В ярком световом пятне сцены невысокая хрупкая женщина проникновенно и страстно пела балладу о любви... Мало кто из сидящих в зале знал язык, на котором звучали слова песни, да это и не было так важно, потому что песням Каталины Ковач перевод не нужен: столько тепла, души и сердца в каждом звуке, что ее пение кажется естественным и необходимым как дыхание, как сама жизнь.
Не успели отзвучать аплодисменты, а Каталина Ковач уже была совершенно другой - задорной, озорной, раскованной. Упругие ритмы венгерского чардаша звали на искрящийся безудержным весельем праздник.
Все концерты Каталины Ковач в Москве, Ленинграде, Вильнюсе, Каунасе проходили при переполненных залах. Второй раз венгерская певица гастролирует в нашей стране. Ее успели узнать и полюбить. Своеобразие ее исполнительской манеры привлекает умением перевоплощаться в женщин разных социальных слоев и возрастов. Очень точно ощущает венгерская певица стиль и замысел авторов произведений и приносит это слушателю. Органичная, обладающая прекрасной пластикой, Ковач умеет лаконичными средствами нарисовать образы своих героинь.
Хороший ансамбль составляет с певицей трио молодых музыкантов: Марко Андраш, Хели Габор (электрогитары), Иожеф Боронски (ударник). Сильный, гибкий голос певицы расцвечивает песни в современных танцевальных ритмах «Будем петь и танцевать буги-вуги», «Не унываю», «Если уйду - вина на тебе». Особенным успехом на концертах в Москве пользовалась песня «Если бы я была ударником», в которой пение сочеталось с танцем и акробатическими трюками. И как контраст к этому насыщенному зрелищными элементами исполнению прозвучала баллада «Свет Эльгенбю», наполненная внутренним драматизмом, напряженностью, при полной внешней статичности и, можно сказать, некоторой торжественности облика артистки. Внешне скупыми мазками певица нарисовала живописное музыкальное полотно, в основу которого положен рассказ о том, как строится новая жизнь в Венгрии, о тех людях, чьими руками создаются богатства родного края. Инструментальный ансамбль «Гемени», тактично и мягко сопровождавший выступление певицы, продемонстрировал незаурядное техническое мастерство, музыкальность, ощущение стиля в исполнении джазовой пьесы «Волшебные палочки».
Джазовые ритмы, в которых Каталина Ковач умеет найти новые краски без подражания другим исполнителям этого направления, сменяются песнями, в основе которых лежат интонации венгерских народных мелодий. «Рассветает», «Крик сойки» - эти песни звучат полнокровно и широко, открывая слушателю картины народной жизни, насыщенные национальным колоритом.
В репертуаре К. Ковач - песни английских, немецких, итальянских авторов. Незаурядное актерское дарование певицы привлекло внимание кинематографистов, Ковач сыграла более десяти киноролей. Но все же музыка, песни -это главное в жизни актрисы, основа ее творчества. Каталина Ковач популярна не только у себя на родине. Она много гастролирует, неоднократно пела на сценах Болгарии, ГДР, Франции. «Советская публика была ко мне очень добра, прекрасно принимала меня, - рассказывает жизнерадостная, улыбающаяся певица после московского концерта. - В нашей стране во время моих гастролей в каждом городе у меня было по два концерта. И в больших и в малых городах Советского Союза мне удавалось находить контакт с чуткими и доброжелательными советскими слушателями. За это я им очень благодарна».
Советская публика в свою очередь признательна венгерской певице Каталине Ковач за ее яркое, жизнерадостное искусство.
Прекрасно сказала об этом выдающаяся советская актриса, ветеран сцены, народная артистка СССР Анастасия Зуева: «Я удивляюсь и искренне завидую той молодой энергии, жизнерадостности и свету, которые несут все песни молодой мадьярки. Послушав ее, я помолодела на двадцать лет». Лучше не скажешь.
АЛ. ДРАБКИН
Журнал "Советская эстрада и цирк" №6, 1979 г.
|