URIAH HEEP. ЧАСТЬ 2.
Сева Новгородцев. "Рок-посевы" 21 февраля 1997 года
Отношения музыкантов и критиков были сложными во все времена истории. Судите сами: музыкант кладет годы жизни, осваивая инструмент, добиваясь чистоты техники, красоты звука, осмысленности фразы. Сочиняя песни, он, можно сказать, душу свою на стол кладет по кускам, он с музыкой своей, как сиамский близнец - всем телом сросся. После всех этих многомесячных трудов, поисков и споров, репетиций, записей, сведений - выходит, наконец, долгожданная, на руках взлелеянная пластинка. И тут появляется критик с зубочисткой во рту, выковыривая остатки обеда, слушает, задравши ноги. Ему, правда, тоже нелегко: надо перевести самый беспредметный вид искусства, музыку - в слова, превратить абстрактное в конкретное. Почва - зыбкая. Критика интересует - есть ли тут новизна? Не повторяют ли музыканты чужие зады? В чем тут, понимаете, концептуальность, новаторство? Глубока ли поэзия текстов? При этом надо учесть, что на Западе новых пластинок, особенно новых и неизвестных групп выходит тьма-тьмущая и критик, как всякий нормальный человек работать хочет поменьше, а получать побольше. С годами он эту кипу пластинок, которые ему надо прослушать, начинает ненавидеть от всей души. Ведь ему приходится крутить их от начала до конца, иногда по несколько раз, даже, если он музыку эту терпеть не может.
Далее. Критику тоже хочется карьеры и успеха, он хочет, чтобы его уважали, чтобы с мнением его считались. Поэтому пишет так, чтобы коллеги и читающая его публика по достоинству оценили бы его эрудицию, блеск ума и беспощадную объективность. Т.е. вы понимаете - почву под классовую ненависть музыкантов к критикам я уже подвел. Нередко читаешь в хронике: музыкант при встрече с критиком безо всяких разговоров бьет ему в морду. Еще сейчас, в конце 90-х, в роке появилось не одно поколение критиков, которые и дело знают и ведут себя прилично. В большинстве своем они - из неудавшихся музыкантов, так что сочувствие к собрату по ремеслу у них есть, если, конечно, зависть не заела. А в начале 70-х рок-критикой часто занималась интеллигенция по совместительству.
Металлическая музыка "Uriah Heep" была для них - что колокольный звон для атеиста, она их не задевала нисколько. Если посмотреть на подборки критических статей на первый альбом "Uriah Heep", там встречаются такие перлы: "интересно"... "технично, но не особенно оригинально..." "слушал с трудом"... Всех, однако, побил некий критик из журнала "Rolling Stone", написавший: "Если эта группа станет известной, я покончу с собой..." (слова своего он, конечно, подлец, не сдержал), и дальше: "Они звучат, как третьеразрядный "Jethro Tull"". Начнем с того, что в "Jethro Tull" вокалист играл на флейте и скакал как юродивый, стоя на одной ноге. В "Uriah Heep" стойка была только двуногой, а на флейте не умел играть никто. Что было отрадно - публика, не читающая рецензий, восприняла их той частью разума и сердца, которая не требует словесных объяснений.
Ведущая тройка группы - Мик Бокс, Дэвид Байрон и Кен Хензли спелись быстро и при работе над новым материалом понимали друг друга без слов. Дело спорилось - вкусы у них были очень схожи. На второй пластинке видно как начинает разворачиваться талант Кена Хензли как сочинителя - он написал половину материала. Записывались в той же студии "Лэнсдаун" с тем же Джерри Броном. Барабанщик Найджел Олссон помахал ручкой - он поехал в штаты с Элтоном Джоном, пластинка которого пользовалась там большим успехом. На замену ему пришел Кит Бейкер. После выпуска второго альбома пришлось уже думать - куда ставить призы, какую горку покупать? 45-ка "Lady In Black" ("Дама в черном") пользовалась успехом, особенно в Германии, где она выходила несколько раз. В общей сложности она находилась там на вершине хит-парада 13 недель. По совокупности за эти заслуги "Uriah Heep" получили приз "Золотого льва". Давайте послушаем песню, которая тронула струны загадочной саксонской души.
Было бы непростительным легкомыслием судить о "Uriah Heep" того периода только по популярным песням, только по тому, что нравилось массам. Надо их судить и по тому, что им самим нравилось. "Uriah Heep" рано начали работать с крупными формами. На их втором альбоме "Salisbury" есть одноименная композиция невероятной по тем временам длины - больше 16 минут. Здесь есть все, что должно быть в крупномасштабном произведении: свет и тень, взлет и падение, крещендо с диминуендой, стаккато с легатой, клавишные, духовые, струнные - в общем сочинители ее, наша инициативная троица могли вполне назвать себя высоким словом "композитор".
ПРОДОЛЖЕНИЕ: ЧАСТЬ 3
|