Английский выпуск альбома Nursery Cryme

Genesis
Английский выпуск альбома Nursery Cryme
Рок-энциклопедия



Genesis, Nursery Cryme, 1971, Great Britain

Genesis, Nursery Cryme, 1971, UK

Genesis, Nursery Cryme, 1971, England

Genesis, Nursery Cryme, 1971, английский выпуск




Еще до выпуска второго альбома группу, из-за жестких условий работы, оставили приболевший гитарист Энтони Филлипс, ставший преподавать музыку и выпустивший впоследствии множество сольников (после того, как он разбогател благодаря отчислениям от продажи предыдущего диска), и ударник Джон Мэйхью. За барабаны сел Фил Коллинз, актер юношеского театра в Уэст-Энде (где он пел в мюзикле «Оливер») и заодно участник довольно известной команды Flaming Youth. Он предпочел пойти именно в Genesis, а не в Yes, куда его тоже звали; пока прослушивание проходили другие барабанщики, Фил, слыша их ошибки, успел выучить все вещи группы и показал класс (куда там Мэйхью до него!). Гитаристом же стал домосед Стив Хэкетт, совершенно никому не известный паренек, который очень любил экспериментировать с гитарным саундом и которого взяли через четыре месяца после начала поисков, обнаружив его объявление в газете. Именно этот состав из пяти человек (Питер Гэбриел, Тони Бэнкс, Майк Ратерфорд и вышеупомянутые товарищи) стал золотым. Саунд изменился – музыка пошла в сторону большего разнообразия, однако никто не стремился выделиться, все звучали в унисон, Бэнкс стал больше использовать меллотрон, Хэкетт, под влиянием Роберта Фриппа, добавил гитарной агрессивности, Коллинз разбавил серьезность остальных участников своей веселостью, а Гэбриел продолжал совершенствовать свое вокальное мастерство – он пел на разные голоса так, что казалось, будто вокалистов в группе несколько. На альбоме три больших композиции, одна средней продолжительности и три довольно маленьких (менее 3 минут), играющих роль более легких интерлюдий между навороченными эпиками. Что-то было написано еще тогда, когда в группе был Филлипс, что-то – в период поиска гитариста, что-то – при содействии Хэкетта, чей стиль игры на гитаре очень напоминал его предшественника. Лирика представляет собой в основном обработку Питером английских детских песенок в духе черного юмора, в связи с чем и возникло название, в котором обыгрывается словосочетание «nursery rhyme» (буква «y» сохранена именно для того, чтобы «crime» походило на «rhyme»), в результате чего его можно перевести как «Преступление по отношению к детским стихам».

1) «The Musical Box». Поразительная вещь, напоминающая лучшие моменты предыдущего альбома. Просто нет слов. Описать практически невозможно, но попробую. Красиво вступает гитара, в которой чувствуется дух викторианской Англии. Вокал появляется под две гитары, эффектно дополняющие друг друга. Смысл песни описывается следующей историей: двое детей, 8-летний Генри и 9-летняя Синтия, играли в крокет, и Синтия снесла голову Генри (данный эпизод нашел отображение на обложке). Однако текст песни начинается с описания момента, когда две недели спустя в детской мальчика Синтия нашла его музыкальную шкатулку, и как только заиграла мелодия «Старый король Коул», появился призрак мальчика. Бас начинает играть тревожную мелодию, сопровождаемую флейтой, но этот момент длится недолго, а он, по моему мнению, очень интересный. (По-моему, у Opeth в середине композиции «Under the Weeping Moon» звучит похожая мелодия, но у них она как раз длится гораздо дольше.) Ненадолго возвращается вокал, продолжают играть гитары, присоединяется бас и тихие ударные, вновь играет флейта. После повторения припева («Сыграй мне мою песню, вот она опять») возникает жесткий гитарный звук, оттеняемый клавишными, ударные задают быстрый ритм, а спустя некоторое время все затихает. В конце очередной вокальной части возвращается жесткая и быстрая музыка, реально сносящая крышу. Вот где корни прог-металла, вот! Впрочем, нечто подобное уже было слышно в композиции «The Knife» с предыдущего альбома. Очередной куплет, начинающийся тогда, когда музыка стихает, вновь требует объяснения – призрак Генри вдруг стал стареть, и у него возникают желания, которые появляются у человека в течение жизни; он чувствует влечение к Синтии и требует, чтобы она ответила на его зов плоти. Все мощнее звучит орган, все энергичнее стучат ударные, все громче звучит гитара, все эмоциональнее становится голос Гэбриела («Прикоснись ко мне сейчас же», – требует Генри), а заканчивается все громогласной кульминацией. Что касается этой истории, то когда Генри попытался изнасиловать Синтию, на шум появилась нянька и бросила в бородатого ребенка шкатулку, уничтожив обоих. Однако у Питера и фантазия, правда? Можно было бы разобрать с точки зрения фрейдизма, но не будем.

2) «For Absent Friends». Под гитарные аккорды тут неожиданно запел Фил Коллинз, хотя если бы нам об этом не сказали, мы бы и не заметили подмены. Голоса у них станут различаться гораздо позже, когда Гэбриела уже давно не будет в группе. Музыка балладная, красивая, но мало запоминающаяся. В лирике говорится о людях, которые посещают церковь, чтобы помолиться за умерших друзей и положить две монетки на блюдо; они всегда опаздывают, потому что им нравится смотреть на то, что происходит вокруг (карусель, девочка с коляской). Всегда нужно не забывать, что даже если что-то уходит из этого мира, что-то все-таки остается. Длится эта вещь менее 2 минут.

3) «The Return of the Giant Hogweed». Возникает странноватый и слегка жутковатый звук клавишных и гитары, сопровождаемый басом и быстрыми ударными. С появлением вокала, в котором чувствуется некоторая агрессивность, музыка сначала энергична, потом более лирична, затем все вперемешку, причем везде ощущается пульсирующий бас, сопровождающий клавишные. В лирике повествуется о гигантской амброзии, которая постепенно поглощает всю страну, мстя людям за то, что они поработили растения. Возможно, эта история вдохновлена жутким романом Джона Уиндэма «День триффидов». (Кстати, гигантское растение, описываемое в песне, действительно существует. Оно принадлежит роду борщевик и имеет высоту в два раза больше человеческого роста. Если человек оказывается на солнце после того, как коснулся этого растения, он может получить ожог, поскольку в соке борщевика содержатся вещества, делающие кожи чувствительной к солнечному свету. Ожоги могут быть такими, что понадобится госпитализация. Растение распространяется вдоль речных берегов и на целинных землях так быстро, что это беспокоит и фермеров, и ученых.) В инструментальной части быстро играет фортепьяно, к которому присоединяется гитара. После небольшой вокальной интерлюдии звучит ритм-секция с жестко риффующей гитарой, сопровождаемая органом. На этом все завершается.

4) «Seven Stones». Композиция, стихи к которой написал Тони Бэнкс. Под орган и тихо вступающие ударные появляется вокал. Затем орган звучит мощнее, да и ударные становятся громче, а вокал – эмоциональнее. Потом музыка становится то тише, то энергичнее, и так несколько раз. Особенно запоминается пронзительное соло меллотрона, которым композиция завершается. В целом напоминает ранний King Crimson. Темой песни становится удача, примеры которой показаны в нескольких зарисовках (жестянщик, застигнутый бурей, видит семь камней и находит убежище в седьмом доме, капитан в шторм следует полету чайки) и на которую всегда рассчитывает старик – главный герой песни. Не нужно понимать, как удача работает, – нужно просто в нее верить.

5) «Harold the Barrel». Сразу же задорный ритм и вокал, сопровождаемый быстрыми фортепьянными аккордами. В тексте рассказывается о толстяке Гарольде, отце троих детей, владельце ресторана, который неожиданно решил спрыгнуть с крыши, а все собрались внизу и пытаются уговорить его не прыгать, позвав даже для этой цели его мать. В английском языке есть выражение «Take a running jump», которое означает что-то вроде «А пошли вы!», а дословно переводится как «Прыгните с разбега». Именно это и предлагает Гарольд всем тем, кто стоит внизу. Композиция представляет собой целую минипьесу, в которой Гэбриел не без помощи коллег поет за совершенно разных людей. Проблема, правда, в том, что не во всех случаях у него понятная дикция. Завершается композиция одиноким фортепьяно, неожиданно прерывающим ритм-секцию. Грусть музыки, видимо, подразумевает, что Гарольд таки прыгнул.

6) «Harlequin». Еще одна баллада, довольно непритязательная. Вокал появляется сразу же под клавишные, гитару, бас и тихие ударные. Темой песни становятся давние воспоминания о детских годах и лете, которое уже не вернется. Здесь Гэбриел и Коллинз поют вместе, причем фальцетом, чтобы, по-видимому, подчеркнуть детскость. Образ арлекина, танцующего в этих воспоминаниях, видимо, повлиял в дальнейшем на Marillion, однако их шут – более трагическая фигура. 7) «The Fountain of Salmacis». Волнами накатывает меллотрон и ударные, затем появляется вокал, сопровождаемый ударными и басом. Майк Ратерфорд, написавший слова, решил обратиться к греческой мифологии, рассказывая нам о Гермафродите, сыне Гермеса и Афродиты (отсюда его имя), появившемся на свет в тайне от всех, поэтому его воспитывали нимфы на горе Ида. Парню нравилось бродить по разным местам, и однажды он оказался у источника, где жила наяда Салмакида. Временами музыка становится энергичнее. После повторения меллотронных волн возвращается вокал. Нимфа влюбилась в юношу и пригласила испить воды, а затем, чувствуя, что ее любовь остается без ответа, попросила богов сделать их единым двуполым существом. Самое интересное начинается в инструментальной части – с появлением быстрого ритма с жесткой ритм-секцией в сопровождении органа, – которая затем несколько раз прерывается вокалом. После энергичных проигрышей ударных снова идут волны, вокальная часть идет под ритм-секцию (то быструю, то более медленную) и орган. После того, что с ним случилось, Гермафродит проклял источник, чтобы каждый, кто в нем искупается, становился таким же, как он. Заканчивается композиция последней затихающей волной. Видимо, они присутствуют потому, что центральным образом темы является фонтан, а подобный эффект напоминает о воде.

Данный альбом стал квинтэссенцией арт-рока того периода. Именно он повлиял на многие группы, самой известной из которых можно назвать уже упомянутых Marillion. Однако музыка Genesis по-прежнему оставалась излишне навороченной, и, может быть, поэтому о группе поначалу знали лишь в достаточно узких университетских кругах. Кстати, у Gentle Giant и King Crimson музыка тоже не проста, однако у них реально можно схватить и запомнить мелодию, а в случае с Genesis этого в основном не получается. Пожалуй, я скажу, что предшественник данного альбома, возможно, даже чуть лучше, поскольку он более ровный и мрачный, однако и эта работа очень интересна. Сам Тони Бэнкс говорил, что они все были недовольны этим альбомом, поскольку считали, что недалеко отошли от «Trespass». Может быть, он в чем-то и прав.

Написал: Featus



ВЕРНУТЬСЯ В РАЗДЕЛ "NURSERY CRYME"

ВЕРНУТЬСЯ В СТУДИЙНЫЕ АЛЬБОМЫ GENESIS

ВЕРНУТЬСЯ В РАЗДЕЛ GENESIS

ВЕРНУТЬСЯ НА ГЛАВНУЮ РОК-ЭНЦИКЛОПЕДИИ

ВЕРНУТЬСЯ В КАРТУ САЙТА


Музыкальная Астрология от Genesis