Битлз: вчера, сегодня, завтра

The Beatles
«БИТЛЗ»: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА
Источник неизвестен
Листая Старые Страницы
Рок-энциклопедия


Т. ДЕДЕНКО
музыковед


Три школьника из Ливерпуля - Джон Леннон, Пол Маккартни и Джордж Харрисон встретились в 1954 году. Четвёртый - Ринго Стар (Ричард Старки) присоединился к ним позже, уже в 21 год. Но каждый из ливерпульской четвёрки прошёл ту "неформальную" школу, которую прошло и большинство наших отечественных рок-групп6 ни один не учился в музыкальной школе, но все освоили игру на музыкальных инструментах. и пение самостоятельно. Группа, в которой играли Джон, Пол и Джордж, называлась "Куорримен" - в честь колледжа, в котором учился Джон. Однако этим ограничилось его почтение к "альма-матер": успехами в цчёбе не отличался ни один из них. В характеристике Джона значилось: "Безнадёжен. В классе ведёт себя как клоун". Джордж вспоминал позже: "Я терпеть не мог, когда меня заставляли писать под диктовку..." А Пол, хотя и получал неплохие отметки, недоумевал: "Никто мне ни разу не объяснил, зачем я учусь, в чём смысл всего этого..."

Битлз: A Hard Days Night Обычные мальчишки. Ну разве что чересчур самостоятельные. Как и всем их сверстникам, им полюбился музыкальный стиль, который заполонил Англию середины 50-х, - скиффл. Освоить этот стиль можно было, играя дома, на улице, на танцплощадке. Гитара, банджо, ударные и читестбасс: вот нехитрый состав скиффл-групп. С такой группы и начались будущие "Битлз".

Но их творчество впитало в себя и многоязычные звуковые пласты, которыми был наполнен Ливерпуль, самый большой портовый город Англии... Тут и блюз - музыка афро-американских негров, и мюзик-холл, кабаре, и звучащие в городских парках духовые оркестры, и хоровые гимны, которые распевали на уличных перекрёстках члены Армии Спасения, и кантри-энд-вестерн, и ирландские народные баллады. Как пишет первый биограф "Битлз" Хантер Дэвис, в Англии 50-х годов впервые музыка перестала быть вотчиной лишь профессиональных музыкантов. (Можно вспомнить аналогичные случаи: рождение джаза в Америке, расцвет авторской, самодеятельной песни в нашей стране).

Занятия будущих "звёзд" начались с упорных репетиций, с игры везде, где только можно, - на танцах, в молодёжном клубе "Пещера", затем в течение одного лета в Гамбурге. Именно во время выступлений проверялось растущее мастерство, оттачивалась сыгранность ансамбля. Появляются и написанные Джоном (текст) и Полом (музыка) "свои", "оригинальные композиции" (так значилось на первых синглах - маленьких пластинках, включавших только одну песню). Успех? Да, но пока ещё всё-таки местный. Ведь публика - друзья, знакомые, родственники, девушки-поклонницы... Все те, кого взрослые называли полупрезрительно "Тэдди-бойз", потому что у них были модные по тем временам причёски, всё более и более сужающиеся (на удивление родителям) брюки, "фирменные" цветастые рубашки. Да, свой внешний вид участники "Куорримен", а впоследствии "Битлз", соотносили прежде всего со стилем "Тэдди-бойз". А общим кумиром их был Элвис Пресли. Именно его песни стали для них эмоциональным потрясением, определившим дальнейшую судьбу, привязанность к музыке. Это и задорные быстрые рок-н-роллы, и лирические медленные баллады...

Пожалуй, именно рок-н-ролл - сердцевина раннего творчества "Битлз". Приятные, обаятельные, преимущественно танцевальные песенки, близкие и понятные всем. Но время шло - взрослели музыканты, взрослело и их творчество. После ошеломляющих по своему необычайному успеху гастрольных выступлений - в том числе в Америке, на родине рок-музыки, - переход к студийному творчеству. Напряжённая работа в студии звукозаписи с опытнейшим звукорежиссёром Джорджем Мартином, результатом которой стали так называемые "концептуальные" пластинки "Оркестр Клуба одиноких сердец сержанта Пеппера", "Револьвер", "Помогите" и т. д. Что значит "концептуальная" пластинка? Значит, не розрозненные песенные номера, а единое музыкально-поэтическое целое, законченное произведение, своего рода песенный цикл.

Взрослело и содержание песен. Поначалу бытовые зарисовки, лирические сюжеты, незатейливые историки, а впоследствии - психологические драмы. Тут и одиночество отставного военного, ощущающего свою старомодность в глазах молодого поколения, и душевная подавленность бедного юноши, неожиданно узнавшего, что его возлюбленная богата... В центре - по-прежнему простой человек, но внутренний мир его раскрывается уже глубоко и достоверно...

Совместная деятельность "Битлз" продолжалась до 1970 года. Потом они разошлись, периодически сотрудничая, но в основном занимаясь собственным творчеством. Трагический декабрь 1980-го запомнился многим: оборвалась жизнь Джона Леннона, убитого на пороге своего дома маньяком, за несколько часов до этого взявшим у него автограф... Зато фамилия Леннона вновь появилась на артистическом небосклоне: сольную карьеру начал его сын Джулиан. Говорят, что не исключено появление на сцене новой четвёрки - с юным Джулианом, что ж, время покажет... А пока мы все - и взрослые, и подростки наслаждаемся записями "Битлз", подаривших миру не просто огромное число замечательных мелодий, но большее - целую летопись духовной жизни своих сверстников.

Опубликовано
4.6.2014 г.

Источник пока что неизвестен
Дата выхода - тоже, но где-то вторая половина 80-х.

Листая старые страницы. Битлз: вчера, сегодня, завтра


"ЛЕГЕНДАРНЫЕ" BEATLES
Журнал "Звук", апрель, 1996 г.

ФИЛЬМ МЕСЯЦА: ГЕНИАЛЬНАЯ НЕУДАЧА
Журнал "Stereo & Video", № 1, 2013 г.

БИТЛЗ И КАМПАНИЯ
Газета "Комсомольская правда", 5 августа 1964 г.

ФЕНОМЕН ПОД НАЗВАНИЕМ "БИТЛЗ"
Газета "За рубежом", № 15, 1964 г.

АНГЛИЙСКАЯ ДИСКОГРАФИЯ «БИТЛЗ»
Журнал "Рабочая смена", №3, 1987 г.

НОМЕРНЫЕ АЛЬБОМЫ THE BEATLES

СБОРНИКИ THE BEATLES


Мой музыкальный канал на Дзен


Вернуться в THE BEATLES

Вернуться в ЛИСТАЯ СТАРЫЕ СТРАНИЦЫ

Вернуться в РОК-ЭНЦИКЛОПЕДИЮ

Вернуться в КАРТУ САЙТА