Английские выпуски Led Zeppelin-III

LED ZEPPELIN IV
Английские выпуски альбома на "Atlantic", 1971 г.

РОК-ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


Альманах «Recensent.ru»
№ 2, Февраль 2008 г.


Рецензия на альбом

L. Z. АЛЬБОМ № ЧЕТЫРЕ:
И СНОВА БЕЗЫМЯННЫЙ, НО УЖЕ С СИМВОЛАМИ


Иногда мне бывает нестерпимо стыдно за свои поступки, так стыдно, что хочется, подобно Пятачку, убежать из дома и стать моряком. Ничего не поделать: в юности все совершают глупости, повторяют за другими непроверенные сведения, врут, чтобы казаться круче перед сверстниками, и часто выдают чужое мнение за своё. Не избежал подобных соблазнов и я. Надо взглянуть правде в глаза: как бы мы ни боролись с системой, как бы ни пытались выйти за пределы и «убить в себе государство», мы все, в большей или меньшей степени – дети «совка». А в Советском Союзе, как известно, считалось хорошим тоном спорить о вкусе бананов и ананасов с теми, кто их ел. Иногда я следовал чужим путём: формировал своё суждение не на основе прослушанного или прочитанного, а на основе мнения «знающих» друзей, которым доверял. Как выяснилось позже, многим из них не стоило доверять, а многие мне оказались даже не друзья. В частности, была такая музыка, которую принято было хаять и поносить. Не потому, что она плоха, а потому, что в обществе царят другие настроения, сменились времена, приоритеты, мода или стиль. Это закон толпы – иллюзия, что если много людей делают глупость, она от этого перестаёт быть глупостью. Есть несколько людей, перед которыми мне очень стыдно.

Одни из них – «Led Zeppelin». «Цеппелины» – досадная дыра, пробел в моём образовании, которым я когда-то, как ни странно, гордился. Они были в любом киоске – полный набор, пожалуйста! – от первого до последнего альбома. Но моё поколение почти не слушало хард-рок, предпочтя ему готику и панк (ну, в крайнем случае, металл), а «Цеппелины» в нашем представлении и вовсе были «динозаврами», зажравшимися миллионерами, погрязшими в понтах и самолюбовании. Даже когда «Мелодия» начала выпуск «Архива популярной музыки», и я открыл для себя творчество таких людей, как «Криденс» и «Дорз», «Led Zeppelin» остался единственным выпуском этой серии, который я тогда не купил. Это был снобизм чистейшей воды. Стоило сказать: «Цеппелины»? Я эту тягомотину не слушаю», – и все вокруг думали: «Ого! А парень-то крут». Как я пришёл к их творчеству – сам не пойму. Никто из моих друзей их не слушал, по телевизору их не крутили, в периодике печатали уважительные статьи, больше похожие на некрологи или мемуары. Изредка мелькала информация, что бывшие фронтмены группы Пейдж и Плант что-то затевают (всякий раз неудачно). Но я точно помню миг, когда наступило прозрение. Это был 1994 год. Джимми Пейдж и Роберт Плант на время воссоединились и дали несколько концертов с симфоническим оркестром под названием «No Quarter». Уже не помню, зачем я купил эту кассету. Может, чтоб поржать? Хотя скорее всего, у меня просто были лишние деньги. Не знаю. В общем, я её послушал – и всё «заверте...» В считанные месяцы я записал и переслушал все альбомы «Led Zeppelin», какие нашёл. Чувства я испытывал противоречивые. Главным образом, конечно, это были восторг, ошеломление и досада: как же это я мог быть так слеп и глух столько лет! Однако радость омрачалась стыдом и неловкостью от осознания того, каким я был упёртым болваном. Что ж, поделом. Невозможно научиться без ухмылки говорить «Я люблю», не умея сказать: «Прости меня». Наверное, только когда человек начинает переоценивать свои прошлые поступки и понимать, что был не прав, он по-настоящему начинает взрослеть. Это больно, но выход наверх – всегда через боль.

История группы началась 14 июля 1968 года в Лондоне. Было это очень прозаически. Бывший гитарист группы «The Yardbirds» Джимми Пейдж набирал новый состав, чтоб выполнить контрактные обязательства по гастролям. На примете у него уже был бас-гитарист Джон Пол Джонс – опытный сессионный музыкант, с которым Пейдж неоднократно пересекался ранее. А в тот летний день состоялось его знакомство с Робертом Плантом – певцом из любительской группы «Band Of Joy», фанатом блюза и обладателем уникального голоса. Пейдж и Плант полностью сошлись во вкусах и музыкальных пристрастиях, вдобавок, оказалось, что у Планта на примете есть великолепный барабанщик Джон Бонэм. Репутация Бонэма в музыкальных кругах уже тогда была столь высокой, что он долго колебался – принимать приглашение Пейджа или предпочесть синицу в руках. Всё решила совместная репетиция, на которой все четверо почувствовали такой подъём, что единогласно решили немедленно отправиться на гастроли. Какое-то (весьма непродолжительное) время они выступали под названием «The New Yardbirds», затем сменили его на «Led Zeppelin» (иск. «Свинцовый Цеппелин»). Название придумал барабанщик Кит Мун из группы «The Who» по аналогии с английской идиомой lead baloon, означающий дурацкую шутку. Первый альбом вышел в Штатах, на концерне «Atlantic Records». Менеджер группы Питер Грант выторговал у её шефа Ахмета Эртегана небывало выгодные условия для своих подопечных: контракт на 5 лет, выпуск пяти альбомов и аванс в 200 тысяч долларов. Новая команда предложила слушателю мощную и скоростную версию тяжёлого блюза. Уже второй альбом возвестил о рождении совершенно нового, революционного звука. За какой-то год группа совершила стремительное, небывалое восхождение из маленьких клубов к стадионным концертам, из никому не известных «дублёров» – к вершинам хит-парадов. Но настоящим триумфом, вехой и точкой отсчёта стал четвёртый диск – альбом с четырьмя символами.

Эти самые символы предложил вынести на обложку диска Джимми Пейдж (кроме них, там вовсе не было надписей). Каждый должен был означать участника группы. Плант выбрал птичье перо в круге – символ единения всего живого на Земле, Бонэм – три пересекающиеся окружности, Джонс остановился на кельтском трёхлепестковом узле, означавшем Вселенную, и только Пейдж не смог внятно объяснить, почему он выбрал слово «Zoso», не имеющее смысла ни в одном из языков, чем наплодил массу слухов.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Британский выпуск альбома LED ZEPPELIN-IV

Для увеличения изображения нажимайте на картинку


Led Zeppelin-IV, внешняя сторона

Led Zeppelin-IV, внутренняя сторона

Led Zeppelin-IV, вкладка, сторона 1

Led Zeppelin-IV, вкладка, сторона 2

Внутренний конверт серого цвета.

Led Zeppelin-IV, первый выпуск

Led Zeppelin-IV, второй выпуск

Led Zeppelin-IV, первый выпуск

Led Zeppelin-IV, разные английские выпуски, справа с краю и внизу - лейбл цветного выпуска.

Led Zeppelin-IV, британский выпуск 1978 года на сиреневом виниле

Led Zeppelin-IV, британский выпуск 1978 года на сиреневом виниле.




ЧАСТЬ 2. ОКОНЧАНИЕ

Открывает альбом «Black Dog». До сих пор этот тяжёлый блюз – моя самая любимая песня у «Led Zeppelin». Услышав её впервые, я просто оцепенел от этого животного напора, дикой страсти и «предоргазменного» отходняка. Плант тут просто великолепен. Слышно, как в середине песни барабанщик и басист «размазывают» ритм – бас ускоряется, а барабаны отстают (наверняка это случайность – добиться такого эффекта нарочно невероятно трудно). Создавая эту вещь, Пейдж, Плант и Джонс копнули очень глубоко. По сути, это даже и не блюз – она ближе к холлерам, рабочим песням сборщиков хлопка, своеобразным прото-блюзам, где один певец запевал строку, остальные хором её повторяли. В творчестве «Цеппелинов» всегда присутствовала мистика, но в этом альбоме её количество просто зашкаливает. Достаточно сказать, что в песне нет ни единого намёка на собаку (речь вообще идёт о женщине). Неожиданное название, никак не связанное с текстом, обусловлено тем, что во время записи этого номера в студию регулярно забегала огромная чёрная собака, которая потом мистическим образом куда-то исчезала. Также не исключено, что название каким-то образом связано с барабанщиком Бонэмом (своё прозвище «Бонзо» он получил ещё в детстве за любовь к герою одного мульта – собаке с такой кличкой). Следующая вещь, нехитро озаглавленная «Rock And Roll», действительно рок-н-ролл, практически единственный в творческом наследии группы (зато какой!). В студии Бонэм наиграл вступление к одному рок-н-ролльному стандарту, Джонс и Пейдж сымпровизировали – и получили мощный заводной номер. Великолепная «The Battle Of Evermore» отсылает к другим корням группы – древним преданиям, староанглийскому фольклору, литературе фэнтези, а также мистике и оккультизму, которыми в те годы сильно увлекался Пейдж. Партию женского голоса исполняет Сэнди Дэнни, солистка группы «Fairport Convention». После этого идёт «Stairway To Heaven» – «Лестница в Небо», 8-минутный шедевр на все времена. Говорить о ней бесполезно – надо слушать, ибо есть такие песни, которые много больше, чем просто песни. «Stairway To Heaven» – это Явление, восходящее из глубин средневековой музыки к вершинам «металлического» забоя. После этой вещи за группой прочно закрепилась слава создателей шедевров. Многие считают её лучшей песней всех времен и народов. Честно говоря, я затрудняюсь предложить другую кандидатуру (разве что «Битловскую» «Yesterday»).

Собственно, если хочется, можно остановиться на этом: если б на альбоме были только эти четыре вещи, он всё равно стал бы верстовым столбом хард-рока. Однако на диске есть ещё четыре песни: тяжёлая, размашистая, очень мрачная «Misty Mountain Hop» («Прыжок с мистической горы») и примыкающая к ней по настроению «Four Sticks» («Четыре палочки»). У Бонэма была силовая, хлёсткая манера игры, он предпочитал особые, утяжелённые барабанные палочки. Как-то в студии таких не оказалось, и Джон взял в каждую руку по две обычных – отсюда и название песни. Если честно, эти два номера выглядят бледновато по сравнению с четырьмя предыдущими шедеврами. Зато продолжающая альбом акустическая «Going To California» и заключительная «When The Levee Breaks» (её автор – чикагский блюзмен Мемфис Минни) – ещё два бесценных хита в копилку мировой рок-музыки. Вот на этом действительно всё.

У «Led Zeppelin» все альбомы хороши, даже бутлеги (для того, кто понимает, конечно). Многие считают вершиной их творчества двойной диск 1975 года «Physical Graffiti», но я всё-таки предпочитаю этот четвёртый, номерной альбом. Они потрясали. Они постоянно экспериментировали, пробуя на прочность блюз и фолк, «развинчивали», раздвигали их как тессеракт, пытаясь угадать по очертаниям, что там, в четвёртом музыкальном измерении. Немудрено, что ближе к концу, когда Плант пережил немало травм и автокатастроф, а Пейдж серьёзно подсел на героин, их вычурные, странные, тяжёлые конструкции перестали выдерживать это сжатие и растяжение. «Гайки» стали вылетать, каркас расшатался, и оболочка дала течь. Дальнейшая судьба группы чем-то напоминает судьбу настоящих дирижаблей графа фон Цеппелина – она была полна триумфальных рекордов и не менее громких катастроф. Эти реформаторы тяжёлого блюза к концу своей карьеры достигли всего, чего можно желать – богатства, славы, поклонения, любви. Но этого им было мало. Джимми Пейдж всерьёз увлёкся чёрной магией и даже приобрёл имение Болескин-Хаус на берегу озера Лох-Несс, когда-то принадлежавшее чернокнижнику Алистеру Кроули, и открыл в Лондоне магазин оккультной литературы. В период с 70-го по 75-й члены группы и их родственники попадали в аварии и несколько раз были на грани жизни и смерти. Плант сильно повредил голову и порезал лицо, в другой аварии сломал руку и ногу, его жена чудом выжила. В печати появились предположения, что чёрная магия и колдовство, которыми увлекался Пейдж, навлекли беду на семью Планта, и, хотя тот уверял друзей, что всё это – ерунда, он сделался суеверным и жаловался, что стал жертвой какой-то неконтролируемой, невидимой силы. В песне «Nobody\'s Fault But Mine» («Никто не виноват, кроме меня») Плант открыто заявил, что его преследует дьявол, и что ему надо спасать свою душу: «На мне верхом едет обезьянка, вцепившись в спину, мне надо начинать жить по-новому». А в 77-м у Планта умер сын; внезапную смерть здорового, смышлёного мальчика трудно объяснить: 26 июля он заболел гриппом, на следующий день ему стало хуже, и по дороге в больницу он скончался. На могиле сына Плант поклялся, что никогда больше не выйдет на сцену и несколько месяцев просидел дома в депрессии. Пол Джонс примерно тогда же сломал руку, а Джон Бонэм – рёбра. Газетчики предрекали Пейджу скорую гибель, однако волшебник выжил, умер его ученик: 24 сентября 1980 года Джон Бонэм, официально признанный лучшим барабанщиком тяжёлого рока, выпил за вечер три смертельных дозы водки и больше не проснулся. После были сольные проекты и альбомы, ни один из которых даже близко не подобрался к сиянию их былого величия.

Об этих музыкантах трудно говорить по отдельности. Как ни крути, сегодня ясно, что перед нами – классический гештальт, явление высшего порядка, когда целое намного больше суммы отдельных его составляющих.Эта группа не раскладывалась на кирпичики, и все попытки возрождения легенды долгое время не имели успеха (кроме, пожалуй, того памятного концерта «No Quarter»). Пейдж собрал собственную группу «The Firm», не имевшую успеха, Плант выпустил несколько удачных сольных альбомов, Джон Пол Джонс реализовал себя как талантливый продюсер. Странным образом продолжил музыкальную деятельность с того света и Джон Бонэм: характерный звук его барабанов, забитый в сэмплер, остаётся самым востребованным в современных звуковых библиотеках. Однако всё когда-то возвращается к истокам. В конце 2007 года состоялось грандиозное воссоединение легенды для концерта памяти Ахмета Эртегана, вызвавшее огромный резонанс. Место за ударной установкой занял сын Бонэма Джейсон, который не только стал к этому времени выдающимся музыкантом, но и является большим знатоком творчества своего отца и его группы.

«Его», потому что в этой легенде не было вторых: они все были первыми и единственными в своём роде – четыре инструмента, четыре виртуоза, четыре символа. Да, в 80-е ценилась совершенно другая музыка. Да, прежние ценности надолго потеряли своё значение, и «Led Zeppelin» остались в памяти «поколения рассерженных» в качестве стадионных монстров, которых было принято травить и презирать. Да, в результате «Цеппелины» были забыты на долгие десятилетия.

Да, в нашем поколении было немало дураков, которые сами порвали этот парус. Стыдно сказать, но я был в числе них.

Каюсь, каюсь.

Каюсь.


Автор:
Дмитрий Скирюк


Источник:
RECENSENT.RU


Опубликовано:
20 сентября 2019 г.


Тайна острова Оук. Александр Бирюк. Читать книгу


Вернуться в LED ZEPPELIN IV

Вернуться в ОБЗОР АЛЬБОМОВ LED ZEPPELIN

Вернуться в LED ZEPPELIN

Вернуться в РОССИЙСКИЙ ЛИЦЕНЗИОННЫЙ ВИНИЛ

Вернуться в ЭНЦИКЛОПЕДИЮ

Вернуться в КАРТУ САЙТА