте, что вы впе- (к сожалению, на этом текст обрывается, мы пока что не можем отыскать окончание статьи).
Опубликовано:
25.12.2014 г.
|
|
|
|