Журнал "Hi-Fi & Music" Декабрь 1995 г.
ДЖАЗОВАЯ ДУША
ЛУИ АРМСТРОНГ

Louis Armstrong. Джазовая душа. Hi-Fi & Music Декабрь 1995 г.

Джазовая душа
"Hi-Fi & Music" Декабрь 1995 г.

Когда произносится имя Великого Луи Армстронга (я не боюсь писать Великого), перед глазами встает образ чернокожего трубача с расплющенной верхней губой и хрипловатым голосом, поющего шуточные песни…

Луи Армстронг Выходец из колыбели джаза – Нового Орлеана, он всегда гримасничал на сцене, шутил с публикой, называл себе не иначе как «развлекатель» и всегда преуменьшал значение собственной персоны, будучи по сути реформатором. Да и общее влияние на музыкальный мир в то время у Луи Армстронга, пожалуй, было самым сильным. Его работы стали базисом для карьеры многих сегодняшних звезд.

Основной вклад Армстронга в развитие музыки связан с его интерпретацией ритма, а ритм – душа джаза. Луи оказал сильное влияние на огромное количество всевозможных музыкальных течений, в том числе и рок, став в какой-то мере родоначальником этого стиля, за что мы должны быть ему только благодарны.

Он стал первым джазменом, «освоившим» свинг, ставя эксперименты в этом направлении вместе с Сиднеем Беше и «Джелли Роллом» Мортоном. В тридцатые годы он – один из первых покорителей Европы, где (в отличие от родины джаза – Америки) к этой музыке относились не как к развлекательному, преходящему эстрадному жанру, а давали высокую оценку, признавая настоящим искусством. Здесь Армстронга сравнивали с Равелем и Стравинским. В тех же тридцатых Луи Армстронг – первый чернокожий актер, снявшийся в кино в главной роли и покоривший своим актерским дарованием зрителей. (За свою жизнь он сыграл более шестидесяти ролей). Для публики он и был именно таким, каким должен быть главный герой, - великим, неповторимым, гениальным…

Но как же это все случилось с ним, чернокожим мальчиком родом из грязного негритянского квартала. Ведь все что у него было – это слух и любовь к музыке. Сам Луи Армстронг не очень любил вспоминать свое детство. Именно поэтому никто не сможет (кроме, наверное, самого Луи, унесшего эту тайну с собой в потусторонний мир) назвать точную дату его рождения. Оно и понятно, ведь в те времена считалось, что знать свой возраст чернокожим обитателям, проживающим в квартале Сторивилла в Новом Орлеане, просто ни к чему.

В гетто, где родился великий музыкант, царил дух воровства, жестокости и разврата. И эта клоака, это воплощение зла, этот монстр породил гения, творениями которого наслаждались самые пресыщенные эстеты всего мира, снобы, у которых чувство презрения вызывал один лишь вид людей, не умеющих правильно держать нож и вилку. А разве были столовые приборы у маленького Луи, и вообще знал ли он, что такое этикет?... Очень сомневаюсь…

Армстронг научился играть в тюремном приюте для малолетних преступников, где побывали почти все его друзья. Выйдя оттуда, он играет проституткам, заманивая для них клиентов. В государстве с жесточайшей расовой дискриминацией он был обречен только на такую жизнь.

Но судьба повернулась к нему лицом, и, когда Армстронгу было примерно семнадцать лет, пианист Флетчер Хендерсон вытащил его со «дна». У Луи появилась возможность реализовать себя, показать, на что он способен перед белыми людьми. Он стал играть в таких клубах, как «Коттон-клаб» и «Кентукки». Напомню, что в те времена для того чтобы выйти в люди, каждому «черному» необходим был свой «белый», который мог в любую минуту оградить негра от напастей, сказав что-то вроде: «Это мой черномазый, отвалите…» И у него появился такой менеджер – Джо Глейзер, которому Армстронг был безмерно благодарен и безропотно делал все, что Джо ему говорил.

Родившийся униженным, потомок черного раба, Луи так никогда и не смог почувствовать себя полноценным. Будучи уже признанным, он никак не мог раскрепоститься, не мог забыть, что есть и другой, жестокий мир, мир, из которого он вышел. Он всегда был настороже и практически никому полностью не доверял, даже тем людям, которых знал не один десяток лет. Но при этом ему удалось сохранить детскую непосредственность и огромную душу. На Пердидо-стрит, улице, где родился Армстронг, не умели скрывать своих чувств – Луи научился выплескивать их в музыке.

Его четвертая жена Люсилл, с которой Луи Армстронг прожил почти тридцать лет, вспоминает, как он, в возрасте сорока лет, проснувшись утром и увидев рождественскую елку, не отрываясь смотрел на нее с детской искренностью и восторгом. В его жизни это была первая рождественская елка, елка, которую наряжают раз в год в каждой полноценной семье, но только не в негритянском квартале Нового Орлеана во времена Армстронга.

Оказавшись явно не в своей тарелке среди «белых», он искренен только в творчестве. Может быть, только там он мог реализовать амбиции, которые вынужден был скрывать, чтобы выжить?.. В этом ли кроется разгадка гения?..

Мало кто из людей с его цветом кожи в то время умел читать либо писать, не говоря уже о нотной грамоте. Учились все сами по себе. Наверное, его учитель Питер Дэвис, из приюта «Джонса» для малолетних преступников, тоже владел музыкальным искусством по наитию, иначе бы он поставил игру Луи на трубе согласно всем музыкальным канонам, но этого не произошло. Армстронг был самоучкой, о чем свидетельствует его расплющенная верхняя губа. Иногда, во время долгих концертов он раздирал ее мундштуком до крови и не мог после этого выступать по несколько дней. Пожалуй, ни один трубач не относился к своим губам так безжалостно, как Луи Армстронг.

В музыке он изобретал велосипед, и у него получилась принципиально новая конструкция, создавшая огромные возможности для будущего и принесшая самому маэстро признание и славу. Вполне возможно, что Луи именно потому нашел новое звучание, что не был огражден никакими правилами исполнения.

Неудивительно, что когда Армстронг создал свой первый ансамбль «Hot Five», все музыканты в нем были из Нового Орлеана. Тромбонист «Кид» Ори из оркестра Оливера, лучший кларнетист того времени Джонни Доддс, несколько лет возглавлявший собственный ансамбль в чикагском клубе «Келлиз Стейблз» (соперничать с ним мог только Луи да царивший в то время в Европе Сидней Беше), ну и конечно, банджоист Джонни Сен-Сир, выступавший в клубе «Апекс».

Настоящее всемирное признание Армстронг получил в начале тридцатых годов, когда он гастролировал по Европе. И это было вполне естественно: положение негров там было относительно благоприятным, и, хотя они не могли подняться высоко по социальной лестнице, их все же не держали в положении полурабов, как это было на американском юге. Европа ценила искусство больше, чем расовую неприязнь. Например, в Англии Луи просто купался в любви поклонников, там он в полной мере мог наслаждаться жизнью и имел возможность общаться с белыми без всяких оговорок.

Абсолютная чистота тона, игровая мощь Армстронга, высокий темп исполнения, изящное звучание, украшенное неожиданными музыкальными ходами, - все это в Англии было названо критиками ИСКУССТВОМ, что приятно удивило Луи. Сам-то он считал, что его музыка – это всего лишь «развлекаловка» для приятного времяпровождения и всё…

На закате пятидесятых в Америке начались перемены. Учителям было дано указание принимать в школы чернокожих детей. Но не обошлось и без казусов: в Литл-Роке начались беспорядки. Именно в этот период один из журналистов, берущий у джазовой звезды – Луи Армстронга – очередное интервью, спросил, что он думает по этому поводу, и Луи, искренне переживающий за людей своего цвета кожи, бросил сгоряча: «Эйзенхауэру не хватает смелости, чтобы добиться соблюдения собственных законов. Правительство, которое так относится к моему народу, надо послать к чертям…» (Помните, «…Let my people go…»?) Журналист не упустил этого момента, и примерно под таким же заголовком вышла его статья на первой полосе на следующий день.

Резонанс был огромный, правительство бросило в Литл-Рок военные части для восстановления порядка. Таким образом, Армстронг стал еще и национальным героем, борцом за справедливость…

Человек не выбирает судьбу, судьба сама находит его. И тем не менее, Луи Армстронг – выдающаяся личность двадцатого столетия – нашел свою судьбу в музыке и подарил миру джаз – самую легкую музыку на свете. Он всегда казался веселым и счастливым, похоронив в душе боль и тоску. Но внутренний мир этого человека можно познать сквозь палитру звуков его творчества. Луи Армстронг – музыкальный гений, артист, человек, подаривший людям хорошее настроение, наполнив добром наши души…


Автор: ЯН БЕЛЯЕВ

Опубликовано 20.01.2016 г.

LOUIS ARMSTRONG ~ ДЖАЗОВАЯ ДУША


LOUIS ARMSTRONG 1991 JAZZ COLLECTOR. РЕЦЕНЗИЯ НА АЛЬБОМ

ДЮК ЭЛЛИНГТОН

ЭЛЛА ФИТЦДЖЕРАЛЬД

МУЗЫКА ДИСКО

КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА

ФОЛК-МУЗЫКА

НАЗАД В РАЗДЕЛ "ДЖАЗ МУЗЫКА"

В РАЗДЕЛ "ЛИСТАЯ СТАРЫЕ СТРАНИЦЫ"


Джазовая душа


Вернуться в ЭНЦИКЛОПЕДИЮ

Вернуться в КАРТУ САЙТА