Именно с поэзии Genesis позволю себе начать. Питер Гэбриэл всегда отличался особым поэтическим даром, лирику его песен можно с чистой совестью назвать стихами, причём в истинно-литературном смысле этого слова. Однако в них нет той яркой иронии, сатиры и даже сарказма, присущих стихам Роджера Уотерса, нет в них и остранённой философичности Питера Синфилда. А что же есть? Поэзия Гэбриэла, в свою очередь, всегда отличалась утончённостью слога и способов выражения: от типичного английского юмора до убийственной точности в описании человеческой жизни, какой бы её сферы оно ни касалось. Слушая или читая слова к песням группы, я наслаждаюсь именно теми тонкими и точными метафоричными оборотами, которыми Гэбриэл выплетал детали поведения своих героев, привлекая к ним наше внимание. Яркий пример тому - характеристика Ромео из песни "The Cinema Show": "A weekend millionaire". Описание мыслей героя: "Can he fail armed with his chocolate surprise?". Как видно, в текстовом плане "Selling England by the Pound" представляет из себя самостоятельное произведение и отличную зарисовку жизни.
Следующий аспект творчества Genesis, которого я бы хотел коснуться, - это театральность композиций. Почти каждая из них - маленькая пьеса, с разнообразными героями, говорящими разными голосами, отличающимися возрастом, образом мышления, социальным положением. Слушая повествование Питера, представляешь, как ты вместе с ним идёшь по улицам, набережным и паркам Англии, наблюдая за всем, что происходит. Настолько акцентированной театральности я не встречал ни у кого, это характерная черта именно Genesis. Особенно удались в этом смысле открывающая альбом "Dancing with the Moonlit Knight" и разнообразнейшая "The Battle of Epping Forest".
Собственно музыка. Изящная и великолепная на протяжении всего альбома. Удивительно гармоничные, красивые и эмоциональные мелодии - подлинное пиршество и услаждение слуха. Мелодия, как известно, - душа музыки. Что ж, в этом случае душа у этого произведения широка и прекрасна. К примеру, вступление Тони Бэнкса в "Firth of Fifth" отсылает нас к полонезам Шопена, а неподражаемая гитарная игра Стива Хэккета способна всколыхнуть самые потаённые уголки души. Клавишная магия "The Cinema Show" уносит за собой на лёгких крыльях импровизации. Надо отметить, что взаимодействие гитары, клавишных, ударных, флейты, вокала и прочих составляющих полотна как нельзя лучше иллюстрирует талант участников группы, чья музыка сочетала в себе и душу, и профессионализм. Отдельно стоит сказать о вокале Гэбриэла. Да, он не очень силён, если сравнивать с тем же Плантом (у Гэбриэла не блюзовый вокал), но очень разнообразен и эмоционален, обладает своим неповторимым шармом.
Подводя итог, скажу, что "Selling England by the Pound" - жемчужина в творчестве группы, яркое произведение арт-рока, по силе сопоставимого лишь разве с лучшими работами Pink Floyd, King Crimson, Van Der Graaf Generator, Caravan, ELР... Очень глубокий, несмотря на свою кажущуюся инфантильность, альбом, очень искренний, в каждой ноте чувствуется душа артиста. Именно этого так не хватает подавляющему большинству современных артистов, пытающихся играть прогрессивный рок. Сейчас принято считать, что прогрессив состоит в техничной игре и сменах ритма отдельных кусочков музыкального полотна, в то время как подлинный смысл прогрессивной музыки состоит в смелом экспериментаторстве, которому присуще не пережовывание старого, а поиск нового и неожиданного для слушателя.
Данная же работа Genesis являет собой образец сочетания великолепной поэтической, музыкальной и исполнительской сфер творчества.
|