Итак, четвертый альбом Led Zeppelin. По сути дела, никакого названия у него нет вообще. Ребята решили в очередной раз поразить меломанов, пойдя даже дальше The Beatles с их одноименным альбомом, на котором не было ничего, кроме названия группы. Led Zeppelin не хотели, чтобы на конверте присутствовало даже это, что вылилось в долгое противостояние с звукозаписывающей компанией. В конце концов представители последней сдались.
На обложке следовало изобразить четыре руны, каждая из которых символизировала одного из участников группы: перо в круге (Плант), три овала, пересекающихся внутри круга (Джонс), три кольца (Бонэм) (как оказалось, это был не только символ стабильности, но и эмблема пива «Бэллентайн») и нечто, напоминающее слово «zoso» или «zofo», однако являющееся символом Козерога, управляемого Сатурном (Пейдж). Помимо этого, таинственность обложки дополнялась изображением старика с вязанкой дров, который на развороте уже стоял на вершине холма и смотрел вниз на юношу, взбирающегося на этот же холм. Придумавший все это Пейдж явно увлекся символикой карт Таро, а также оккультизмом (например, Алистером Кроули).
1) «Black Dog». Возникает гитарный звук, который мгновенно замолкает, после чего следует вокал без музыкального сопровождения, периодически сменяющийся запоминающейся хардовой ритм-секцией. Получился отличный среднетемповый боевичок. Название композиции связано с тем, что во время записи по студии шлялась какая-то черная собака породы лабрадор.
2) «Rock and Roll». Догадайтесь, что это. Конечно, рок-н-ролл, пусть довольно стандартный, но зато весьма задорный – под него вполне можно лихо отплясывать. Энергично играет здесь даже фортепьяно, а Бонзо реально показывает класс. Кстати, слово «рок-н-ролл» здесь употребляется и в его первоначальном значении, которое было у него в негритянской музыке, т.е. «секс».
3) «The Battle of Evermore». Красивая фолк-баллада, вновь возникшая в результате увлечения Планта Толкином (хотя и «1001 ночь» здесь также вполне ощущается). Фэнтезийная атмосфера прямо-таки обволакивает слушателя – акустические гитары, мандолины, вокал (точнее говоря, два – гипнотическим голосом подпевает Сэнди Денни из фолк-группы Fairport Convention) то нежный, то призывный, говорящий о Королеве Света, Темном Повелителе, призраках кольца, драконе тьмы и многом другом.
4) «Stairway to Heaven». Неужели кто-то не знает этой вещи? Тогда я уж не знаю, в каких бункерах вы прятались последние 35 лет. Самая известная композиция Led Zeppelin, ставшая успешным ответом на «Child in Time» и достойная занимать место по крайней мере в десятке лучших рок-песен – да что там рок-песен? – в десятке лучших музыкальных композиций всех времен и народов! Как ни странно, не надоедает даже спустя столько времени и даже после того, как слышал ее бесконечно много раз. Уже вступление с акустической гитарой, инспирированное, кстати, композицией команды Spirit под названием «Taurus», глубоко проникает в сердце, ну а о проникновенном вокале, жалобно произносящем «у-у-у», и говорить не приходится. А какой текст! Ребята наконец стали уделять должное внимание лирике. Много разных мыслей появляется при ее прослушивании – что деньги в жизни не должны быть главным, что человеку нужны верные друзья, что изменить свои устремления, если они неправильны, иногда совсем не поздно и что никогда нельзя переставать надеяться на лучшее. Композицию можно разделить на несколько частей: балладную первую, более энергичную вторую и уж совсем хард-роковую третью, в которой вокал становится особенно пронзительным. Неожиданным получилось и окончание – музыка внезапно прерывается, и Плант вновь произносит знаменитую строчку: «И она покупает лестницу в небо», причем таким тихим голосом, что последние слова еле слышны.
5) «Misty Mountain Hop». Вновь энергичный рок-н-ролл с запоминающимся электрофортепианой и гитарной линией. Надо же дать отдохнуть после столь сильной композиции! И лирика, естественно, не столь навороченная, хотя уже и не простая, как две копейки: «Посмотри-ка на себя и скажи, что ты видишь. Нравится ли тебе это?» Плант высказывается против закоснелого городского мещанства, предпочитая свободу где-нибудь в горах.
6) «Four Sticks». Еще один хард-рок, основным движителем которого является сначала жесткий риффинг, а потом пассажи акустической гитары. Вновь мы видим, что название не имеет никакого отношения к содержанию («Детка, я должен от тебя уехать»), что уже становится своеобразной фишкой: ритм песни был сочинен Бонэмом, когда он играл четырьмя палочками – по две в каждой руке.
7) «Going to California». Очередная фолк-баллада, однако не такая сильная, как другие на этом альбоме. Плант рассказывает нам об очередной не оченно хорошей женщине, с которой он (или его лирический герой) проводил время, пока не решил податься в Калифорнию, где, как ему сказали, живет девушка его мечты.
8) «When the Levee Breaks». Отличное завершение альбома в виде тяжелого блюза. Энергично вступают ударные (одно из лучших проявлений искусства Бонзо) и гитара, симпатично звучит губная гармоника, запоминаются вокальные вариации. Слезы здесь сравниваются с дождем, который, если будет идти слишком долго, поднимет уровень воды в реке и прорвет плотину.
Вероятно, я бы поставил этому альбому высший балл, даже если бы кроме «Лестницы в небо» на нем не было ничего стоящего. Видимо, от отношения именно к этой вещи того или иного человека и зависит его оценка этого альбома в целом. Однако разве могли ребята выпустить столь гениальную песню на фоне невзрачных филлеров? Конечно, нет. Пусть они не могут затмить ее, однако все равно показывают высокий уровень мастерства, а вместе все композиции образуют абсолютное единство. Этот альбом без названия (хотя фэны таки давали ему разные названия вроде «Четыре символа», «Руны» или «Зосо») стал одной из вех рок-музыки, и его влияние можно прослеживать до сих пор.
Написал: Featus 17 июл 2005
|