Третий альбом англичан вновь показал заметный прогресс, хотя уже и вторая их работа была очень интересной и непредсказуемой. Изменения в составе вновь коснулись лишь ударника, и Иэн Кларк (из группы Cressida) также отработал только на этом альбоме. Ну, что поделать, если ребята никак не могли найти подходящего барабанного маэстро? Слушающие подобные работы уже в XXI веке постоянно ловят себя на мысли: «Как же это тогда умудрялись за один год записывать так много материала, причем настолько качественного?» Видно, уж действительно когда-то трава была зеленее, а музыканты, возможно, талантливее. Во всяком случае, один точно проявил свой талант во всей красе – Кен Хенсли стал главным сочинителем группы, и именно ему мы должны быть благодарны за столь чудесный альбом.
1). «Look at Yourself». Первые же риффы и аккорды неплохо, так сказать, вставляют. Нашему вниманию предлагается энергичная композиция с отличной и, самое главное, равноправной игрой гитары и органа. Вновь продолжаются эксперименты с голосом – основной вокал берет на себя Хенсли (не отличишь от Байрона, который исполнял эту вещь на концертах), а вот Дэвид, довольствующийся бэк-вокалом, время от времени переходит на фальцет. Текст достаточно прост – если вам плохо, то посмотрите на себя (и, вероятно, поймете, что можно сделать, чтобы все встало на свои места). Есть эффектный момент, когда гитара повторяет вокализы. Ближе к концу перкуссии выдают очень интересный ритм, напоминая о лошадях, которые скачут все быстрее. Кстати, для их записи были приглашены музыканты английской группы Osibisa, игравшей смесь африканской народной музыки и западного поп-рока и годом позже выпустившей свой дебютный альбом.
2). «I Wanna Be Free». Сразу же следует громогласное клавишно-гитарное вступление, однако далее идет балладная музыка – тихо звучит орган, цокают ударные, Байрон поет о желании направиться куда-нибудь, где ярко светит солнце, а сердце чувствует свободу. Через какое-то время вновь вступает гитара, начиная выдавать жесткий риффинг. Очень эффектно звучат запилы гитары ближе к концу, особенно под фальцет Байрона, кричащего «Я хочу быть свободным».
3). «July Morning». Одна из самых известных вещей группы. Песня-глыба, ставшая успешным ответом на «дип-перпловскую» «Child in Time» и заодно продолжившая традицию помещать на альбом эпик (только здесь почему-то в конце первой стороны, а не второй, как обычно). Начинается эта 10-минутная композиция, написанная Хенсли совместно с Байроном, с пасторальных органных аккордов, к которым присоединяется жесткая риффующая гитара. Затем музыка становится более тихой, даже какой-то вкрадчивой, и под тревожную гитарную игру мы слышим лирический вокал Байрона, поющего о поисках любви при наступлении нового дня после грозовой ночи. (Поскольку альбом записывали именно в июле, то вполне возможно, что текст песни возник в процессе записи.) На определенном этапе ритм-секция возвращается, как бы заменяя припев и словно уходя перед следующим куплетом. Игра инструментов и вокал (вновь временами фальцет) в этой песне запоминаются навсегда. В конце нас ожидает долгий инструментал, в котором клавишные и гитара звучат все более пронзительно и словно никак не хотят успокоиться, так что музыке ничего не остается, как перейти в диминуэндо – ведь наш герой продолжает искать свою любовь, и неизвестно, когда его поиски увенчаются успехом. Кстати, на синтезаторе «муг» играет не кто иной, как Манфред Манн, который как раз в том же году основал свою группу Manfred Mann’s Earth Band, а до этого стал известным благодаря своим сольным экспериментам в области джаз-рока. Хенсли к тому времени этот синтезатор еще не освоил, поэтому и пригласил настоящего специалиста.
4). «Tears in My Eyes». Энергичный рок-н-ролл на вечную тему «ты ушла, и я должен тебя забыть, хотя вряд ли смогу». Множество запоминающихся моментов – «на-на-на» Байрона во время гитарного соло в блюзовом духе и позднее гитарные штучки, напомнившие мне звуки сирены. В середине композиции внезапно наступает пауза, словно музыканты о чем-то задумались, а затем мы возвращаемся к началу.
5). «Shadows of Grief». Одного эпика Хенсли с Байроном, похоже, показалось мало, и они выдали еще одну длинную композицию (на этот раз на 8 минут). Довольно энергичное начало, вновь класс показывает Хенсли, но и Мик Бокс не отстает, играя достаточно энергично и быстро. Лирика вновь посвящена любовным отношениям и вновь девушка оказывается далеко не идеалом; она относится к людям, как к грязи, но не понимает, что причиняет боль. Отличное гитарное соло, звучащее после вокальной части, внезапно прекращается, уступая тревожному звучанию органа и печальным вокализам Байрона («а-а-а»), но затем происходит переход к началу. Ближе к концу гитара начинает просто-таки завывать, а клавишные никак не затихают под редкие ударные. В качестве последних эффектных штрихов звучит крик Байрона, словно всплывающий откуда-то звук ударных и несколько гитарных аккордов под протяжный вздох – видимо, тяжело расставаться с человеком, которого все-таки любишь.
6). «What Should Be Done». Фортепьянная баллада с блюзовым оттенком. Записана, видимо, для того, чтобы дать слушателям немножко отдохнуть после такого количества энергичных вещей. В лирике высказывается отношение к тем, кто предпочитает не обращать внимания на то, что происходит вокруг, и на людей, находящихся с ними рядом. Получилось очень хорошо, хотя мне у Uriah Heep подобные вещи не всегда нравились. Запоминается, как гитара повторяет фортепьянные аккорды.
7). «Love Machine». Органное начало совершенно не дает представления о том, что будет дальше, поскольку затем следует энергичная рок-н-ролльная тема о женщине, называемой «машиной любви». Такое ощущение, что ребята решили записать эту вещь, чтобы хоть чуть-чуть посоответствовать имиджу рокеров, которых часто представляют бабниками и буянами. Идею явно подал Мик Бокс, поскольку только в этой композиции упоминается его имя. В конце мы слышим звуки, имитирующие заглушающийся двигатель. Что же, про машину все-таки песня.
Альбом вышел действительно классным, и хотя мне не всегда нравится то, как Байрон периодически срывается на фальцет, однако эта фишка не настолько выделяется, чтобы снизить оценку. В конце концов, вокалистом он был действительно сильным и старался петь так эмоционально, как считал нужным.
Написал: Featus
Look At Yourself [lp]: UK Oct 1971 Bronze ILPS-9169
Look At Yourself [lp]: US Oct 1971 Mercury SRM-1-614
Look At Yourself [cd, bonus tracks]: 1995 Castle Communications ESM
Look At Yourself [cd]: UK 2003 Castle 671
|