URIAH HEEP. ЧАСТЬ 3.
Сева Новгородцев. "Рок-посевы" 28 февраля 1997 года
Начну с небольшого лирического отступления. Маленьким мальчиком хотел я приобщиться к мировой музыкальной культуре и приобрел абонемент на концерты лекции по Бетховену. "Вот разберусь, - думал я, - с какого конца его надо слушать и буду потом со всей советской интеллигенцией в филармонию ходить!" Из этой затеи не вышло ничего - лектор докладывал так высокопарно и скучно, а толстая тетя, певшая какие то непонятные слова, была так не похожа на романтическую героиню бетховенской оперы, что я это дело скоро бросил. Бум-м-м! Пошло много лет. Недавно наши английские друзья пригласили нас в "Королевский Альберт-Холл", на ту самую оперу Бетховена. Я шел, не подавая виду, но душа моя, на полпути к пяткам, ныла от тоски. Оказалось, что напрасно: певицы были все молодые, привлекательные, поголовно беспартийные, музыка дышала неподдельной германской страстью, бетховенские контрапункты и многоголосья ничем не уступали лучшим песням "Beach Boys", а тут еще хлынула информация, законсервированная в башке еще с тех далеких лекций-концертов. Я получил большой кайф. Это я все к тому, что классику надо слушать в контексте времени, когда она создавалась, По рок-понятиям "Uriah Heep" - это классика, на их концерт надо идти подготовленными.
В прошлый раз мы остановились на пластинке "Salisbury", втором альбоме "Uriah Heep". На обложке его - английский танк, окутанный дымом и пылью, из башни торчит командир, по радиотелефону переговаривается. Идут учения. Вряд ли кто объяснит вам эту картинку. Солсбери - английский город, верст 200 на запад от Лондона. Найдя его на карте, пальцем ведите вниз на юг, к морю. Почти весь этот район называется 'Солсбери Плейнз' (Солсберийская равнина). Одно время я повадился туда ездить по грибки, по ягодицы. Равнина эта принадлежит Министерству Обороны, на ней - ни домов, ни полей. Несколько раз в году ее перекрывают для военных учений. Видать, кто-то из "Uriah Heep" тоже гулял там, среди долины ровныя, на гладкой высоте.
После выхода в свет альбома "Salisbury" группу покинул барабанщик Кит Бейкер, на замену ему пришел Иан Кларк, его переманили из группы "Крессида", команды с родного лейбла "Vertigo". К этому же времени относится первая поездка в США. Американцы, особенно в провинции, народ попроще, без интеллектуальных претензий. Хотя "Uriah Heep" играли всего лишь на разогреве у "Three Dog Night" и "Steppenwolf", встречали их приветливо. По возвращению в Англию приступили к работе над третьей пластинкой. К тому времени истек контракт Джерри Брона с "Philips", по каким то причинам продлевать его не захотели. Брону ничего не оставалось делать как организовывать собственный лейбл, знаменитую впоследствии фирму "Bronze", которая для начала переиздала два первые альбома "Uriah Heep". Третья пластинка называлась "Look At Yourself" ("Посмотри на себя"), это была идея Мика Бокса. На конверте, вместо фотографии, поместили кусок блестящей металлической фольги. Получался эффект типа "неча пенять на других, коль у самого рожа крива". За кривым зеркалом конверта лицо самой группы, однако, начинает принимать знакомые нам очертания, перед нами впервые предстают классические "Хипы", звучат песни, которые потом войдут в рок-обойму всех музыкальных станций планеты.
Когда передачу готовил, то, прослушавши "Июльское утро", подумал: "А ведь хороша песня! Дай-ка проверю - чего добилась она в британской поп-музыке". Пошуровал по разным источникам и выяснил, что у "Uriah Heep" нет на родине ни одной успешной 45-ки за всю свою историю существования. Ноль, голяк. С альбомами - иначе, первая пластинка, которая попала в хит-парад - это "Look At Yourself" ("Взгляни на себя"), она, правда, достигла всего 39 места и только на одну неделю, это было в ноябре 1971 года, но все же удалось обозначиться. В конце года атмосфера в группе стала напоминать чулан с прокисшей капустой. Барабанщик Иан Кларк и басист Пол Ньюман жизнью были недовольны. С ними по обоюдному соглашению расстались, а кадры пополнили из знакомого источника. Барабанщик Ли Керслейк играл когда-то в группе "The Gods" ("Боги"), потом собрал свою команду, отлил, как говорится, свою пулю, но пуля эта теперь была на излете. Место в "Uriah Heep", надо сказать, ему предлагали и раньше, после ухода Кита Бейкера, но тогда он гордо отказался. Ли вошел в состав 23 ноября 1971 года, за ним вскоре последовал басист Гари Тэйн, новозеландец, к которому "Хипы" приглядывались уже давно. Гари присоединился к группе во время американских гастролей. В этом обновленном составе, в этой, я бы сказал, классической ипостаси, "Uriah Heep" записали свой 4 альбом, "Demons And Wizards" ("Демоны и волшебники"), который вышел в свет в июне 1972 года. Эту пластинку многие считают самой сильной у "Uriah Heep", в Англии она находилась в хит-параде 11 недель, достигнув 20 места. Мы этот альбом запомним по нескольким ярким песням, например "Easy Living" ("Легкое житье"), которую мы играли или "Wizard" ("Волшебник").
Известно, что деньги липнут к деньгам, а успех идет к успеху. Дело, конечно, не в самих деньгах или успехе, а в самопроекции человека. Когда есть уверенность в себе, когда ощущаешь силу, чувствуешь, что ты на гребне волны, которая тащит тебя неостановимо, тут все ни по чем. Если в твоей жизни, слушатель, будет такое время, доставай топорик и руби лес без остановки так, чтобы щепки во все стороны летели. Не теряй ни минуты, каждое мгновение дорого. "Хипы" это тоже понимали, они знали известную финскую поговорку "Куй железный, пока горячий". Всего спустя полгода после "Демонов и волшебников" в ноябре 1972 года выходит еще один альбом "The Magician's Birthday" ("День рождения колдуна"). "Раньше у "Uriah Heep" был просто имидж, - написала тогда "Melody Maker", - а теперь у них появился характер, сформировалась личность". Конец цитаты. Видимо рецензент побывал на концерте у "Хипов", там коллективная личность проявлялась со всей силой: Дэвид Байрон мастерски работал с публикой, море обаяния. Мик Бокс своими ужимками и приколами, тоненький и прозрачный, на ногах-спичках басист, Гари Тейн, сосредоточенно-серьезно выводивший свою мелодичную линию баса, рослый Кен Хензли с профилем, словно бы позаимствованным с чеканной древнеримской монеты и барабанщик Ли Керслейк, бивший по шкуре не кистью, как учат, даже не рукой, а всем своим мощным торсом.
ПРОДОЛЖЕНИЕ: ЧАСТЬ 4
|