Группа «Jefferson Airplane» появилась летом 1965 года в Сан-Франциско, на волне калифорнийского бума фолк музыки. Ее собрал Марти Бэйлин, один из основателей клуба Matrix, родины Сан-францисского рока, откуда начинали многие впоследствии известные группы. Вдохновленный с одной стороны британским вторжением, во главе с «Битлз», с другой новыми американскими командами «Byrds» и «Simon & Gurfankel», Марти решил объединить их музыку в своей собственной группе.
В одном из клубов Сан-Франциско Бэйлин встретил гитариста Пола Кантера, который к тому времени уже успел поиграть с будущими звездами Дэвидом Кросби и Дженис Джоплин.
Третьим участником стал блюзовый гитарист Йорма Кауконен, не планировавший, по его словам, играть в рок-группе, но пораженный обилием гитарных эффектов придя на прослушивание. Состав дополнили вокалистка Сигни Андерсен, ударник Спенсер Драйден и басист Джек Кэсиди.
Названием они выбрали слэнговое выражение «Jefferson Airplane» означающее бумажную скрутку для курения марихуаны.
Дебютный альбом, вышедший в сентябре 66-го, содержал несколько каверов, но основу его составили песни Бэйлина и Кантера. Не смотря на отсутствие концертов за пределами Сан-Франциско и появлений на телевидении, альбом привлек к себе большое внимание в США и стал золотым. Компания RCA изначально выпустила тираж в 15000 копий, но после того как только в Сан-Франциско было продано 10000, срочно сделала дополнительный тираж.
В октябре 66-го Сигни Андерсон решила уйти из группы, посвятив больше времени своей дочери, родившейся незадолго до этого. Ее последние выступление с «Airplane» состоялось 15 октября. Уже в тот же вечер ее заменила Грейс Слик.
Приход Слик сыграл ключевую роль в коммерческом прорыве «Jefferson Airplane» - ее мощный голос отлично дополнивший голос Бэйлина, хорошо подошел под психоделический стиль группы, к тому же ее внешность и умение держаться на публике значительно усилили эффект на живых выступлениях.
14 января 67-го, «Jefferson Airplane» были хэдлайнерами легендарного хэппенинга "Human Be-In" в парке у моста Золотые ворота, одном из ключевых событий предшествовавших лету любви. На одной сцене с ними выступили «Grateful Dead» и «Quicksilver Messenger Service».
Второй лонг-плэй группы, «Surrealistic Pillow», записанный в Лос-Анджелесе за тринадцать дней и 8000 долларов, принес Джефферсонам мировую известность. Выпущенный в феврале 67-го, альбом провел в чарте Billboard больше года, достигнув 3 места. По всему миру было продано более миллиона копий.
В альбом вошли две самые известные песни группы «Somebody to love» и «White rabbit», которые с тех пор перепевались множеством групп и часто звучали в различных фильмах.
Летом 67-го группа участвовала в крупнейшем рок-фестивале того времени в Монтерее, объединившем музыкантов не только с запада и востока США, но и многих английских исполнителей. Две песни из выступления Джефферсонов вошли в документальный фильм Дона Пенебейкера, который позволил многим до того локальным командам попасть на телевидение и стать известными по всему миру.
Тем не менее, музыка группы заметно поменялась после второго альбома. Основное влияние на формирование нового, более тяжелого звука с акцентом на импровизацию, оказал успех Джимми Хендрикса и группы «Cream».
Третий альбом, «After Bathing at Baxter's», вышел в ноябре, и содержал в основном песни Кантера и Слик. Он стал классикой психоделического рока. Место коммерческих хитов заняли длинные и более экспериментальные треки, такие как девятиминутный инструментал «Spare change» и песня Грейс «Rejoice», по мотивам романа Джеймса Джойса «Улисс».
К этому времени роль основателя группы Марти Бэйлина становилась все меньше, а члены группы все больше критиковали его за склонность к поп-балладам.
В 68-м «Jeffersons», совместно с «Doors», отправились в свой первый большой тур по Европе. В истории остался эпизод, когда во время их выступления в Амстердаме, вокалист Doors Джим Моррисон будучи не в себе от наркотиков выбежал на сцену и танцевал до тех пор, пока наконец не свалился в обморок у ног Марти. В итоге его увезли в больницу, а клавишник Рей Манзарек пел вместо него.
Вышедший в сентябре четвертый альбом «Crown of Creation» получился мрачнее предыдущих, с более отстраненным звуком и серьезными текстами. Тем не менее, он хорошо продавался и поднялся до 6-го места в чарте альбомов.
В апреле 69-го на новой студии «Wally Heider» в Сан-Франциско группа приступила к записи альбома «Volunteers». Он стал последним альбомом в классическом составе. Релиз откладывался из-за споров с лэйблом по поводу текстов песен, которые стали еще более социальными и политизированными. ноябре компания RCA наконец выпустила альбом. Он достиг 13-го места в Билборде и, как и несколько предыдущих, стал золотым.
Незадолго до этого В августе «Jefferson Airplane» выступили на легендарном фестивале в Вудстоке. Они были хэдлайнерами субботнего концерта, однако их сет начался лишь в 8 утра. Грейс назвала это выступление «маниакальной утренней музыкой».
В 70-м из группы ушел ее основатель Марти Бэйлин, недовольный изменившимся стилем и злоупотреблением наркотиками членами группы, что особо его беспокоило после смерти его подруги Дженис Джоплин. Марти занялся сольной карьерой, хотя впоследствии много сотрудничал с бывшими коллегами.
Альбом Bark был записан в следующем году, и стал первым релизом их собственного лэйбла «Grunt records». Однако по сути группа уже распалась на две части: Кауконен и Кэсиди уделяли больше времени сайд проекту Hot tuna, а Кантер и Слик записали концептуальный альбом «Blows Against the Empire», кроме того у них родилась дочь, Чайна Кантер.
Группа собралась вместе еще раз в 72-м году, для записи альбома «Long John Silver», после чего дали последнюю серию концертов.
Официально о распаде объявлено не было, участники группы просто разошлись по сторонним проектам, периодически подыгрывая друг другу. Кауконен и Кэсиди продолжили как «Hot Tuna», а Кантер и Слик позднее назвались «Jefferson Starship». «Starship» с Полом Кантером существует до сих пор, и за эти годы в группе переиграли несколько десятков различных музыкантов.
В 96-м «Jefferson Airplane» в классическом составе включили в зал славы рок-н-ролла.
Источник:
Neyainety
Опубликовано:
6.12.2015 г.
|