"Lisztomania" - фильм о Листе с музыкой Рика Вэйкмэна, музыкальная историческая фантазия с элементами пародии. Режиссер заявлял, что создает «не кинематографическое искусство, а рисунки в манере Гойи того периода, когда испанцы воевали с французами». Лист представлен в качестве первой «суперзвезды» массовой культуры. Вагнер в «Листомании» - анархист, посланник дьявола, прямой предшественник Гитлера. Фильм строится на противопоставлении Листа и Вагнера
Существо (не то голем не то Франкенштейн-Вагнер, которого убил Лист и которого оживила его дочь Козима) с электрогитарой, которая на самом деле оказывается пулеметом, идет через гетто, убивая евреев, и его сопровождают дети, одетые в костюмы, напоминающие костюм супермена. В окне, имеющем форму свастики, Козима видит чье-то лицо, вытаскивает куклу Вуду и протыкает ее иглой, чтобы убить человека, которого она изображает. Да, это именно история Листа. Дешево выглядящая попытка заработать на стиле "Томми", хотя Расселл говорит, что фильм обошелся в более чем миллион фунтов - один из самых больших бюджетов, какие у него были. Фильм задуман как сексуальная комедия, но получилось не очень смешно. Сцена концерта с вопящими девушками, одетыми как Джейн Остин, слишком затянута, и фильм впадает в банальность. Как это типично для Расселла, многие детали в фильме взяты из действительности. Например, худшее, что есть в фильме это претенциозное название "Листомания". Но так действительно называлась книга, которая была выпущена во времена Листа.
Беспрерывный поток визуального воображения, "Листомания" это самый нестандартный и необычайный из всех фильмов Кена Расселла. В то время, как в фильмах о Малере и Чайковском были отдельные великолепные сцены (например, увертюра 1812г. в "Любителях музыки", сцена обращения в католическую веру в "Малере"), в фильме о Листе Расселл нашел в себе свободу для полного, ничем не сдерживаемого самовыражения. Этот фильм следует признать самой экстравагантной биографией классического композитора из всех, когда-либо созданных. В реальной жизни Лист был мастером шоу, он первый сел боком к зрителю и исполнял пассажи как одержимый. В фильме Расселла Лист предстает первой классической "поп звездой", окруженной толпами фанатичных поклонников. Фильм окунается в музыку и снова выныривает из нее и ссылки, исторические факты и аллегории - все представлено в преувеличенной манере комической ленты. Да, часто это сделано грубо и безвкусно, но это тоже часть веселья. В то время как "Дьяволы" считаются (хоть и спорно) самым лучшим фильмом Кена Расселла как по форме, так и по содержанию, "Листомания" - хоть и не очень хорошо выстроенный фильм - просто ослепляет своей дерзостью. Этот фильм обязательно стоит посмотреть любому, студенту, изучающему музыку! Оливер Рид играет в эпизоде слугу.
Монтаж Стюарта Бэрда, оператор Питер Сушитский. Художник по костюмам Ширли Расселл. Долтри, влюбленный, пишет ноты в виде сердечек. Не образ, а часть диалога, совершенно очевидно принадлежащая Кену Расселлу: "время убивает критиков, моя дорогая ". На двух из русских икон на самом деле изображены Элвис и Пит Тауншенд.
|