Португальские выпуски Selling England by the Pound

GENESIS ~ 1973
SELLING ENGLAND BY THE POUND
Португальские выпуски альбома
Рок-энциклопедия

Разбор двух композиций из альбома Genesis "Selling England by the Pound".

Firth On Fifth
В целом радует ощущение музыкантами потенциала материала, вживание в интонации и стремление их развивать. Также приятно удивило обилие и качество этого самого материала.


Форма примерно такая. Чем-то напоминает трехчастную, но с очень искаженными пропорциями. Короткое вступление, небольшой трехчастный вокальный раздел, затем безразмерный инструментальный (частично на другом материале), коротенькое повторение первого раздела и "кода" на материале вступления.

Вступление - тоже с элементами трехчастности. Фортепиано - это, надо понимать, знак чего-то такого аристократично-утонченного, отвлеченного мышления, что ли. В действительности имеем дело с четко определенной фактурой (три пласта - мелодические фигурации, гармоническая середина, бас) и довольно-таки странным (если не сказать неуклюжим) голосоведением. С одной стороны - вроде бы аллюзия на "классическое" звучание фортепиано, с другой - видно, что исполнитель (сочинитель?) имеет очень приблизительное представление о композиционных принципах как "классики", так и вообще всяких. "Сочинение на слух" это называется. Однообразное, моторное движение, стилистика этаких рок-баллад. Проскальзывает "мотив Меченосца" (по сходству с музыкой из фильма ), который затем многократно будет обыгрываться.


ПРОДОЛЖЕНИЕ ВНИЗУ


ПОРТУГАЛЬСКИЕ ВЫПУСКИ:

Selling England by the Pound 1973 Portugal

Selling England by the Pound 1973 Португалия



Вокальный раздел. Интересная, движущаяся куда-то тема. Мягкая серединка, затем возврат темы. Тема довольно резко сменяется ходами ф-но, подготавливающими второй раздел.

Второй раздел. Мелодия у флейты. Хорошая мелодия. Однако гармония вполне "в рамках жанра" - последовательность вроде (звиняйте за такую скукоту) TSTSTD(m)SD7(первое предложение) T(далее учащение в два раза)STSTST(второе) и выход к фортепианному соло, тоже не блещущему гармоническим разнообразием (TSTS). Потом инициатива у синтезатора, через серию ходов, основанных на материале вступления, и органный пункт приводящего к длинному импровизационному соло гитары. Соло это строится в основном на интонациях флейтовой темы, гармония главным образом зациклена, бас малоподвижен. Драйвовая импровизация. Проходит несколько периодов, и возвращается вокальная тема - Третий раздел. На этот раз коротенько и немного в измененном виде - ибо подтекстовка другая.


Кода - фактурная цитата вступления, тематизм не успевает оформиться.

Общее впечатление лично у меня оставляет приятное, для данного вида музыки, на мой взгляд, очень достойная композиция.

The Cinena Show
Понравилась меньше предыдущей. Форма уже заметно сумбурнее, к концу разваливается, растворяясь в нескончаемой опять-таки "драйвовой" импровизации. Вступление - задает тип фактуры. Состоит из двух разделов. Первый - "общее" вступление, второй - вступление к вокальному разделу. Вокальный раздел - как бы два куплета, каждый из двух мотивов. Куплеты разделены инструментальным отыгрышем, объединяются фактурой сопровождения, заданной вступлением.

Потом начинается... прошу прощения, лень разбирать все эпизоды, которые проходят, их несколько штук - вокал с гитарой соло, инструментальный эпизод с флейтой, потом опять вокальный на текст "на-на-на", потом еще парочка эпизодов, в конце которых вводится новая ритмическая фигура, становящаяся основой коронного клавишного соло на полкомпозиции. В нем все по законам жанра: однообразная ритмо-гармоническая основа и "поливы" у солиста. Если включиться "в драйв", оно, может, и заводит, но слушать скучно.

Вместо концовки - загадочная гитара, повторяющая последний мотив клавишного раздела.

Также для ознакомления послушал другие треки из альбома. И впрямь, разобранные два - наиболее интересные.

В целом прослеживаются некоторые общие принципы построения композиции: вступление (задающее основу для будущего движения), вокальный раздел (куплетная или трехчастная форма), затем инструментал и под конец "всеобщий хоровод", то есть превращение структурно оформленной музыки в подспорье "для улёту". Возможно заключение, перекидывающее смысловую арку к началу композиции.

Все законы развития и движения материала, свойственные жанру, присутствуют - сопоставление тематических блоков, скудость фактуры, бедность вокальной мелодики и сравнительная развитость, "многословность" инструментальной. Ударные - основа энергетического заряда, без них все меркнет и тускнеет, что указывает на значительность доли "удовольствия от стука" во впечатлении от музыки. Но фантазия и творческий задор музыкантов позволяют в этих непростых условиях делать весьма приятную музыку.



SELLING ENGLAND BY THE POUND

СТУДИЙНЫЕ АЛЬБОМЫ GENESIS

КОНЦЕРТНЫЕ АЛЬБОМЫ GENESIS

СБОРНИКИ GENESIS


Голые девчонки. Журнал Музыка Высшего Интима


Вернуться в GENESIS

Вернуться в РОК-ЭНЦИКЛОПЕДИЮ

Вернуться в КАРТУ САЙТА