Глава II.
То, что сжимают, расширяется
Стр. 144
Так говорили китайские философы даосы, и они во многом были правы. Как только правительство начало репрессии против масонских лож, последние ушли в подполье, и трудно было предположить, какую форму они примут, выйдя оттуда. Гонения на масонов в Германии породили учение иллюминатов профессора Вестгаупта, ставившего во главу работы масонской ложи борьбу с деспотизмом, а поскольку сил у самих масонов не хватало, то масонство должно было примкнуть и даже, в определенной мере, вдохновить массовое революционное движение против правительства.
Большинство лож в России в середине XIX века «уснули», т. е. якобы перестали существовать, перестали принимать в свое число новых членов, прекратили проводить собрания и выпускать литературу масонского направления. Масонство перестало поддерживать свою жизнедеятельность за счет роста рядов, обратив самое пристальное внимание на жизнь идей.
Масонские принципы и идеи широко проникли во второй половине XIX века в среду революционной молодежи. Достаточно вспомнить лозунги Великой французской революции, живущие до сих пор: «Свобода! Равенство! Братство!» Родившись в масонских ложах, они из Франции перекочевали в Россию, где прочно закрепились на знаменах народовольцев, социал-демократов, большевиков. К свободе и равенству, совершенно игнорируя несовместимость этих понятий в одной и той же программе, нас призывают и сегодня. Только в рамках масонского братства можно говорить о Свободе и сопутствующем ей Равенстве.
2 июня 1817 г. в Варшавской ложе «Казимир Великий» выступил граф Людовик Платер с речью, посвященной рассмотрению равенства «одного из первейших и существеннейших начал» масонского общества. Равенство, как доказывал Платер, является основанием всему масонскому зданию. «Уставы масонства, - говорил Платер, - по наступлении определенного часа воссияют в возрождении своем и возвратят нам первобытную невинность, добродетель и счастие». Но равенство среди товарищей и братьев не отрицает, а, наоборот, усиливает жесткую дисциплину и подчинение старшим. Дисциплина в отдельных масонских ложах переходит в слепое повиновение, вероятно, заимствованное из масонской системы строгого наблюдения, основанной в 1764 г. в Германии Гундом. Наиболее яркое выражение провозглашаемое Равенство и действительное подчинение получило в строении партии революционных народников и… большевиков. Именно в «Народной Воле» в 70-х годах XIX столетия возник т. н. «Исполнительный Комитет», стоящий над всей организацией. Подчиненные «Исполнительному Комитету», народовольцы делились на несколько степеней, в том числе на теоретиков и практиков. Но точно такое же пирамидальное строение было и у масонских лож. На самой вершине пирамиды находились Архитекторы. Масоном мог стать каждый, но и среди них были масоны разных степеней, а у розенкрейцеров имелись «теоретики» и «практики», подобные народовольцам.
Для сношений друг с другом у масонов был свой шифр, который время от времени менялся. Из копии повеления розенкрейцерам: «Нашим братьям первых юниоратских градусов, как то: юниорам, теоретикам и практикам, как одним, так и другим, прежде бывшие шифры философов, которые мы ныне употребляем и которые отныне тайным юниоратским писанием для всех братьев реченных 3-х первых градусов суть, для законного употребления поручить и предписать. В то же время, для юниоратов, доныне бывший лозунг РЕШ а новый лозунг переменяется…» Во время процессов над народовольцами многие из них называли себя агентами 3 степени «Исполнительного Комитета».
Таким агентом «Исполнительного Комитета» называла себя Софья Львовна Перовская, ставшая одним из главных организаторов и исполнителей убийства императора Александра II. Софья Перовская происходила из старинного рода с давними масонскими традициями.
Основателем рода считается граф Алексей Кириллович Разумовский, бывший известным в России масоном. По настоянию отца он женился на Варваре Петровне Шереметьевой, но в браке был несчастлив. Подлинное семейное счастье граф нашел с девицей Марией Михайловной Соболевской, от которой у него было девять детей. Дети Разумовского получили фамилию Перовских от села Перовское под Москвой. Идеи масонства витали в воздухе дома, и братья Лев и Алексей не остались к ним глухи. Алексей Перовский был по велению отца «усыплен» и назначен попечителем Харьковского университета. Он получил известность под именем Антония Погорельского, как писатель. А брат его Лев был губернатором в Новгороде и Петербурге. В его семье и родилась Софья Львовна Перовская, в последствии порвавшая с отцом, но… не порвавшая с идеями масонства.
ГЛАВА III.
МАСОНЫ ПРОТИВ РОМАНОВЫХ
|