Это первый альбом Genesis, записанный в классическом составе. Его называют иногда первым в череде шедевров гэбриэльской эры Genesis. Музыкальное наполнение альбома тем не менее довольно неровное, можно найти и пару откровенно слабых мест. Качество звука также не лучшее из возможных. В очередной раз испробую продуктивность структуралистского подхода.
1) "The Musical Box". Качественный продукт эпического направления творчества Genesis. Начало звучит очень по-английски (как, наверное, и весь Genesis до 1974 года, когда он вдруг зазвучал по-американски). Не заставляет себя ждать и вокал Питера Гэбриэла, сопровождаемый акустической гитарой. Кстати говоря, гитарная игра – не просто фон, она интересна и сама по себе. Через некоторое время в музыке чувствуется напряжение – появляется бас (здесь же можно услышать и флейту). Со второй половины 3-ей минуты музыка приобретает уверенность и остроту: простота мелодии органа (в духе Джона Лорда) компенсируется сильными гитарными запилами Хэккетта и отличными ударными Коллинза. После такой встряски песня становится тише примерно на минуту, ну а потом музыканты выжимают из своих инструментов все, что можно. Затем в очередной раз нашему вниманию представляют тихую вокальную часть с акустической гитарой и аккуратными ударами Коллинза по тарелке. Вскоре накатывает волна органа, и голос Питера становится жутко экспрессивным (он кричит от лица лирического героя-привидения); гитара Хэккетта венчает эту финальную часть, а заканчивается все традиционно – в типично рок-н-ролльном стиле.
2) "For Absent Friends". Баллада с вокалом Фила Коллинза, как 2 капли воды похожим на Гэбриэла, но явно проигрывающим ему в диапазоне и артистичности. Проблематика песни очень гуманна, но музыкальная форма яркостью не отличается.
3) "The Return of the Giant Hogweed". В начале звучит шизофренический фрагмент, вызывающий у меня ассоциации с испорченной музыкальной шкатулкой. Ритм песни… Так, по-моему, будет звучать панк-группа Clash в 1979 году и чуть позднее группы «новой волны» (это из рубрики «Мои оригинальные ассоциации»), т.е. так же четко, резко. Клавишные поддерживают строгость ритма. На 4-ой минуте некоторые музыкальные фразы подчеркивает и гитара. Затем идет фортепьянный проигрыш, который дополняется клавишными и несмелой гитарой. Гэбриэл поет последние строки песни, и группа в финале играет нечто научно-фантастическое и угрожающее, что удовлетворяет запросы тематики. На мой взгляд, композиция затянута. Задумка Гэбриэла интересна, но зачем представлять источником заразы именно РУССКИЕ холмы?
4) "Seven Stones". Как будто бы тоже незамысловатая песня, но вокал Питера, блистающий разнообразными оттенками на фоне меллотрона, совершенно преображает ее. Вообще ясно, что в интерпретации основного вокалиста Genesis любая тема звучит ярко. Масштабное использование меллотрона и эмоциональность пения сближают эту композицию Genesis с ранними работами King Crimson, как уже было замечено выше, я только конкретизирую – на "Epitaph" с дебютного кримзонского альбома она похожа.
5) "Harold the Barrel". Песня-шутка (черный юмор) с неясным финалом. Резвый ритм ударных и фортепьяно, а также эксцентричный вокал. Впрочем, множество вокалов, ибо Гэбриэл задался целью изобразить в лицах и случайных прохожих, и мэра города, и толпу англичан, и некоего Мистера Плода, и 67-летнюю вдову-мать Гарольда, и, конечно же, его самого. Их реплики очень интересны, особенно хорошо у музыкантов получаются слова: "We’re All Your Friends If You Come On Down and Talk to Us".
6) "Harlequin". Диву даюсь, умеют же Genesis испоганить альбом такими вот песнями, вгоняющими в сон уже на первых секундах. Ничего не имею против отражений ностальгии в музыке, но нельзя же так уходить в себя и забывать о репрезентативности.
7) "The Fountain of Salmacis". Вновь родной меллотрон, по которому нам не дадут соскучиться в этом альбоме. Уже через несколько секунд после меллотронических приливов песня набирает силу, причем на первый план здесь выходит бас, а в качестве фона – все тот же меллотрон. Где-то в середине песни – инструментал в духе King Crimson (которые также были склонны сыграть что-нибудь динамичное и хитроумное между основными темами).
Подводя итог, скажу, что "Nursery Cryme" – далеко не шедевр, ибо продуманность одних композиций продуктивно разбавляется серостью и невнятностью других. По 5-бальной шкале выше 4+ поставить не могу – соответственно 7 (но тоже с плюсом).
Написал: Blackknot
|