Альманах «Рок Архив»
№ 12, декабрь 2018 г.
Иван Безродный
ПИОНЕРЫ БРИТАНСКОГО ГРАЙНДКОРА:
ЕСТЬ ЕЩЕ В БАКАХ НАПАЛМ, А В ДУШЕ БАЛЬЗАМ!
Каждый музыкальный стиль имеет своих идолов, и когда произносят слово грайндкор, перед глазами сразу же предстает бирмингемский вокально-инструментальный ансамбль «Napalm Death», снискавший себе очень громкую славу практически во всех кругах тяжёлой музыки.
«Napalm Death» собрались вместе в 1981-м году недалеко от славного английского города Бирмингема по инициативе двух местных разгильдяев: вокалиста Ника Скэба (Nik Scab, настоящее имя Nicholas Bullen) и барабанщика Рэта (Rat, настоящее имя Miles Ratledge). Тогда обоим гигантам грайндкора было 13 и 14 лет соответственно. Именно они создали ядро группы, первоначально названной ими «Civil Defence». Оба находились под сильным влиянием анархо-панковой сцены того времени («Amebix», «Crass», «Chaos UK») и первые вещи сочиняли в той же манере - обличая полицейское насилие и повествуя об ужасах войны. В первый состав они пригласили двух приятелей: басиста Робо (Robo) и гитариста Сида (Sid, настоящее имя Daryl Fideski). Однако, Сид долго не задержался, его функции перенял Робо, а на места басиста взяли местного алкоголика Финбара Куинна (Finbar Quinn).
Первоначальное название группы «Undead Hatred» показалось слишком вычурным, и под влиянием фильма «Апокалипсис сегодня» квартет сменил его на «Napalm Death». Группа записала несколько демо, взяла в состав нового басиста Натса (Nuts) и в итоге смогла записаться для панк-компиляции Bullshit Detector 3. Группа понравилась местным фэнам, стала чаще выступать и более серьезно задумываться о своей музыкальной стилистике. Среди фаворитов юных напалмовцев появился британский состав «Killing Joke», игравший сильно металлизированный панк. Было решено двигаться еще дальше в этом же направлении.
Сильное влияние на музыкантов оказал новый гитарист Джаст (Just, настоящее имя Justin Broadrick, ex-«Final»), сменивший Робо в мае 1985-го года. Принятое под его давлением решение стало приговором для Рэта. Однако, перед его уходом «Napalm Death» на деньги, заработанные с компиляции, записали легендарное демо Hatred Surge, ставшее первым шагом на пути к большому успеху. Требовались перемены, и в их результате «Napalm Death» стали трио и окончательно повернули в сторону металлической музыки. Из музыкантов остались Ник (ставший еще и басистом) и Джаст, а новым ударником стал местный фэн группы по имени Мик Харрис (Mick Harris), игравший до этого в «Doom» и «Extreme Noise Terror». Рэт и Куинн создали свой проект «Witch Hunt».
В это же время группа отослала демо на фирму Earache и вскоре подписала свой первый контракт. Демо содержало половину песен с их дебютного альбома Scum, но только Харрис участвовал в записи самого альбома... Он же, если верить музыкантам группы, изобрел и сам термин грайндкор. «Napalm Death» решили, что Ник сконцентрируется на вокале, а басистом пригласили Джима Уитли (Jim Whitley, ex-«Doom»).
В это время, когда карьера группы понемногу стала налаживаться, Джаст внезапно принял решение перейти в «Head Of David», a Ник, уставший от репетиций, уйти из музыки вообще. Требовалось срочно доукомплектовать состав, и вскоре из группы «Carcass» был позаимствован гитарист Билл Стир (Bill Steer) и найден новый вокалист Ли Дорриан (Lee Dorrian). Этот состав и записал вторую половину альбома Scum, состоящего из 28 треков! Альбом стал хитом, только в Англии разошлось несколько десятков тысяч копий.
Вскоре после выхода дебютного альбома «Napalm Death» собрались в турне, но тут неожиданно для всех Джим не смог поехать в столь важную поездку и в качестве гостевого музыканта был приглашен Шейн Эмбюри (Shane Embury) из «Unseen Terror», так и оставшийся в группе. Бирмингемская тусовка того времени была крайне насыщена, музыканты играли в нескольких проектах сразу, и это было в порядке вещей. Стир продолжал играть с «Carcass», и они вскоре оказались под контрактом у Earache, Шейн не забывал о своих товарищах из «Unseen Terror», а Харрис успевал работать на три фронта: «Napalm Death», «Extreme Noise Terror» и «Unseen Terror».
Летом 1989-го года выходит второй альбом «Napalm Death» From Enslavement To Obliteration, на котором записано целых 54 трека (!), некоторые из которых, правда, длятся не многим больше нескольких секунд. Группа гастролирует по всему миру, но очередные перемены наступают после первого турне по Японии, по окончании которого Дорриан и Стир принимают решение порвать с «Napalm Death». Ли Дорриан решает, что грайндкора с него достаточно и уходит с тем, чтобы собрать успешный и музыкально не столь экстремальный проект «Cathedral». Стир навсегда уходит в «Carcass».
На этот раз поиск не занимает много времени, дуэт Харрис/Эмбюри, знает, чего хочет и быстро находит новых рекрутов. В составе впервые появляется музыкант из-за океана - на место гитариста берут участника культовой американской группы «Terrorizer» Джесси Пинтадо (Jesse Pintado). Вокалиста же нашли на месте - Барни Гринуэй (Mark Barnie Greenway) пел в локальном составе «Benediction» и не стал долго думать над сделанным ему предложением. А после совместного турне с коллегами по лейблу «Carcass», «Bolt Thrower» и «Morbid Angel» к составу присоединяется второй гитарист - Митч Харрис (Mitch Harris), прежде музицировавший в составе «Righteous Pigs».
В 1990-м году выходит новый альбом «Napalm Death» Harmony Corruption, который серьезно отличается от предшественника более дэтовой основой. В начале 1991-го года «Napalm Death» отправляются в Америку, где проводят Grindcrusher Tour, вкупе с «Nocturnus» и «Godflesh».
|
|
Летом 1991-го «Napalm Death» проводят еще один тур по Америке, барабанщик Микки Харрис, уходит и вскоре собирает «Scorn» вместе с бывшими напалмовцами Ником и Джастом. Харрис был замещен еще одним американцем Дэнни Херрейрой (Danny Herrera). В этом составе в декабре 1991-го года группа выступила в России. Вслед за выпуском в 1992-м году альбома Utopia Banished последовали интенсивные гастроли. По их завершении Митч Харрис и Шейн Эмбюри выпустили альбом своего сольного проекта «Meathook Seed». Второй альбом проекта появился в продаже лишь семь лет спустя.
В 1994-м году был выпущен альбом Fear, Emptiness, Despair, продемонстрировавший публике новое звучание группы - более современное и ритмичное. Последовавший за этим год группа провела в бесконечных гастролях, по ходу которых выяснилось, что далеко не все фэны одобряют модернизированный «Napalm Death».
Наступает кризис - в конце 1996-го года Барни внезапно уходит в «Extreme Noise Terror», а оттуда по иронии судьбы в «Napalm Death» переходит вокалист Фил Вэйн (Phil Vane)! Воспользовавшись заминкой, Эмбюри выпускает альбом с проектом «Malformed Earthborn». К счастью, заминка была недолгой, и Барни снова вернулся в ряды «Napalm Death», и вместе с ним был записан очередной альбом Inside The Torn Apart. После его выхода «Napalm Death» отправляются в продолжительный европейский тур вместе с «Machine Head».
В 1998-м году группа выпускает концертник Bootlegged in Japan. В том же году полная грайндовой энергии группа вновь отправляется в студию, где записывает новый альбом Worlds From The Exit Wound, который менеджмент с Earache выпускает в самом начале следующего 1999-го года. Однако это был последний альбом «Napalm Death» для Earache. «Napalm Death» переходят на лейбл Dreamcatcher, на котором в следующем 2000-м году выпускают ЕР Leaders Not Followers. На этот диск вошли кавера культовых панк-грайнд-кор-дэт групп.
Снова началась эпидемия сольных проектов. Неутомимый Эм-бюри сначала вместе с Пинтадо поработал в составе «Lock Up», a потом с Митчем Харрисом вошел в «Little Giant Drug». Новый альбом Enemy Of Music Business был выпущен в начале 2001-го года. А в 2002-м году «Napalm Death» вновь отправились в студию, а также подготовили концертный DVD Punishment in Capitals. В июле 2003-го Эмбюри присоединяется к «Brujeria», а в августе создает супергруппу «Venomous Concept» с Миком Харрисом и Херрейрой.
В сентябре 2004-го года группа записала вторую часть своей антологии каверов - Leaders Not Followers: Part 2, и сразу после этого приступила к записи нового диска The Code Is Red... Long Live The Code. В сентябре 2006 года последовал релиз Smear Campaign, вызвавший сильный резонанс среди критиков и фанатов из-за осуждения излишней религиозности правительства США и других стран. Для двух треков этого альбома в качестве дополнительной вокалистки была приглашена Аннеке Ван Гирсберген из «The Gathering».
После выхода пластинки, в начале 2006 года «Napalm Death» возглавляют тур с участием Kreator, A Perfect Murder и Undying. Затем следует тур «World Domination» 2007. Параллельно басист Эмбёри участвует в сайд-проекте с Миком Кенни из «Anaal Nathrakh».
В ноябре 2008 года в интернете появляется альбом «Napalm Death» Time Waits For No Slave (официальный релиз состоялся 23 января 2009 г.). В первую неделю в США было продано около 1800 копий альбома, что подняло его на 19 место в чартах Top Heatseekers Billboard 200.
В мае 2011 года музыканты отправились в студию Parlour в английском городе Кеттеринг, и вместе со своим продюсером Рассом Расселлом приступили к записи своего 15-го альбома Utilitarian. Осенью 2011 года в поддержку нового альбома группа провела масштабное восточноевропейское турне. В рамках тура «Napalm Death» дали концерты и в российских городах: Владивостоке, Хабаровске, Иркутске, Красноярске, Томске, Новосибирске, Екатеринбурге, Москве и Санкт-Петербурге. Сам альбом вышел на лейбле Century Media в феврале 2012 года.
Осенью 2013 года группа вновь посетила Россию и СНГ в рамках масштабного европейского тура. В списки заявленных городов попали: Алма-Ата, Киев, Самара, Тольятти, Ярославль, Рязань, Санкт-Петербург, Москва, Минск, Петрозаводск и Мурманск.
5 ноября 2014 года на официальной странице группы в социальной сети Facebook было опубликовано сообщение о том, что, из-за болезни, на живых выступлениях Митча будет заменять Джон Кук. В туре 2015 года с группой выступает гитарист Erik Burke (ex-«Brutal Truth» и др.)
26 января 2015 года группа выпустила шестнадцатый альбом Apex Predator ~ Easy meat. Ходят слухи, что готовится к выходу новый альбом.
Опубликовано:
1 августа 2019 г.
|
СТУДИЙНЫЕ АЛЬБОМЫ "NAPALM DEATH"
|
|
|
|
Scum, 1987 г.
|
From Enslavement to Obliteration, 1988 г.
|
Harmony Corruption, 1990 г.
|
Utopia Banished, 1992 г.
|
|
|
|
|
Fear, Emptiness, Despair, 1994 г.
|
Diatribes, 1996 г.
|
Inside the Torn Apart, 1997 г.
|
Words from the Exit Wound, 1998 г.
|
|
|
|
|
Enemy of the Music Business, 2000 г.
|
Order of the Leech, 2002 г.
|
Leaders Not Followers: Part 2, 2004 г. (альбом каверов)
|
The Code Is Red... Long Live the Code, 2005 г.
|
|
|
|
|
Smear Campaign, 2006 г.
|
Time Waits for No Slave, 2009 г.
|
Utilitarian, 2012 г.
|
Apex Predator ~ Easy Meat, 2015 г.
|
|