Третья сольная работа человека, известного прежде всего своим участием в группе Yes (в которую он к тому времени пока еще не вернулся), вкратце рассказывает нам о короле Артуре и самых известных персонажах легенд о его рыцарях Круглого Стола, завершая таким образом своеобразную трилогию альбомов, в которых обязательным было присутствие оркестра. По утверждению самого Уэйкмана, эту работу можно считать автобиографической, поскольку задумка пришла к нему, когда он лежал в больнице после своего первого микроинфаркта (и это в 25-то лет!). Записали альбом почти в том же составе, что и предыдущий: в рок-группе сменился только гитарист, а вот вокалисты, оркестр и хор остались те же. Вновь присутствует два вокала (те же, что и на предыдущем альбоме), но вот высокий голос Хопкинса (такое ощущение, что он вот-вот разрыдается) мне по-прежнему не всегда нравится, хотя здесь он производит лучшее впечатление, чем на «Journey…». К счастью, баритон Эшли Холта звучит чаще, но и он далеко не идеален как вокалист.
1) «Arthur». Начинается с эффектно звучащей фразы, которую пророческим голосом произносит Терри Тэплин: «Тот, кто вытащит меч из этого камня и наковальни, будет истинным королем всей Британии». Эти известные слова были на камне, в который был… втыкнут? – всунут? – встрят? :-) – нет, вонзен меч Экскалибур. Артур был юным оруженосцем некоего рыцаря Кея, и именно он смог вытащить меч из камня, в то время как другие, более сильные и опытные рыцари, даже не пошевелили его. После этого все преклонили перед ним колени и провозгласили его королем. Об этом нам рассказывают под чистой воды арт-рок на классической основе – много клавишных, оркестр, хор, поистине средневековая атмосфера. Начинается все с главной музыкальной темы – торжественного лейтмотива с фанфарами, плавно переходящего непосредственно в песню. Без пафоса не обошлось, но он на должном уровне.
2) «Lady of the Lake». Первая из трех хоровых прелюдий, исполняемых а капелла в средневековом стиле. Хор поет от лица Владычицы Озера, которая дарит королю меч Экскалибур. Самое смешное, что за сильными мужскими голосами (к чему они здесь вообще?) женских почти не слышно. И еще одна несуразность, на которую я обратил внимание: повествование о том, что Артур мальчиком вытащил меч из камня, и рассказ о том, что меч Артур получил от Девы Озера (которая, кстати, после смерти короля получила его обратно), – это вообще-то две разные, причем взаимоисключающие легенды.
3) «Guinevere». После короткой фортепьянной интермедии (еще один лейтмотив), которая на самом деле является окончанием предыдущего трека (ох, уж эти производители компакт-дисков!), и 10-секундной паузы (неужели не было понятно?) идет песня любви, которую королеве Гиневре поет ее муж. Однако у короля оказался соперник – славный рыцарь Ланселот. О том, как он спал королеву от Мордреда, племянника Артура, и тем самым завоевал ее ответную любовь, почему-то ни слова. Основу музыки составляет фортепьяно, акустическая гитара и периодически звучащие торжественные клавишные проигрыши, иногда звучит хор (тут уже слышно в основном женские голоса), также стоит отметить неплохое фортепьянно-синтезаторное и гитарное соло. Музыка прекрасно показывает характер королевы и ее смятения из-за того, что она не может расстаться ни с одним из своих любимых.
4) «Sir Lancelot and the Black Knight». Весьма неплохая иллюстрация поединка Ланселота с Черным Рыцарем, хотя местами и глуповато звучит. Начинается с этакого оркестрованного хард-рока, после чего хор призывает Ланселота сражаться. Музыка звучит то торжественно, то тревожно. Двум вокалистам периодически вторит хор. Пафосно, конечно, но что поделать? С таким сюжетом без этого нельзя. Особенно запоминается пронзительное клавишное соло в духе (внимание!) самбы (?).
5) «Merlin the Magician». Начинается с вокальной прелюдии, в которой говорится о славных подвигах короля. Далее идет уже знакомая клавишная интермедия (на клавикордах), а после нее следует первый и единственный на альбоме инструментал, показывающий одного из главных героев сказаний о короле Артуре – чародея и предсказателя Мерлина. Музыка то медленная и красивая, исполненная достоинства, то быстрая и энергичная, с еще одним отличным соло в исполнении Рика. Нам, видимо, показывают разные стороны характера волшебника – созерцательность и задумчивость, но и способность к действию, когда это нужно. Иногда музыка становится неожиданно веселой (особенно когда она повторяется с оркестром), словно она взята из «Шоу Бенни Хилла», что говорит еще об одной стороне характера Мерлина – он был эксцентричной фигурой и не прочь был и развлечься. Видимо, Мерлин показался Рику весьма интересным персонажем, раз он попытался в данном инструментале представить чуть ли не все музыкальные стили, которые были ему известны.
6) «Sir Galahad». В последней вокальной прелюдии мы знакомимся с желающим принять рыцарство Галаадом, сыном Ланселота от Элейн, дочери Пеллея, короля – хранителя чаши святого Грааля. После фортепьянной интермедии (третья версия – со скрипками) звучит этакая веселая музыка, что прямо так и хочется плясать. Потом она внезапно становится то торжественной (лейтмотив альбома), то лирической, то какой-то разудалой. В общем, звучит как-то странно. Вновь тут не последнюю роль играет хор. Галаада посвящают в рыцари, и поскольку у юноши нет оружия, Артур предлагает ему вытащить меч из камня у реки, что молодому рыцарю и удается, однако он отдает оружие сэру Гавейну как, видимо, более достойному, по его мнению. Из легенд мы знаем, что любовь к замужней женщине привела к тому, что Ланселот, будучи не «чистым», не смог раздобыть чашу, и данная цепь событий привела впоследствии к краху королевства; однако Галаад, чистый сердцем и душой, смог, заглянув в Грааль, увидеть божьи чудеса.
7) «The Last Battle». Мы плавно переходим к заключительной композиции. Колокола, пение птиц, тихая музыка, в которой слышится нечто тревожное. Такой же тихий голос, предсказывающий поражение короля в последней битве. (Песня была написана после того, как один врач посоветовал Рику не выступать, пока со здоровьем не наладится, однако он данный совет проигнорировал.) Музыка постепенно становится более звучной, вступает оркестр, поет хор, усиливаются эмоции. Далее звучит интересный инструментал с мягкими клавишными и трещотками, предваряющий рассказ о самой битве. Вступает торжественный оркестр, потом появляется тихое фортепьяно. Мы узнаем о том, что в сражении с Мордредом Артур в конце концов погиб. Под тревожное фортепьяно мы слышим заключительный повествовательный фрагмент, в котором говорится о последних четырех (из?) оставшихся в живых рыцарях Круглого Стола. Они решили отправиться в паломничество в святую землю и умерли вскоре после этого, а королевство Артура захватили саксонцы. Затем нам сообщают, что около 1200 г. (подлинность этого события у меня вызывает сомнения) монахи Гластонбери обнаружили могилу и камень, на котором было написано по-латински: «Здесь в этой могиле покоится король Артур вместе с его женой Гиневрой на острове Авалон». (Авалон – это остров блаженных, куда после смерти был перенесен король.) По преданию, обитель основал Иосиф Аримафейский, который собрал в Грааль кровь Христа. Следует торжественная музыка, потом вокалист вновь поет о том, что больше нет рыцарей Круглого Стола, а королевство Артура исчезло с лица земли. Повторение основной музыкальной темы, которая в этой композиции звучит несколько раз, заканчивает альбом на вполне достойной ноте.
Что же, альбом гораздо лучше предыдущего, однако по-прежнему чего-то не хватает. На этот раз с текстовой точки зрения все более или менее нормально (хотя ничего нового в плане сюжета или какого-то интересного описания персонажей здесь, к сожалению, нет), но вот музыкально работа иногда выглядит эклектичной, да и пафоса, особенно чувствуемого в бесконечных хоровых подпевках, можно поменьше, хотя ума не приложу, как этого можно добиться с таким концептом.
Говорят, что именно этот альбом дал повод критикам называть арт-рок помпезной музыкой для представителей среднего класса, тем более что вживую Рик впервые представил эту работу в ледовом шоу. Нет ничего удивительного, что вскоре на рок-сцену вылезли панки, которые подобное абсолютно не переваривали. Возможно, если бы известный клавишник выпустил после этого какой-нибудь сильный альбом, критики бы не были столь категоричными, однако последующие работы были только хуже.
P.S. Кстати, у Уэйкмана есть еще один альбом на похожую тему, но с более исторически достоверной основой – «Black Knights at the Court of Ferdinand IV» (1989), – но, к сожалению (а может быть, и к счастью), я с ним не знаком.
Рецензент: Featus
|