Второй альбом «Алого Короля» очень похож в музыкальном отношении на первый, но, к сожалению, не достиг уровня того сногсшибательного дебютника, оказавшего воздействие на большинство, если не на всех, слушателей своими новаторскими идеями, сразу же показавшими высший класс команды. Видно, что Роберт Фрипп по-прежнему экспериментирует, однако на этот раз у него не всегда это получается. Не последнюю роль в этом сыграло, по-видимому, и то, что состав группы на первых альбомах постоянно лихорадило. Ушли клавишник Иэн Макдональд (позднее он сформирует Foreigner) и поющий басист Грег Лейк (этот, спев на всех композициях, кроме одной, удалился прямо посреди записи - догадайтесь, в какую группу), в результате чего клавишными занялся сам Фрипп, на бас-гитару он пригласил старого знакомца Питера Джайлза (теперь в группе были оба брата, записавшие когда-то с Фриппом шлягерный альбом «The Cheerful Insanity of Giles, Giles and Fripp»), а вокалистом (пока только на одну песню) стал Гордон Хаскелл. К сотрудничеству был также приглашен замечательный музыкант Мел Коллинз - здесь как сессионник, а впоследствии как один из полноправных участников коллектива.
1) «Peace - A Beginning». Мы слышим очень тихий голос Лейка без музыки, который звучит так, как будто он к нам постепенно приближается. Мило, но ничего выдающегося. Простыми словами подается идея единения с природой: «я - океан», «я - гора», «я - река».
2) «Pictures of a City». Тема, представляющая собой небольшую переделку концертной вещи «A Man. A City». Тихое пение предыдущей композиции внезапно прерывается жестким и энергичным тандемом гитары и саксофона (напоминает «21st Century Schizoid Man» с предыдущего альбома). Отлично также работает ударник Майкл Джайлз. Когда появляется вокал Лейка, гитара Фриппа выдает такой жесткий дисторшен, что просто диву даешься. Лирика представляет собой не совсем приятное описание большого города - бетонных джунглей, в которых теряются души людей. В середине темы звучит инструментал «42nd at Treadmill» (судя по названию, под городом подразумевается Нью-Йорк) - сначала соревнуются гитары и саксофон, а потом звучит нечто медленное и гипнотическое, тихо стучат ударные, где-то далеко слышны клавишные и гитара. Заканчивается песня настоящим сумбуром инструментов, неплохо подходящим для этой антиурбанистической темы.
3) «Cadence and Cascade». Акустическая баллада (гитара, флейта, фортепьяно), являющаяся переработкой композиции, написанной Макдональдом. Милая и красивая, но не особо впечатляющая и, что называется, несколько сладкая. Была избрана, кстати, для выпуска в качестве сингла. Явная попытка сделать что-то вроде «I Talk to the Wind». Вокалирует здесь уже Хаскелл. Лирика весьма смутная и вроде бы женоненавистническая - нам рассказывают об отношениях каких-то двух существ женского пола по имени Каденция и Каскад и мужчины Джейда.
4) «In the Wake of Poseidon». Эмоциональная вещь в лучших традициях раннего King Crimson, прекрасно спетая Лейком. Весьма напоминает «Epitaph», а также заглавный трек предыдущего альбома. Начинается она с впечатляющих звуков меллотрона, которые сопровождаются затем акустической гитарой и достаточно жестко звучащими ударными. В середине нашему вниманию предлагается инструментал «Libra’s Theme», лирический и все же достаточно хардовый (снова снимаю шляпу перед ударником). Получилась одна из лучших композиций King Crimson не только на этом альбоме, но и во всем их творчестве. В тексте перед нами предстает целая череда портретов: Платон, арлекины, плачущие дамы, короли, волхвы. Все они в количестве 12 изображены на обложке (передней и задней стороне) и показывают то, что все в мире взаимосвязано.
5) «Peace - A Theme». Инструментал, повторяющий мелодику вокала первой темы, но скорее не в романтическом, а в торжественном ключе. Здесь Фрипп вновь показывает свое мастерство владения акустической гитарой. Из всех трех частей «Peace» эту можно назвать самой интересной и запоминающейся.
6) «Cat Food». Странный какой-то блюз, явно несерьезный. Фрипп сочинил его вместе с покинувшим группу Макдональдом. Импровизации диссонирующего фортепьяно и гитары, фанковый бас, припев в стиле Фрэнка Заппы. Лирика описывает, насколько я понимаю, отвращение к фастфуду; нам показывают портреты нескольких дамочек: одна любит замороженную еду, поскольку у нее, видимо, нет времени готовить; вторая готовит нечто, что вполне может отравить соседа, ну а третья обожает нечто нетривиальное, однако всю ту же «кошачью еду». Как бы вы ни относились к этой вещи, звучит все равно прикольно.
7) «The Devil's Triangle». Длинный инструментал на 11,5 минут, разделенный на три части. Представляет собой не что иное, как наконец записанную на альбом вещь «Mars», которая уже давно игралась на концертах и являлась обработкой одноименной вещи Густава Холста, английского композитора начала XX в., написавшего сюиту «Планеты». Имя Холста (ударение на первый слог), кстати, упоминается в выходных данных. Первая часть, Merday Morn, начинается с того, что откуда-то издалека до нас постепенно доносится тревожный милитаристский драмминг на фоне мрачных звуков, издаваемых меллотроном и гитарными аккордами; постепенно музыка становится все громче, но повторение одной и той же музыкальной темы начинает вызывать скуку; в какой-то момент музыка начинает звучать еще в более агрессивном и пугающем ключе. Вторая часть, Hand of Sceiron, - это полминуты, в течение которых мы слышим завывания ветра и какие-то стуки; в названии упоминаются Сциронские скалы где-то в Греции, где ветер настолько сильный, что может сбить путника вниз. После небольшой паузы начинается третья часть, Garden of Worm; лучше бы ее не было - музыка становится более хаотической и какофонической, временами напоминая саундтрек к фильму с названием типа «Адские муки», а также что-нибудь из Pink Floyd раннего периода, и символизирует абсолютное разрушение. Ближе к концу можно услышать «а-а-а» из «In the Court of the Crimson King», а потом возникает спокойная мелодия флейты, переходящая в последнюю композицию. В целом, вещь получилась оригинальной, этаким сочетанием классики и психоделии, но не всегда такие авангардные штучки воздействуют на слушателя должным образом.
8) «Peace - An End». После разрушения все-таки должно идти восстановление. В третьем обращении к теме под названием «Мир» или «Спокойствие» вокал и музыка объединяются. Правда, сначала Лейк поет без музыкального сопровождения - поет о том, что такое мир («это слово моря и ветра», «это птица, поющая, когда ты улыбаешься» и т.д.) и что люди постоянно ищут друг друга, но не всегда им это удается. Кстати, нужно сказать, что попытка объединить композиции альбома вот таким образом (пролог, интерлюдия, эпилог) скорее всего провалилась. Ну да ладно!
Альбом получился явно неровным и неоднозначным, поскольку, помимо запоминающихся тем, есть здесь и много чего странного, хотя и оригинального. По сравнению с дебютником здесь большее приближение к классической музыке, поскольку меллотрон на редкость похоже воспроизводит скрипичные звуки, однако слишком большая схожесть некоторых вещей с тем, что было на первом альбоме, заставляет некоторых людей расценивать данный альбом как плагиат. (Кстати, довольно удивительной представляется эта самая схожесть, учитывая тот факт, что почти каждый альбом Фриппа и компании был не похож на предыдущий. Особенно это заметно, если брать альбомы разных десятилетий. Однако поскольку многие вещи были на самом деле переделкой старых, то уже не так удивительно.) В любом случае, я считаю, что большей частью Фрипп в очередной раз показал здесь свою непредсказуемость, и это замечательно, но лучшие альбомы были еще впереди.
Рецензент: Featus
|