ПРОДОЛЖЕНИЕ РЕЦЕНЗИИ
2) “I Know What I Like (In Your Wardrobe)”. Следующей идет эта замечательная песня не о чем (зато нашла отображение на обложке). Интересно, что начинается она со зловещих звуков, но уже через нескольких секунд бодрая перкуссия и электрический ситар Майка Резерфорда сообщат ей эксцентрический настрой. Композиция несет в себе оттенок какой-то беззаботной радости-праздности. Лирическое построение ее аналогично предыдущей: Гэбриэл предлагает слушателям реплики отдельных лиц, каждый раз обыгрывая это своим гибким голосом. Рефрен этой, без сомнения, поп-песни (сингла, а также первого хита Genesis) такой жизнеутверждающий, что так прямо и тянет подпевать Гэбриэлу и компании. Ближе к концу некоторое время звучит то ли гобой, то ли флейта (шут их разберет), а заканчивается номер с тех же угрожающих звуков, что и в начале.
3) “Firth of Fifth”. Звучит восхитительная игра фортепьяно, благодарить за которую нужно, конечно, Тони Бэнкса. Через минуту с вокалом Гэбриэла вступают и другие музыканты; на первый план, помимо вокала, выходит орган. С середины 2-ой минуты торжественный пафос ненадолго сменяется лирикой. Вскоре после нескольких фортепьянных аккордов возникает дуэт восхитительной нежной флейты с все тем же фортепьяно; затем мелодия флейты поглощается им, играющим в неоклассическом духе. После этого меланхоличная мелодия фортепьяно дублируется клавишными, которые по мере развития музыкальной темы звучат все более выразительно. Следует отметить ураганные ударные партии Коллинза, который демонстрирует на протяжении этого эпика отличную технику. Следом идет инструментальное путешествие, которое окончательно и бесповоротно придает этой композиции статус одной из вершин прогрессивного рока. Просто не поддается описанию филигранность гитарной работы Хэккетта: эмоциональность и задушевность его соло сближает его в моих глазах с непререкаемым авторитетом Дэйвида Гилмора. Трудно поверить, но даже после такого полета в неведомые дали музыканты возвращаются к первоначальной теме, где вновь поет Питер Гэбриэл. Вообще композиция тяготеет к тому, чтобы называться инструментальной. Это одно из лучших творений в творческом активе Genesis и, повторюсь, классика прог-рока.
4) ”More Fool Me”. Альбом не мог обойтись без акустической баллады, хотя с ней он скорее проигрывает, чем выигрывает. Голос Фила Коллинза немного резок, но это, наверное, и выделяет песню. Впрочем, структура и мелодика этой лирической баллады присуща и современным опытам на этом поприще. Как многие уже, наверное, поняли, данный номер вовсе не прогрессив-рок (и продолжительность соответствующая). Однако есть в решении музыкантов Genesis поместить сюда эту милую песню рациональное зерно – передышка между грандиозными эпиками очень нужна.
5) "The Battle of Epping Forest". В самом начале масштабность данной композиции декларируется с помощью героической музыки (средневековье) – флейта на фоне военно-маршевых ударных. Внезапно, без всякого плавного перехода, врывается вокальная часть – здесь можно услышать клавишные Бэнкса, гитару Хэккетта и энергичные ударные Коллинза. На припеве музыка становится декоративной и какой-то чересчур не по-проговски легкомысленной. Зато вскоре мы услышим удивительный в своей воздушности проигрыш Бэнкса на клавишных! Потом – опять вокальная часть. Уж чего-чего, а неожиданных смен темпа здесь хватает. Через некоторое время клавишные играют устойчивый набор звуков, как будто бы отдающихся эхом. С середины 5-ой минуты музыка и вокал совершенно меняются и кажется, что началась следующая композиция. Что ж, это в сотый раз доказывает, что Питер Гэбриэл – артист с большой буквы, владеющий поистине волшебным даром перевоплощения. Спустя две с лишним минуты мы неожиданно вновь слышим знакомый припев, который убеждает нас, что это все еще песня № 5. На последних минутах этого номера Бэнкс в очередной раз радует нас клавишным проигрышем, а Хэккетт исполняет блестящее гитарное соло. Песня в лирическом отношении инспирирована газетным сообщением о битве между двумя соперничающими бандами Ист-Энда (музыкально-исторический контраст).
6) “After the Ordeal”. Восхитительный инструментал, опять же пронизанный дыханием веков. Гитара и фортепьяно звучат очень цельно и гармонично. Музыка отлично подошла бы к телепрограммам на историко-этнографическую тему (где-то пробиваются наружу ритмы фламенко). В условно второй части композиции подключаются ударные, и гитара Хэккетта играет очень задушевную мелодию. Ближе к концу появляется и флейта. Единственный минус этого инструментала – слишком малая продолжительность – 4 с небольшим минуты – для таких впечатляющих номеров этого явно недостаточно.
7) “The Cinema Show”. Вторая по длительности эпическая тема после “The Battle of Epping Forest”. Эта романтическая баллада с философским привкусом начинается с нежной гитарной мелодии и очень душевного вокала Гэбриэла (+ духовые инструменты). Со 2-ой минуты мелодичность и рафинированность гитарной партии доводятся до предела, в неспешном ритме работает Коллинз. Затем музыка попадает в сеть атмосферности: на фоне гитарных переборов мы слышим солирующую флейту – и, я думаю, возникает желание слушать эту музыку еще бесконечно долго. Вскоре после традиционной вокальной распевки опять вступает Коллинз, и Гэбриэл продолжает свое философское повествование. На 6-ой минуте нас ожидает внезапный поворот музыкального сюжета – заковыристый ритмический рисунок, созданный Коллинзом, дополняют нетривиальные клавишные гармонии (это в целом напоминает самосозерцательные импровизации музыкантов Yes). Перед самым концом атмосферность количественно увеличивается, но финал – это уже умиротворенные гитарные переборы, подготавливающие слушателя к заключительному фрагменту альбома.
8) “Aisle of Plenty”. Примечательно, что финальная точка альбома, композиционно завершающая его, содержит основные мотивы первой композиции и длится, в противоположность “Dancing with the Moonlit Knight” всего полторы минуты. Поначалу номер звучит оптимистично, благодаря вокалу Гэбриэла и флейте, но уже через несколько секунд появляется мелодия первой композиции, а нарастающее многоголосие приобретает драматический оттенок.
Удивительные все-таки были времена! Genesis в 70-х (особенно в первой половине) были сплоченным коллективом музыкантов-новаторов и создавали такие музыкальные полотна, которые не сразу ложились на слух, требовали вдумчивого и внимательного прослушивания, утонченного вкуса, а закончили они потерей всех ключевых участников группы, музыкальной деградацией, выразившейся в донельзя коммерческих песнях вроде “I Can’t Dance” и формировании их исключительно поп-репутации.
Написал: Blackknot
|