После некоторого перерыва Роберт Фрипп возродил группу и на этот раз он нашел наконец музыкантов, которые оказались наиболее ему под стать. Ими стали басист и вокалист Джон Уэттон из группы Family и замечательный ударник Билл Бруфорд из Yes, а также скрипач и клавишник Дэвид Кросс. Прибегнул Фрипп также к услугам нового поэта - Роберта Палмера-Джонса, чья лирика не столь наворочена, как у Синфилда (хотя по-своему интересна), и, может быть, поэтому группа стала более инструментальной, а лирика присутствует лишь в некоторых композициях. Именно этот костяк выпустил один за другим три сильных альбома, которые можно считать лучшими в творчестве группы за все время ее существования. Нужно также упомянуть, что на данном альбоме в состав группы входил также замечательный перкуссионист Джейми Мьюир, но он получил травму во время одного из выступлений и решил отправиться не куда-нибудь, а в буддистский монастырь.
1) «Larks' Tongues in Aspic, Part One». Авангардный инструментал на целых 13,5 минут, в течение которых мы успеваем услышать различные музыкальные жанры от «нью-эйджа» до жесткого рока и джаза. Вся композиция звучит довольно эклектично, и создается впечатление, что в ней объединили несколько разных вещей, однако впечатление все равно остается сильным. Начало весьма тихое - звучат различные перкуссии, напоминающие колокольчики, звоночки и много чего другого и создающие прямо-таки идиллию, однако постепенно нарастает напряжение, поскольку звуки становятся тревожнее и громче, а тут еще подключаются постанывающая скрипка и подвывающая гитара. Несмотря на жесткую гитару мы совершенно не ожидаем, что будет дальше, и после шизофренического прохода перкуссий внезапно воздух разрывается, вероятно, одним из наиболее металлических, воистину крышесносящих риффов в истории прог-рока, и так повторяется еще раз. Следующая часть - более быстрая, с интересной ритм-секцией, в которой атонально солирующая гитара, бас и ударные эффектно дополняют друг друга. После небольшого хаоса и наступления паузы звучит грустная скрипка, иногда опять что-то тихо звенит, слышны какие-то восточные мотивы. Вновь наступает пауза, после чего к нам постепенно приближается скрипка и бас-гитара, а также какие-то вокальные сэмплы. После очередной порции звоночков мы переходим к следующей композиции.
2) «Book of Saturday». Короткая фолк-роковая баллада с джазовыми мотивами, повествующая о любовных отношениях, привносящих в жизнь грусть. Под грустные гитарные аккорды и бас появляется вокал. Атмосферу прекрасно дополняет скрипка и хоровая подпевка. Кстати, ударных здесь нет вообще.
3) «Exiles». Слышны низкие тревожные звуки, подошедшие бы к саундтреку к фильму о постъядерном апокалипсисе. Гудит бас, повизгивает скрипка, трещат перкуссии. Наконец скрипка начинает солировать под бас, акустическую гитару и вокал. Позднее звучит и фортепьяно и, кажется, флейта. Здесь вновь присутствуют восточные мотивы, а также запоминающееся гитарное соло. Что касается текста данной баллады, то он представляет собой монолог солдата, размышляющего на войне о своем положении и о том, что было до этого.
4) «Easy Money». Звучит жесткий гитарный риффинг под размеренные ударные, пульсирующий бас и прикольные вокализы (что-то вроде «ту-ту-тира-дам»). Вокальная часть начинается под редкие гитарные аккорды и разные странные перкуссии. В тексте повествуется, видимо, о проститутке, однако в то же время в ее образе можно представить представителей шоу-бизнеса, которым нужны только деньги. Появляется медленный ритм, задаваемый ударными и басом, а на заднем плане звучит скрипка. После окончания вокальной части идет отличный инструментал с блюзовым гитарным соло под запоминающиеся перкуссии. Иногда слышны вокализы Уэттона. Музыка становится все громче и эмоциональнее. Вновь появляется «ту-ту-тира-дам» и последняя вокальная часть - на этот раз под выходящие на передний план струнные. В конце слышится продолжительный смех, напоминающий карканье.
5) «The Talking Drum». Очень долго ничего не слышно, кроме странных и очень тихих звуков. Появляется барабанный стук, который вскоре исчезает. Затем далеко начинает слышаться размеренный ритм, задаваемый бас-гитарой, ударными и перкуссиями. С появлением скрипки, к которой присоединяется гитара Фриппа, музыка начинает нарастать и постепенно звучит жестче и эмоциональнее. С таким названием ребята вполне могли бы добавить в композицию нечто африканское, но почему-то не добавили.
6) «Larks' Tongues in Aspic, Part Two». Пищит гитара, возникает жесткий гитарный риффинг и под энергичную ритм-секцию идет завершающий альбом инструментал. С появлением скрипки музыка чуть замедляется, однако лиричность сохраняется недолго. В основном все достаточно жестко и, можно сказать, шизофренично. Кстати, Мьюир здесь стучит металлическими цепями по гонгам и тарелкам. Заканчивается все всеобщим инструментальным хаосом и долгим эхом.
Альбом, возможно, имеет некоторые недочеты, однако звучание его настолько интересно, что хочется слушать его еще и еще, чтобы находить то, чего раньше не замечал. Музыкальный талант ребят не подвергается сомнению - Фрипп явно нравится экспериментировать в околометаллических областях (вот где можно искать корни альтернативного металла 90-х), Бруфорд играет, наверное, так, как ему не удавалось в Yes, а бас-гитара Уэттона даст сто очков вперед всем басистам, которые были в команде до него. Что касается вокала, то, может быть, Уэттон не так силен, как Грег Лейк, однако его слегка грубоватый голос прекрасно иллюстрирует те немногие вещи, в которых он поет. В общем, настоятельно советую послушать.
Рецензент: Featus
|