Немецкий выпуск альбома Nursery Cryme

Genesis
Немецкий выпуск альбома Nursery Cryme
Рок-энциклопедия



Genesis, Nursery Cryme, 1971, Germany

Genesis, Nursery Cryme, 1971, Германия

Genesis, Nursery Cryme, 1971, немецкий выпуск




Предыстория.
После записи "Trespass", не слишком удачного в коммерческом плане даже для начинающей группы, коллектив покинули Энтони Филиппс и ударник Джон Мэйхью. Последний канет в безвестность, в то время как Филиппс через какое-то время даст о себе знать как высококлассный сессионный и сольный гитарист. Помимо многочисленных его соло-альбомов, игру Филиппса можно услышать, например, на диске "The Single Factor" (1982) группы Camel. Замену ударнику нашли достаточно быстро: по объявлению в группу пришел 19-летний Фил Коллинз из группы Flaming Youth. С гитаристом было чуть посложнее, из-за чего некоторое время Genesis выступали вчетвером. В конце концов, гитариста удалось найти - им стал Стив Хаккетт, тоже 19 лет отроду. Оба новичка на послушиваниях показали себя очень техничными исполнителями, способными внести свой вклад в аранжировку и композицию (а основными композиторами в группе были Бэнкс и Резерфорд). Коллинз, ничуть не уступающий в технике Биллу Брафорду из Yes, уже на этом диске внесет свою лепту и как вокалист, создавая гармонии с вокалом Гэбриэла. Хаккетт, один из уникальнейших и наиболее влиятельных гитаристов в роке, был (и остается) большим поклонником творчества И.-С. Баха, что заметно отразилось и на его почти что контрапунктной манере игры (примерно как в фугах Баха), и на подходе к сочинительству. Так, например, его композиция "Horizons" из альбома "Foxtrot" звучит, будто гитарная адаптация одного из произведений этого немецкого композитора. Как бы там ни было, состав был укомплектован, и дело оставалось за малым - сочинить и записать шедевр.

Альбом.
По сравенению с прошлогодним "Trespass" на новом диске очевидны изменения как в звучании, так и в подборе материала. Во-первых, группа обзавелась своим собственным Меллотроном, который можно услышать во второй половине альбома. Аранжировки стале более прозрачными, и здесь уже не встретить такого нагромождения инструментов, как на "Stagnation" или "Visions Of Angels" с предыдущего диска. Пожалуй, только "Musical Box" чем-то напоминает о былых перегибах в аранжировке. Во-вторых, в репертуаре группы стали появляться откровенно пародийные номера, граничащие с балаганом или даже цирком. В данном случае - это "Harold The Barrel", отлично вписывающаяся в общий контекст альбома. И фолковая, симфоническая составляющая музыки Genesis, здесь, на "Nursery Cryme", равно как и на следующих двух альбомах группы, приведены к абсолютной гармонии, преподнося неповторимый дух английской культуры XVIII-го века в современном прочтении.

Диск открывается уже упомянутой "Musical Box", написанной еще в соавторстве с Филиппсом. Эта вещь по своему настроению и звучанию (обратите внимание на ударные, звучащие точь-в-точь, как на "The Knife" с предыдущего диска) ближе всего к композициям из "Trespass". Начинаясь как баллада с сильно театрализованным вокалом Гэбриэла и подпевками Коллинза, вещь переходит в стремительный хард-рок с остро звучащим электроорганом и неистовой гитарой. Подобные смены динамики будут преследовать слушателя до самого конца композиции, где его поджидает грандиозный симфонический финал, а театральные упражнения Гэбриэла здесь достигают своего апогея. Поистине, это одна из лучших композиций группы, а также одна из самых выдающихся в прогрессивном роке. Еще одна большая работа на этом альбоме - "The Return Of The Giant Hogweed". Фирменная перекличка гитары Хаккетта и электроогана Бэнкса в самом начале композиции, грозные вокалы Гэбриэла и Бэнкса, впечатляющая партия флейты, пиццикато на электрогитаре и неистовая концовка - все это делает композицию также одной из лучших в творчестве группы. Кстати, сыгранная "живьем", эта вещь выглядит даже убедительнее своей студийной версии: послушайте ее исполнение на "Genesis Live" (1973), где, казалось бы, утонченная и деликатная группа звучит неожиданно мощно и жестко. Столь любимая многими меланхоличная баллада "Seven Stones" содержит богато аранжированный вокал Гэбриэла, с множеством тембров, а также незабываемую патетическую мелодию на Меллотоне, неповторимую по своей красоте и эмоциональности. Диск заканчивается сюитой "Fountain Of Salmacis", с лирикой по мотивам античных мифов. Богатый на тембры и эмоциональную окраску вокал Гэбриэла здесь разведен на два канала, доводя до совершества эффект театральности. Коллинз с Резерфордом создали достаточно неординарную ритм-секцию, скорее джазовую, чем роковую, в то время как Хаккетт и Бэнкс, кажется, устроили между собой нечто вроде негласного соревнования за первенство в солировании, наблюдать за которым - сущее удовольствие. Роскошная концовка этой сюиты, с примечательной работой Хаккетта и Гэбриэлем, подчинившего свой голос общему звучанию, служит красивым и убедительным завершением этого замечательного альбома. Фолковые вещи "For Absent Friends" (первой, с Филом Коллинзом в роли главного вокалиста) и "Harlequin", обычно считающиеся самыми слабыми на альбоме, на самом деле - дивертисменты, задача которых - служить своего рода переходами от одной большой сюиты к другой, и в этом плане диск составлен совершенно безукоризненно.

Надо отметить, что этот альбом многие склонны недооценивать из-за не слишком высокого качества записи. Альбом действительно звучит несколько гулко (особенно ударные), но в этом, как мне кажется - одна из его прелестей. Именно этот грязноватый звук во многом определил уникальную атмосферу альбома, и еще неизвестно, как был бы принят диск, звучи он как "Фокстрот". В конце концов, такие коллективы, как Darktrone и Burzum (и, в какой-то степени, Anathema 90-х) ставят нечистый звук во главу угла, создавая всеми этими гулкостями и шершавостями атмосферу своих альбомов. Думаю, вся проблема - в ложных стереотипах восприятия, от которых нужно как-то избавляться.

Обложка.
В отличие от абстрактных рисунков Роджера Дина, обложка, нарисованная Полом Уайтхедом, как нельзя точно передает и атмосферу, и содежание альбома. Черный юмор и чисто английский сюрреализм в духе Льюиса Кэррола и Эдварда Лира, нашли свое отражение на этой обложке, чем-то напоминающей произведения Сальвадора Дали. Мало кто знает, что создатели советского мультфильма "Алиса в стране чудес" для того, чтобы как можно ярче и точнее передать всю "английскость" произведения Кэррола, выбрали общую палитру и стиль персонажей мультфильма в соответствии с обложками дисков Genesis 1971-72 г.г. Так что Genesis своим творчеством повлияли не только на Marillion и клоунов из Arena.

Заключение.
Определенно можно сказать, что именно на "Nursery Cryme" группа окончательно обрела себя, и этот диск образует с двумя последующими работами - "Foxtrot" и "Selling England By The Pound" - настолько органичное единство, что можно даже говорить о некоей трилогии. К сожалению, после несколько нетипичного для группы двойника "Lamb Lies Down On Broadway" группа в значительной степени утратит те выдающиеся качества, которые принесли ей известность уникальной прогрессивной группы: это и тонкий английский юмор, и идеальный баланс между фолковой непосредственностью и изысканностью классицизма, а также умение звучать величественно и эпично, не скатываясь при этом к формализму и претенциозности. Начиная с "A Trick Of The Tail" Genesis - уже совсем другая группа, и, к сожалению, не единственная и неповторимая, а всего лишь одна из.

Написал: Filareth



ВЕРНУТЬСЯ В РАЗДЕЛ "NURSERY CRYME"

ВЕРНУТЬСЯ В СТУДИЙНЫЕ АЛЬБОМЫ GENESIS

ВЕРНУТЬСЯ В РАЗДЕЛ GENESIS

ВЕРНУТЬСЯ НА ГЛАВНУЮ РОК-ЭНЦИКЛОПЕДИИ

ВЕРНУТЬСЯ В КАРТУ САЙТА


Где и как купить контент для сайта