1) «Catherine of Aragon».
На Екатерине Арагонской, младшей дочери Фердинанда II Арагонского и Изабеллы I Кастильской, король женился вскоре после своего восшествия на престол в 1509 г. В течение нескольких лет они жили счастливо, поскольку Екатерина полностью соответствовала запросам Генриха – она была умной женщиной и могла управлять королевством, когда муж, например, отправился воевать с Францией. У королевской черты родилось шестеро детей, однако выжила только Мария. В конце концов, так и не дождавшись наследника, Генрих решился обратиться к папе, чтобы тот расторг их брак. Климент VII долго не соглашался, и Генрих расстался с женой сам в 1531 г., что впоследствии привело к разрыву Великобритании с католической церковью и началу англиканства.
Нежно звучащее фортепьяно периодически сменяется ударными. Это символизирует две стороны характера Екатерины, которая была способна на нежность, но и могла проявлять характер – особенно когда дело касалось сохранения ее брака. Интересно космическое звучание клавишных, после чего звучит джазовое фортепьяно под женский хор, который как бы сочувствует бывшей королеве. Кстати, поклонникам Iron Maiden (если такие встретятся) советую прислушаться к фрагменту с 22-й по 33-ю секунду – их любимая группа явно позаимствовала эту мелодию для «Mother Russia».
5) «Anne Boleyn».
Анну Болейн король взял тайно в жены в 1533 г., так и не добившись развода с Екатериной Арагонской, хотя их связь до этого продолжалась несколько лет. Надменность Анны сделала ее непопулярной при дворе, да и то, что она так и не смогла родить здорового мальчика, который стал бы наследником (а только дочь Елизавету), заставило Генриха к ней охладеть. Анна находила успокоение в объятьях других (как, впрочем, и сам Генрих, если быть честным), в результате чего король заточил ее в Тауэре, и после того, как 19 мая 1536 г. суд пэров признал ее виновной в адюльтере, Анна была обезглавлена.
Очень мягко звучащее фортепьяно сменяется резкими аккордами, в которых слышится тревога. Анна была поначалу нежной любовницей, однако судьба ее ждала иная. В определенный момент звучат торжественные нотки и мажорная часть, иллюстрирующие тот факт, что Анна стала королевой, однако затем возникают клавишные, как бы предупреждающие о чем-то. Временами слышится тихий женский хор, словно сочувствующий и этой женщине, так и не обретшей полного счастья в качестве королевы. В конце звучит исполняемый на фортепьяно христианский гимн «The Day Thou Gavest Lord Hath Ended».
4) «Jane Seymour».
Джейн Сеймур стала законной супругой Генриха спустя несколько дней после казни Анны Болейн. Она была фрейлиной первых двух жен короля и обратила на себя его пристальное внимание, когда Генрих посетил поместье ее отца. Джейн хотела бы стать королевой, однако любовницей быть отказалась. Такое ее решение, вероятно, стало одной из причин, почему Генрих решил избавиться от Анны Болейн. Став королевой, Джейн сумела помочь Марии вернуть благосклонность отца, что, возможно, свидетельствует о том, что она не очень сочувствовала английской Реформации. 12 октября 1537 г. у Генриха наконец родился наследник – будущий король Генрих VI, однако радость сменилась горем – через 12 дней, так и не оправившись после тяжелых родов, Джейн умерла.
Самая простая композиция. Вступает орган, звучащий словно где-то далеко и напоминающий начало известной «Токкаты и фуги ре-минор» Баха. Вся композиция построена на органной музыке, что показывает набожность Джейн и ее верность христианским моральным устоям. В определенный момент появляются клавишные, которые звучат так, словно зовут куда-то вверх – свою миссию рождения наследника она выполнила, и Бог призвал ее к себе.
2) «Anne of Cleves».
Целых три года Генрих искал себе подходящую партию и в конце концов остановил свой выбор на Анне Клевской. Ее брат Вильгельм был лидером германских протестантов, и с помощью этой женитьбы король хотел добиться образования определенного политического союза. Союз этот был необходим, поскольку Франция и Священная Римская империя могли напасть на британский остров. В конце концов главный министр Генриха, Генрих Кромвель, занялся этим вопросом, и 1 января 1540 г. Анна прибыла в Англию, а через пять дней состоялась свадьба. Король был очень разочарован – невеста была не слишком привлекательной, да и не очень образованной, по-английски говорила плохо. Через полгода, когда обнаружилось, что никакого альянса католических государств не предвидится, этот брачный союз был отменен, а Кромвеля за провал миссии обезглавили. Что касается Анны, то, согласившись остаться в Англии, она обрела возможность получать крупный доход.
Музыка в основном звучит очень быстрая – клавишные, резкие аккорды. Все это символизирует ту быстроту, с которой Анна стала женой короля, а потом получила развод. На какое-то время в музыке возникает пауза, однако затем вновь идет быстрая мелодия – но другая, причем достаточно задорная, иллюстрирующая, видимо, беззаботную жизнь этой женщины вне королевского двора. Инструменты пытаются закончить – ударные замедляются под тревожные клавишные (Анна иногда грустит), однако вновь возникает быстрая мелодия с отличным гитарным соло (…но потом просто наслаждается жизнью, которую ведет).
3) «Catherine Howard».
После истории с Анной Клевской Генрих стал очень подозрительным, и его часто посещала депрессия. В конце концов, чтобы почувствовать себя вновь молодым, в 1542 г. он женился на 20-летней Кэтрин Говард (Хауард). Однако девушка оказалась особой весьма легкомысленной и, как раньше Анна Болейн, погибла на эшафоте.
Красивая фортепьянная мелодия периодически сменяется торжественными аккордами. Музыка показывает нам довольно неоднозначную и противоречивую натуру, которая то грустит, то радуется, причем настроение меняется очень быстро. Грусть выражается органом и гитарой, а радость – клавишными, причем радость постепенно выходит на первый план, когда начинает играть оркестр. Вновь идут немножко фортепьянные пассажи, а под них та же радостная мелодия играется более грустно. Получается так, что раньше вызывало радость, впоследствии привело к плачевным последствиям. В конце сочувственно звучит меллотрон, напоминая кларнет.
6) «Catherine Parr».
Неверность Кэтрин Говард и ее вынужденная казнь подкосили Генриха – теперь он представлял собой больного, несчастного человека, однако в середине 1543 г. все-таки женился в последний раз – на Кэтрин Парр, имевшей спокойный и покорный характер. Свойственная этой женщине тактичность помогла ей оказывать на короля влияние. Она наладила отношения с тремя детьми Генриха от предыдущих браков и занялась их образованием. Она сочувственно относилась к английским протестантам. Кэтрин уже была дважды вдовой, и судьба уготовала ей вдовство и в третий раз – Генрих умер 28 января 1547 г., оставив после себя королевство, терзаемое религиозными распрями. После смерти короля Кэтрин вышла замуж за адмирала Томаса Сеймура, однако вскоре умерла при рождении дочери.
Вступает размеренная ритм-секция, чувствуется торжественность, после чего музыка убыстряется, а клавишные играют достаточно мажорно. Мы видим перед собой образованную и верующую женщину, знающую себе цену. Интересно звучит соло на клавишных, а также тот момент, когда звучат колокольчики. Музыка немного притихает, а потом фортепьяно играет, пока не слышно что-то вроде звуков моря. После этого вновь идет мажорная музыка, символизирующая радость Кэтрин от ее нового брака. Заканчивается композиция эмоциональным «бамц» ударных и долгим воем клавишных.
Уэйкман решил расположить жен короля не в порядке хронологии, а из композиционных соображений по следующему принципу: разведенная – казненная – казненная – умершая – разведенная – пережившая короля.
Альбом получился очень хорошим, одним из лучших в дискографии Уэйкмана, который задействовал на нем свое умение играть на различных клавишных инструментах. Кроме того, один из самых сильных инструментальных альбомов в роке, о силе воздействия которого говорят даже те, кто инструментальную музыку не слушает. Мелодии удивительным образом точно рисуют характер представленных женщин – явное свидетельство тому, что Рик хорошо изучил историю. Хочу предупредить тех, кто знает знаменитого клавишника по альбомам Yes первой половины 70-х годов, что данная работа совершенно не похожа на них, однако все равно мы имеем дело с очень интересным прог-роковым альбомом. Кроме того, в записи участвовали некоторые «йесовцы» – гитарист Стив Хоу, басист Крис Сквайр и ударники Билл Бруфорд и Алан Уайт, – а также участники The Strawbs, группы, в которой Рик играл до Yes. Если вас этот альбом не зацепит, то с остальным творчеством Уэйкмана вам можно уже не знакомиться. У меня же с этим альбомом только одна проблема – мне всегда было трудно запомнить инструментальную музыку, так что напеть что-нибудь из представленного здесь мне сложно.
|