Глава I.
Назад на Восток!
Стр. 143
В самом начале XVIII века морем и сушей двинулись в Россию братья масоны. Двери в Россию открыл им Петр Великий, в окружении которого были известные масоны Лефорт и Брюс. Еще при жизни Петра учрежден в Петербурге масонский орден Андрея. Отсюда и учреждение первой и самой высокой награды Российской империи – орден Андрея Первозванного и появление на кораблях военного флота России бело-голубого Андреевского флага.
Масонские символы входили в государственную атрибутику России, а масонские принципы завоевывали умы. Под покровительством российских государей масонские ложи размножились чрезвычайно. В середине XVIII века территориально они располагались в Петербурге и Северо-Западном крае – Риге, Ревеле, Вильно. Эта территория становится базовой для движения масонства дальше на Восток. Причем это движение, начиная с появления первых масонов в Петербурге, было практически возвратом, так как, возникнув в Европе (Англии, Франции), масонство свое происхождение ведет из Египта, Передней Азии, и вероятно, из древней Индии. Есть все основания считать, что сын объединителя Индии Чандрагупты царевич Ашока был основателем масонской ложи «Общество девяти неизвестных». Ставя перед собой нравственные цели, общество использовало для их достижения неограниченные финансовые средства, как рычаги, влияющие на государственную власть и на отдельных ее представителей. Скрытая задача общества сводилась и сводится – так как общество, вероятно, существует и сегодня – к достижению бессмертия. Подобные задачи ставили перед собой и первые петербургские масоны. Говорят, что граф Брюс очень сильно приблизился к решению сверхзадачи. Перед смертью он оставил записку Петру, что в случае, если он понадобится императору, то его нужно натереть специальной мазью. Что и было сделано. Но когда умерший стал приходить в чувство и владеть языком, то испугавшийся Петр приказал прекратить натирание, и Брюс умер вторично.
Таким образом, движение на Восток было своего рода возвратом к истории. Движение на Запад не могло пройти и не прошло бесследно.
Масонское нравственное учение трансформировалось под влиянием конкретных условий той страны, где возникли ложи. Кроме того, единое первоначально, масонство расслаивалось на отдельные, чисто внешне противостоящие друг другу направления.
Английские ложи по структуре и ритуалам отличались от шотландских, французские – от германских, от тех и других разнились шведские ложи.
В России XVIII века равноправно м параллельно развивались масонские ложи всех этих толков, но входили в них прежде всего и почти исключительно иностранцы. В 1731 г. капитан Джон Филипс был назначен провинциальным гроссмейстером России. Но пройдет больше трех десятилетий, пока брат Елагин, камергер императорского российского двора, получит, будучи в Лондоне, конституционную грамоту, дающую ему право открыть первую русскую ложу в Петербурге.
Наместным мастером в ней стал брат Меллисино, генерал-лейтенант, директор императорских инженерных и артиллерийских корпусов. Деятельность этого масона нуждается в тщательном осмыслении. Елагин и Меллисино активно открывают ложи в разных городах России: ложа музы Урании, ложа Гигеи, Конкордии, ложа Бессмертия и другие. Меллисино занимается кадровым вопросом. Осторожно и терпеливо он набирает из братьев высших степеней тех, кто был более подготовлен к восприятию высших поучений. Цель Меллисино: создать из них тайный комитет, именуемый тайным капитулом, который должен был направлять деятельность всех лож и отдельных членов их. Но как и к чему направлять? Это остается тайной и по сей день, так же, как тайной остается и цель движения масонства на Восток. Первое, что приходит на ум, - цели политические. Конечно, они имели место, но, видимо, лишь как средство достижения каких-то иных, скрытых целей. Такие цели могут быть связаны только с внутренними проблемами самих масонских лож. Тело любой общественной организации рано или поздно дряхлеет, и спастись от окончательной гибели она может только обновившись, получив приток новой крови, новой энергии, способной оживить старые идеи. Иногда при этом приходится что-то терять, как бы становиться на несколько ступеней ниже. Но возвращение к истокам, к живительным истокам и возможно только путем упрощения.
Сущность движения масонства на Восток – не захват огромной территории, не заговор против России, а средство омоложения масонской идеи: рывка из мрака к свету и как результат – бессмертия того, что принято называть душой, что связывает человека с Вселенной, частички чего авторы «Упанишад» находили и на Солнце, и в сердце человека.
ГЛАВА II.
"ТО, ЧТО СЖИМАЮТ, РАСШИРЯЕТСЯ"
|