Альманах «Классика прогрессивного рока»
№ 6, июнь 2017 г.
Рецензия на альбом
Автор: Михаил Белоногов
НЕУДАЧНЫЙ ДЕБЮТ ЗНАМЕНИТЫХ "YES":
ПОЧЕМУ НЕЛЬЗЯ ВЫПУСКАТЬ НОВЫЕ АЛЬБОМЫ ЛЕТОМ
В конце шестидесятых лондонский клуб «Марки» («Marquee») получил известность благодаря дешёвым билетам на концерты известнейших рок-групп и либеральному отношению к ЛСД. Клуб стал культовым местом среди фанатов психоделического рока. Вот только лицензии на продажу алкоголя у «Марки» не было. Посетители нашли выход: после концерта они перемещались в расположенный по соседству клуб «Ла Шас» («La Chasse») и заканчивали вечер там.
Именно в «Ла Шас» устроился работать - протирать стаканы и обслуживать музыкальный автомат - вокалист Джон Андерсон после распада его группы "The Warriors". Параллельно работе Джон записал несколько сольных синглов под псевдонимом Ганс Христиан и искал достойный коллектив, с которым можно было бы концертировать. Директор «Ла Шаса» предложил на эту роль группу "Mabel Greer's Toyshop" и познакомил Джона с её бас-гитаристом Крисом Сквайром. Музыканты нашли общий язык. Сыграв вместе несколько концертов, они сменили название на более лаконичное - "Yes".
После триумфального выступления "Yes" в клубе «Блэйзес» («Blasies») его директор Рой Флинн стал концертным менеджером группы. Благодаря связям в мире музыкального бизнеса, Рой организовал контракт "Yes" с престижным американским лэйблом Atlantic, который тогда только начинал работать в Европе.
Отыграв на разогреве на прощальном концерте группы "Cream" в стенах лонднского Альберт-холла, "Yes" возглавили список самых перспективных новичков английской рок-сцены. Дебютный альбом группы не заставил себя ждать.
Пользуясь примером таких американских коллективов, как "The 5th Dimension" и "Vanilla Fudge", на ранних концертах "Yes" исполняли популярные рок-хиты в далёкой от оригиналов обработке. У группы не было дефицита собственного песеннного материала. Просто раскрученными вещами было проще завоевать внимание аудитории.
Пара самых удачных кавер-версий - на «Every Little Thing» The Beatles и «I See You» от "The Byrds" - попали на «Yes». Обе песни повествуют о восторгах взаимной любви, собственная лирика "Yes" оказалась выдержана в том же ключе. Появление в стихах серьёзных тем (жизнь, смерть, война и человечность) было скорее исключением. В то время Андерсон утверждал, что пишет стихи со смыслом, чтобы заставить слушателей думать. Уже с первого альбома его тексты начали расходиться на цитаты.
"Yes" летом 1969-го. Эту фотографию можно увидеть на обложке ретроспективного бутлега «The Lost Years» 1996-го года. Стоят: Крис Сквайр (бас-гитара), Тони Кей (клавишные), Питер Бэнкс (гитара), Джон Андерсон (вокал); сидит Билл Бруфорд (барабаны). Фотография оцветнена
Клавишник Тони Кей - обладатель классического музыкального образования - присоединился к "Yes" последним. Звучание его электрооргана Hammond сформировало уникальный почерк группы. Забавно, что Тони три недели не мог разобраться и начать играть на «хэммонде», который достался ему после дешёвого синтезатора Vox Continental.
Изданный в разгар лета - не самый удачный сезон, - альбом «Yes» не получил ошеломляющего признания и не квалифицировался в чартах, однако английский еженедельник Melody Maker и американский вестник психоделии Rolling Stone опубликовали на пластинку восторженные рецензии. Для дебюта - очень неплохо.
Beyond and Before. Эффектный открывающий номер отлично демонстрирует манеру игры Криса Сквайра на бас-гитаре. Его игра будет отличать Yes вплоть до смерти музыканта в 2015-м. Крис написал эту песню (текст и музыку) совместно с гитаристом Mabel Greer's Toyshop Клайвом Бэйли ещё до того, как тот покинул группу и её название было изменено на Yes. В 2014-м году Клайв реформировал MGT, они записали альбом «New Way of Life», куда, среди прочего, оказалась включена версия «Beyond and Before».
Survival. Последнюю песню альбома открывает электрогитара, пропущенная через фильтр wah-wah - верный спутник психоделического рока. При этом сама песня об этичности борьбы за выживание с очевидностью демонстрирует движение Yes в сторону рока прогрессивного, ведь длится дольше шести минут. Иногда её называют мини-эпиком. Волшебную атмосферу создаёт припев, который хором исполняют Андерсон, Сквайр и гитарист Питер Бэнкс. В начале песни запечатлено редкое для Yes явление - соло Кея на электрооргане.
Источник:
Классика прогрессивного рока
Опубликовано:
30.8.2019 г.
|