Сегодня, уважаемые читатели, вы имеете возможность познакомиться с самым настоящим ископаемым, доисторическим (с точки зрения тех, для кого история началась в 1985 или 1991 годах) музыкальным чудовищем, одним словом, «динозавром рока» - американской группой «Jefferson Airplane», которая за свою долгую карьеру являлась еще в двух ипостасях - «Jefferson Starship» и «Starship».
Творчество коллектива было настолько оригинальным, что последователей, а тем более подражателей сан-францисских психоделистов до сих пор не наблюдается. С точки зрения же классического музыкального исследования, можно смело говорить не просто о группе людей, объединенных какими-то музыкальными интересами, но и о совершенно конкретном отражении целой эпохи в рок-музыке, поскольку творчество «Самолета Джефферсона» давно стало классикой.
История коллектива уходит корнями в далекий 1963 год, когда на американской сцене доминировали прилизанные и напомаженные кумиры скорее среднего, чем молодого поколения, а посему понятия «молодежная музыка» просто не существовало.
Юный Пол Кантнер, усиленно осваивавший азы гитары и вокала, всерьез задумался о карьере профессионального музыканта. Поначалу поющий и играющий Элвис Пресли казался ему идеалом, но музыкальная атмосфера Сан-Франциско того времени предполагала несколько иные ценности. До сих пор остается загадкой этот самый феномен звука Сан-Франциско», из которого родилось целое направление рока, названное психоделическим. Никто не может внятно объяснить, каким образом и почему возник «психоделический рок». Вообще-то, напрашивается параллель с «сиэтлским» саундом начала 90-х, но у «гранджистов» есть хотя бы предтечи в виде панка или хард-рока, а в случае «Jefferson Airplane» первоисточник если и обнаруживается, то с трудом. То ли заросли американской марихуаны, то ли баловство с наркотиками посерьезнее, то ли просто желание утереть нос калифорнийскому конкуренту Лос-Анджелесу с его «чистым» рок-н-роллом, - а может быть, весь этот комплекс - легли в основу вышеупомянутого музыкального стиля (и жизни), который стал одним из определяющих компонентов всего звучания, или, как говорят «продвинутые» люди, мэйнстрима шестидесятых.
Возвращаясь к Полу Кантнеру, пожалуй, можно говорить об одном из двух крестных отцов нового направления (второй - лидер «Grateful Dead» Джерри Гарсия). Кстати, рассуждая о новой музыке, мы не удосужились пояснить, в чем ее суть, - как правило, «психоделическое звучание» предполагало исключительную сложность исполняемых композиций, большинство из которых следовало бы отнести к направлению, пограничному с так называемым городским и черным блюзом. «Навороты» же в основном касались наличия в структуре композиций элементов фанка, иногда джаза, иногда африканских ритмов или гармоний классической европейской симфонической школы. По оставшейся до сих пор неизвестной причине, этот саунд прижился только в Штатах, а в Европе, где его усиленно пропагандировали «Pink Floyd», не «пошел», да и звучание этой английской группы радикально отличалось от американских собратьев.
Пол Кантнер одним из первых двинулся в направлении музыки «прогрессив», или «андерграунд» (термина «психоделия» тогда еще не существовало), и уже в середине 1965 года сумел заинтересовать отдельных продюсеров. Естественно, как и полагается настоящему лидеру тех лет, Пол имел «группу сопровождения», где выделялся вокалист и автор текстов Марти Бейлин. Первое же выступление группы Пола и Марти в легендарном ныне сан-францисском зале «Филлмор-уэст» в июле того же 1965 года вызвало массу восторженных откликов. Крупная фирма грамзаписи RCA предложила Полу контракт на первую пластинку, одновременно потребовав усиления группы за счет профессиональных музыкантов. Скрепя сердце, Пол уволил то ли семь, то ли восемь своих коллег, отстояв Марти и вокалистку Сигне Андерсон. Одновременно на свет и явилось столь чудаковатое, зато вполне в духе времени название - «JEFFERSON AIRPLANE». На одной из первых пресс-конференций Пол очень долго распространялся по поводу названия группы, увязывая его с президентом Джефферсоном, который к тому времени уже как полвека успешно и без всякого летательного аппарата отбыл на небеса.
В первый состав «Самолета» входили гитарист Йорма Кауконен, бас-гитарист Боб Харви, сам Пол, его зазноба Сигне, Марти и барабанщик Скип Спенс. Запись дебютного альбома продолжалась с перерывами почти год. В сентябре 1966-го пластинка с символичным названием «Jefferson Airplane Takes Off» появилась на американском рынке, вызвав уважительные отклики коллег и критиков. Правда, несмотря на явный успех пластинки, Сигне была заменена на другую красотку - в группе появилась незаурядная личность и сильная вокалистка Грейс Слик. Последовали долгие американские гастроли - концертам сопутствовал коммерческий успех, который подтвердил, что руководство RCA сделало правильный выбор. Тем временем ряды группы лихорадило от регулярных изменений состава. Удивительно, но качество игры «Jefferson Airplane» от этого только выигрывало. Следующие два альбома - «Surrealistic Pillow» и «After Bathing At Baxter's» - сделали «самолетчикам» имя и в Европе. Для закрепления достигнутого успеха осенью 1968 года группа отправляется в длительное европейское турне, где выступает вместе с «The Doors», для которых эти гастроли тоже были первыми на Европейском континенте. Промоутеры не удосужились волевым решением определить «гвоздь программы», в результате чего между двумя коллективами возникло жесткое противостояние. Моррисон и слышать не хотел о том, чтобы играть перед «Jefferson», на что ему не менее энергично возражала Грейс Слик. В Ньюкасле и Манчестере дело дошло до рукоприкладства, а поскольку Моррисон не был отягощен серьезными моральными принципами, пару раз досталось и Слик.
ОКОНЧАНИЕ - НИЖЕ
|