70-е годы явились для прогрессивного рока самыми важными, именно в этот период было выпущено подавляющее большинство по-настоящему великих работ этого чрезвычайно интересного, но ныне уже не столь востребованного жанра. Но лично для меня 1973-й год стоит особняком, так как именно в этот год вышло целых 3 альбома, являющимися моими любимыми в рок музыке - Pink Floyd выпускает "Dark Side of the Moon", Black Sabbath записывают свой самый оригинальный альбом - "Sabbath Bloody Sabbath", а Genesis - свою лучшую работу, по крайней мере для меня, "Selling England by the Pound".
Что же представляет из себя это произведение современной музыки? Я считаю, что это их лучший альбом, один из самых ярких в истории стиля, подлинное искусство, как в музыкальном, так и в поэтическом плане.
Именно с поэзии "Genesis" я и начну. Питер Гэбриэл всегда отличался особым поэтическим даром. Лирику его песен можно с чистой совестью назвать стихами, причём в самом лучшем смысле этого слова. В них нет такой яркой иронии и сатиры, как в стихах Роджера Уотерса, нет в них философской остранённости лирики Роберта Фриппа. Поэзия Питера Гэбриэла, в свою очередь, всегда отличалась утончённостью во всём: от тонкого английского юмора до непревзойдённой точности в стихотворном описании человеческой жизни, какой бы сферы оной это ни касалось. Меня всегда поражали, когда я слушал эту группу или читал их тексты, именно те точные и тонкие метафоричные описания, котрые Гэбриэл умел создавать, детали поведения своих героев, на которые он обращал внимание слушателя. Яркий пример тому - характеристика Ромео из песни "Cinema Show": "A weekend millionaire" или описание мыслей героя: "Can he fail, armed with his chocolate surprise?" Как уже понятно, в текстовом плане "Selling England by the Pound" может запросто представлять из себя отдельное произведение искусства.
Следующий аспект творчества группы, присущий в таком виде только ей, которого я бы хотел коснуться, это театральность композиций. Каждая из них (за редким исключением) - это маленькая пьеса, с разными героями, говорящими свои слова, говорящими разными голосами, отличающимися возрастом, социальным положением. Когда слушаешь, как Питер ведёт повествование, создаётся впечатление, что вы вместе с ним идёте по улицам, паркам и набережным Англии и видите всё, что происходит. Такого я ни у кого не встречал, честно признаюсь, это характерная черта именно "Генезис". Особенно отличаются композиции "Dancing with the Moonlit Knight" и "The Battle of Epping Forest".
Собственно музыка. Она великолепна и изящна на протяжении всего альбома, удивительно красивые и эмоциональные мелодии на протяжении всего диска - настоящее пиршество и услаждение слуха. Говорят, что мелодия - душа музыки; что ж, душа у этого произведения чрезвычайно широка. Тем не менее выделю самые яркие, на мой взгляд, полотна. Прежде всего, это моя любимая на альбоме "Firth of Fifth" с неподражаемой игрой Тони Бэнкса в начале и великолепной гитарой Стива Хэккета в середине, очень красивая вещь. Самая эмоциональная на альбоме "Dancing with the Moonlit Knight", "The Cinema Show" с клавишной магией и просто отличные "The Battle of Epping Forest" и "After the Ordeal". Отдельно скажу и про вокал Гэбриэла. Да, он не очень силён, но зато он очень разнообразен и эмоционален, искреннен и обладает своим шармом.
Подводя итог, скажу, что "Selling England by the Pound" является жемчужиной в творчестве группы, ярким произведением прог- и арт-рока, по силе сопоставимого только с лучшими работами Pink Floyd и King Crimson, которых я считаю лучшими группами в жанре. Очень глубокий, несмотря на свою внешнюю инфантильность, альбом, очень искренний. В каждой ноте чувствуется душа артиста. Современным музыкантам, пытающимся играть (иногда очень успешно, надо сказать) прогрессивную музыку, надо поучиться у этого старенького альбома и его авторов тому, как надо подходить к созданию музыки. Сейчас, к сожалению, больше принято считать, что прогрессив состоит в техничной игре и сменах ритма и отдельных кусочков музыкального полотна, в то время как подлинное смелое экспериментаторство, являющееся двигателем творчества, потихоньку уходит в прошлое. Ну а прошлые работы многих арт-роковых коллективов, в том числе Genesis, вплотную подходят к стандартам классической музыки, как с мелодической точки зрения, так и с поэтической.
Слушайте и наслаждайтесь НАСТОЯЩЕЙ МУЗЫКОЙ (со всех больших букв)!
Написал: March of Time
|