GRAND FUNK RAILROAD
(И вкратце)
ГРЭНД ФАНК РЕЙЛРОУД
Американская рок-группа. Образована в 1968.
Группа была первым значительным американским трио хард-рока. В ее состав входили:
Марк Фарнер (р. 29 сентября 1948, Флинт, Мичиган; гитара), Мэл Шейкер (р. 3 апреля 1951,
Оуоссо, Мичиган; бас-гитара), Дон Брюэр (р. 3 сентября 1948, Флинт, Мичиган; барабаны).
В 1973 группа сократила свое название до GRAND FUNK и в нее вошел Крэйг Фрост
(р. 20 апреля 1948, Флинт, Мичиган; клавишные).
Самые известные хиты группы — We're An American Band (1973) и Loco-Motion (1974), занимавшие
первые строчки в хит-параде США. В 1975 было восстановлено первоначальное название группы.
Затем Фарнер начал свою сольную карьеру, а Брюэр и Фрост присоединились к BOB SEGERS SILVER
BULLET BAND. В 1981-83 гг. и в 1997 группа воссоединялась, меняя состав, который в последний раз
выглядел следующим образом; Дон Брюэр, Мел Шачер (Mel Schacher, бас-гитара), Макс Карл
(Max Carl, вокал), Брюс Кулик (Bruce Kulick, гитара), Тим Кэшн (Tim Cashion, клавишные).
Дискография:
ON TIME (1969)
GRAND FUNK RAILROAD (1969)
CLOSER TO HOME (1970)
LIVE ALBUM (1970)
SURVIVAL (1971)
E PLURIBUS FUNK (1972)
PHOENIX (1972)
MARK, DON AND MEL 1969-71 (1972)
WE'RE AN AMERICAN BAND (1973)
SHINING ON (1974)
ALL THE GIRLS IN THE WORLD (1974)
CAUGHT IN THE ACT - LIVE (1975)
BORN TO DIE (1975)
GOOD SINGIN' GOOD PLAYIN' (1976)
GRAND FUNK LIVES (1981)
WHAT'S FUNK?" (1983)
CAPITOL COLLECTORS SERIES (1991)
MORE OF THE BEST (1991)
BEST OF GRAND FUNK (1992)
FOOTSTOMPIN' MUSIC (1992)
HEAVY HITTERS! (1992)
BOSNIA - LIVE (1997)
Честь создания американской группы Grand Funk Railroad принадлежит барабанщику Дону Брюэру, который в середине шестидесятых был одним из лидеров группы The Jazz Masters, базировавшейся в городке Флинт, штат Мичиган. Через какое-то время Терранс Нэпп, ди-джей местной радиостанции, решивший покончить с работой на радио и стать музыкантом какой-нибудь группы, стал вокалистом The Jazz Masters. Для сценических выступлений он взял псевдоним - Терри Найт (Terry Knight), а сама группа была переименована в The Pack. Она быстро завоевала популярность в родном штате, а ее песня I Who Have Nothing заняла 46-е место в национальном американском хит-параде, что можно было считать успехом. В 1967 году в составе группы произошли изменения: на место гитариста Эла Пиппинса взяли молодого паренька по имени Марк Фарнер. Вскоре из группы ушел Терри Найт, и вокалистом стал только что пришедший гитарист Фарнер.
Дела у группы явно не ладились, и тогда, в начале 1968 года, Брюэр и Фарнер решили сколотить новую группу. На место бас-гитариста они пригласили Мэла Шачера из группы Question Mark & The Mysterians, а свое трио озаглавили очень просто - Grand Funk Railroad. Название это родилось из названия мичиганского участка одной из железных дорог - The Grand Trunk Railroad. Оставалось найти менеджера, который занялся бы администраторской работой. Фарнер и Брюэр сразу вспомнили о Терри Найте, который в это самое время устроился на работу в звукозаписывающую компанию Columbia.
Следующий год музыканты с переменным успехом давали концерты, но особого внимания не привлекали. Звездный час трио настал 4 июля 1969 года на Atlanta Pop Festival, где выступление молодых музыкантов потрясло публику. Год, посвященный концертной деятельности, принес свои плоды - песенный материал был отлично отрепетирован и так и просился, чтобы его записали и выпустили на пластинке. Именно выступление на фестивале в Атланте подвигло боссов компании Columbia заключить с Grand Funk контракт. Мгновенно были организованы выступления на других поп-фестивалях и выпущены первые синглы коллектива. Но настоящий успех пришел к группе в конце 1969 года, когда был выпущен дебютный альбом под названием On Time. Он занял 27-е место в хит-параде Америки. Пожалуй, эта студийная работа является самой сильной в дискографии Grand Funk. Тем не менее, в 1970 году вторая пластинка команды, названная Grand Funk, заняла 11-е место. Группа играла жесткий хард-рок, корни которого питали лучшие образцы блюз-рока и музыки в стиле фанк. Особенно громогласно звучала ритм-секция (бас-гитара и ударные), на которой в первые два-три года и держались все композиции группы. Особенно следует отметить, что бас-гитарист Шачер и барабанщик Брюэр были одними из лучших в то время и, на мой взгляд, навсегда останутся одними из самых лучших.
Многое говорится о том, что во многом за свой успех группа должна благодарить менеджера Терри Найта, денно и нощно пекшегося о музыкантах и рекламе. Так, например, в 1970 году Найт истратил более ста пятидесяти тысяч долларов на рекламу третьего альбома группы - Closer To Home. Львиная доля этих денег пошла на размещение огромного плаката Grand Funk Railroad на знаменитос супермаркете на Таймс Сквер в Нью-Йорке. Цель оправдала средства - альбом прекрасно раскупался и в итоге занял 6-е место в хит-параде. Вообще, высокие места в хит-парадах очень редко доставались группам, игравшим хард-рок, в этом смысле Grand Funk были исключением. Их коллеги из Британии (Led Zeppelin, Deep Purple, Black Sabbath и Uriah Heep) подобного чартового успеха не имели. Что касается американской рок-сцены первой половины семидесятых, то, после отгремевшего летом 1969 года фестиваля в Вудстоке, она быстро начала беднеть, и, по большому счету, в начале семидесятых группа Grand Funk была единственной значимой американской рок-группой. Мы можем вспомнить, например, группу Blue Oyster Cult, которую некоторые критики и любители считают конкурентами британских хард-рок-коллективов, но, при всем желании и уважении, ее невозможно поставить с ними в один ряд. Равно как невозможно поставить ее в один ряд с Grand Funk.
В июне 1971 года группе удалось повторить рекорд группы The Beatles 1965 года - на их концерте на нью-йоркском стадионе "Шиа" был полный аншлаг, а билеты были распроданы за 71 час. Пластинки группы продавались огромными тиражами, даже несмотря на то, что практически все радиостанции игнорировали группу, не выпуская в эфир их песен. С чем это было связано? Скорей всего, с "не форматом", как принято говорить в наше время. Исключением, пожалуй, была лишь баллада Mean Mistreater с третьего альбома группы, которую выпускали в эфир с завидной регулярностью. Концерты группы также пользовались большим успехом. Уместным будет сказать, что концертный альбом 1970 года занял 5-е место в хит-параде, чем перебил рекорд трех предыдущих студийных пластинок коллектива.
Во второй половине 1971 года, когда музыканты работали над очередным альбомом E Pluribus Funk (особенно он запомнился своим конвертом - тот был круглый, как и сам виниловый диск, вложенный в него), все трое приняли решение отказаться от услуг Терри Найта и пригласить на пост менеджера нового человека. Им стал Энди Кавальер, а чуть позже его сменил Джон Истмен, отец Линды Истмен, жены Пола Маккартни. В результате смещения Найта с должности следующие несколько лет музыканты провели в суде, решая, кому же принадлежит право на название Grand Funk Railroad. В итоге было постановлено, что группа может продолжать выступать под своим названием, но обязана выплачивать Найту процент с доходов. Пока все эти вопросы выяснялись в суде, группа сократила название до Grand Funk. Без Railroad (эту приставку вернули в 1975). Терри Найт продолжил продюсерскую деятельность, однако среди его подопечных уже никогда не было звезд, подобных Grand Funk. Найт был убит в собственном доме 1 ноября 2004 года. Убийца был приговорен к смертной казни, но дочь убитого, Даниэль, упросила суд изменить высшую меру наказания на пожизненное заключение.
В 1972 году музыканты пригласили в состав клавишника. Его звали Крейг Фрост. Трио стало квартетом. В 1973 году группа выпустила очередной альбом - We're An American Band. Несмотря на то, что к этому времени Grand Funk по стилю уже мало напоминал свои ранние работы, слушателю он нравился. Альбом занял первое место в американском хит-параде. В 1974 году группа добилась очередных успехов: два ее сингла - Locomotion (кавер-версия хита Бетти Эверетт) и Bad Time (To Be In Love) - попали в ТОП-10 хит-парада. Несмотря на все эти успехи, группа все больше и больше отдалялась от хард-рока, делая ставку на "легкий стиль"…
В 1976 году, когда мир был охвачен истерией по поводу нового музыкального направления под названием диско, музыканты Grand Funk решили что-то менять. Они подписали контракт с компанией MCA Records и пригласили известного гитариста и продюсера Фрэнка Заппу для работы над пластинкой Good Singin', Good Playin. Результат не оправдал ожиданий - диск получился слабым. Равно как и предыдущий альбом Born To Die. Марк Фарнер, разочарованный, покинул группу. Трое остальных участников, пригласив гитариста Билли Элворси, создали группу Flint. Единственный альбом этого коллектива провалился.
Спустя пять лет, в 1981 году Марк Фарнер загорелся идеей возродить Grand Funk. Однако на его приглашение откликнулся только Дон Брюэр (Шачер отказался в последний момент). Они пригласили к сотрудничеству бас-гитариста Денниса Беллингера и в течение следующих двух лет записали один студийный и один концертный альбом. Но… от былого величия Grand Funk не осталось и следа. В 1983 году группа была вновь распущена. Марк Фарнер занялся сольной карьерой, а Брюэр присоединился к группе певца Боба Сигера, где в тот момент играл Крейг Фрост.
Они объединились вновь в 1995 году, чтобы провести мировое турне. В течение 1996-98 гг. группа активно гастролировала в своем оригинальном составе. Только на месте клавишника Фроста сидел Говард Эдди-мл. Надо признать, что слушатель был немного разочарован этим туром. Дело в том, что Марк Фарнер, увлекшись религией, отказался от исполнения большой части хитов группы, мотивируя это тем, что не хочет повторять и петь те тексты, которые пел прежде.
В новом тысячелетии группа была возрождена в четвертый раз. Марк Фарнер отказался от дальнейших выступлений, поэтому на его место приняли певца Макса Карла и гитариста Брюса Кулика, знаменитого тем, что 12 лет он играл в группе Kiss. Также был приглашен клавишник Тим Кашион. Из оригинального состава ныне в группе играют Брюэр и Шачер.
|