URIAH HEEP ~ 1971
LOOK AT YOURSELF
Английские выпуски альбома на "Bronze Records"

Английские выпуски альбома Look At Yourself, Uriah Heep, 1971 год выпуска

Альманах «DAVID BYRON.RU»
№ 5, май 2014 г.


Рецензия на альбом

ПРОГ-РОК ВУЛКАН: ПОСМОТРИ НА СЕБЯ!


Намереваясь рассказать об этом альбоме, прежде всего я хотел донести до читателя все те эмоции, которые испытал, услышав его в юности. Эмоции были бурные: “Look At Yourself” безо всяких преувеличений открыл для меня дверь в богатый мир Uriah Heep. Все эпитеты оставим, ибо несть им числа, да и совсем не хочется звучать пафосно и фальшиво, рассказывая именно про эту пластинку. Лучше быть лаконичным – у читающего рецензию останется огромный простор для раздумий и фантазий. Тем паче, что время в данном случае на нашей стороне. С момента выхода диска прошло более 40 лет, услышал я его около четверти века назад, и коль скоро интерес и любовь не ослабевают - значит, тема более чем достойная. И пусть эмоции перешли в иное качество - от наивной восторженности к зрелому и спокойному осознанию величия и красоты - именно это должно помочь в детальном анализе важнейшей, возможно, в истории группы работе. Итак, приступим.

В насыщенной событиями истории классического состава «Юрайя Хип» есть множество альбомов, которые могут быть с лёгкостью удостоены эпитета «самый». И это нисколечко не гиперболизированный, не «ах-и-оховый» подход: для группы с Байроном присуще было не только весело и напряжённо проводить время на гастролях, но ещё более серьёзно работать в студии. В результате с 1970-го по 1976-й «Хипы» одарили своих поклонников весьма щедро. Это не просто хорошая музыка на каждой пластинке - это история и наследие. Применительно к “Look At Yourself” данное определение верно в энной степени, ибо даже непоклонники квинтета выделяют заглавную песню и особенно «July Morning». Выделяют не просто среди песен UH - среди классики рока. То есть фактически упомянутые выше композиции – The Best Of The Best, в одном ряду с, допустим, «Child In Time» или многими другими шедеврами эпохи. Однако почему «Look At Yourself» – самый-самый?

Конечно, ничего нового для знатоков в этой информации не окажется, но всё-таки: «Look At Yourself» - первый из альбомов «Хип», увидевших свет в одинаковом виде (если не считать нюансов обложки) во всех странах мира, в то время как предыдущие альбомы издавались с вариациями относительно порядка песен и их состава. Далее: в основе пластинки лежат идеи, посетившие по большей части одного человека - Кена Хенсли. Взглянув на себя в зеркало, «Хипы» вошли в самую яркую и насыщенную фазу своего творчества. И это был уверенный шаг. Полный вперёд, никаких сомнений: все экивоки в сторону эры хиппи и прогрессивного рока остались в прошлом, группе надоело идти по чьему-то следу, или, точнее, курсом тогдашнего рок-мейнстрима. Они не придумали ничего лучше, чем просто выделить (и на уровне наработок, и из записанного группой за предыдущий, 1970-й год) нечто абсолютно своё - и стать законодателями мод. Вряд ли, конечно, амбициозные Дэвид, Мик, Иэн, Пол, и само собой, главный композитор Кен рассуждали в начале-середине 1971 года столь высокопарно. Однако высокопарных слов не стоит опасаться: они, судя по результату, вполне заслужены. При этом ничего особенного, ничего сверхоригинального, вроде «The Park» или «Lady In Black», на альбоме нет. Тут иное - дух цельного произведения и ощущение крайне динамичной, украшенной рядом шедевров, порывистой в хорошем смысле слова работы. То есть чего-то очень вдохновенного. Причем воздействие этого вдохновения, посетившего авторов в очень короткий промежуток времени, оказалось крайне мощным. И именно об этом - о вдохновении и мощи по-хиповски - дальнейший рассказ.


ПРОДОЛЖЕНИЕ - НИЖЕ


АНГЛИЙСКИЕ ВЫПУСКИ

Uriah Heep, Look At Yourself, 1971, Great Britain

Uriah Heep, Look At Yourself, 1971, Великобритания

Первый британский выпуск Uriah Heep "Look At Yourself", 1971
Передняя и задняя стороны конверта

Uriah Heep, Look At Yourself, 1971, UK

Uriah Heep, Look At Yourself, 1971, England

Первый британский выпуск Uriah Heep "Look At Yourself", 1971
Передняя и задняя стороны внутреннего бумажного конверта

Uriah Heep, Look At Yourself, 1971

Look At Yourself, 1971

Второй британский выпуск Uriah Heep "Look At Yourself", 1971
Передняя и задняя стороны конверта

Uriah Heep, Look At Yourself, 1971

Uriah Heep, Look At Yourself, 1971

Второй британский выпуск Uriah Heep "Look At Yourself", 1971
Передняя и задняя стороны внутреннего бумажного конверта

Look At Yourself, 1971, UK

Look At Yourself

Look At Yourself, UK

Первый английский выпуск

Один из перевыпусков

Один из перевыпусков

Первый британский выпуск Uriah Heep "Look At Yourself", 1971



ПРОДОЛЖЕНИЕ И ОКОНЧАНИЕ

Достоверно не известно, любил ли вспоминать о «диске с зеркалом» Дэвид Байрон, но пережившие его остальные члены условного ядра группы, то есть Мик и Кен (и не только они) делали это не раз и не два. Мистер Хенсли говорил, что идея «Июльского утра» пришла к нему во время игры на акустической гитаре в туровом автобусе. Мик любит упоминать о концепции оформления альбома, автором которой он является. По словам Джерри Брона, менеджера группы и продюсера большинства пластинок классического состава, Хенсли очень не нравилась идея приглашения в качестве гостя… нет, не темнокожих перкуссионистов из «Осибизы», а Манфреда Мэнна, исполнившего «то самое» соло в «той самой» песне.

Много ли эта информация даёт для понимания самой музыки? По-моему, чудовищно мало. Ведь идея (или эскизы) «July Morning» - это совсем не то, что в итоге записала группа. Что касается зеркала, то многие его просто не видели, так как оно присутствовало отнюдь не на каждом из изданий, особенно поздних, и тем паче «компактных». Ну а роль Манфреда Мэнна в масштабах даже одной замечательной песни, не то что пластинки (да не обидятся на меня его поклонники, к числу коих я и себя отчасти отношу) все же мала, чтобы говорить о ней как о значительном вкладе.

Магия альбома, его уникальная атмосфера, его вдохновение, его порыв - вот ключевые точки, и здесь как раз стоит настаивать на термине «коллективное достижение», не слишком акцентируя внимание на авторстве песен. Альбом был создан - вольно или невольно - по уникальной для группы рок-формуле, которая в дальнейшем «Хипами» будет использоваться лишь частично (и, к счастью, не превратится в шаблонный абсурд).

В чем она, эта формула? Ну, во-первых, альбом по своему звучанию - самый тяжелый из классики Uriah Heep. Во-вторых, он открывается и заканчивается «боевиками», а в центре его - эпическая композиция с чертами баллады. Эти два признака роднят «Look At Yourself» c «классикой классик» - «Deep Purple In Rock». Возможно, Джерри Брону и музыкантам хотелось повторить чужой успех, но вышло немного не то. Добавлю: к счастью. «Хип» 71-го года от «Пёрпл» 70-го выгодно отличают очевидный лиризм большинства композиций и элементы тяжёлой психоделии. О том, что Ричи и компании данные компоненты не удавались, речи нет. Просто «темно-лиловые» на них не ставили, в отличие от Байрона и Хенсли, которые, видимо, именно в этом были максимально, несравненно талантливы. Однако с самого начала «Look At Yourself» становится ясно: музыканты Uriah Heep замахнулись на большее. В коммерческом плане попытку можно назвать относительно удачной: 93-е место в «биллбордовской» таблице Америки, 39-е - в Англии, быстро добытый «серебряный» статус по обе стороны Атлантического океана, около 350 тысяч копий, проданных в мире за полгода с момента выхода «Look At Yourself».

А теперь проанализируем творческие слагаемые этой работы, занимающей особое место в дискографии Uriah Heep.


Look At Yourself
(Hensley) – 5.07


Исключительно удачное начало для диска: быстрая, запоминающаяся песня в тональности ля минор. Примерно в этом же ключе «стартовал» и европейский вариант предыдущего магнум-опуса группы. Однако здесь есть особый шарм. В каком-то смысле сама «Look At Yourself» - песня джигита, её ритмы весьма созвучны тому, что любят на Кавказе, да и партия хаммонд-органа, её звучание, добавляют этот «горский» колорит. Однако это всё равно рок, причём классика жанра. Подтверждением служит сценическая судьба песни. Её по-прежнему исполняют и делают кавер-версии. Неудивительно. Песня мало того что просто хороша в целом - она еще и буквально начинена различного рода вкусными музыкальными изюминками. Тут и нервный, почти надрывный вокал - звучание голоса вокалиста говорит гораздо больше, чем нехитрый, написанный им же текст. Никакой ошибки: поёт песню именно Кен Хенсли, хотя этот факт далеко не всегда очевиден слушателю, некоторые даже оспаривают его. И напрасно. (Если у вас есть сомнения на этот счет, послушайте «Uriah Heep Live» - и вы поймёте, чем отличается вальяжный, манерный Дэвид от страстного (в данном случае) и прямолинейного Кена.)

Продолжая тему нюансов аранжировки, отметим «заполняющую», отдаленно напоминающую военный марш, игру ударных в припеве - удачная находка Иэна Кларка. В целом же, если подумать о конструкции, композиция является «старшей сестрой» «Easy Livin’», только расширена за счет фирменного, хорошо продуманного соло Мика Бокса и финальной перкуссионной части с участием музыкантов «Осибизы». До некоторой степени песня даёт ответ на вопрос, почему же «Хипы» расстались в итоге с Полом Ньютоном. Пол, в отличие от вскоре сменившего его Гэри Тэйна, не обыгрывает тему и вообще звучит несколько зажато. Может быть, дело в звукорежиссёре? Даже если и так, Питера Гэллена нельзя упрекнуть в том, что на пластинке недостаёт низких частот. Просто Пол Ньютон играл сдержанно, скромно. Возможно, такой виделась его роль товарищам по группе и продюсеру Джерри Брону. Однако факт остается фактом: звучит его бас-гитара неброско и немного однообразно, репетитативно.


I Wanna Be Free
(Hensley) – 3:59


Продолжая тему покинувшего Uriah Heep вскоре после выхода «Look At Yourself» Пола Ньютона, заметим, что в следующем треке под конец он немного «оживает», равно как и в центральной композиции диска, «July Morning». И все равно нельзя отделаться от ощущения, что музыканта кто-то ограничил в том, что касается традиционно хиповской, отчасти джазовой, «шагающей» игры на бас-гитаре. Впрочем, мы забегаем вперёд - и в рассуждениях о песнях, и в мыслях о музыке последующих лет.

«I Wanna Be Free» - это дуэт певцов, и если вы прислушаетесь к началу, то обнаружите практически равное участие в вокализе обоих лидеров группы - и теневого, и того, кто был в группе фронтменом. Что любопытно, песня написана, как и предыдущая, в тональности «ля», но теперь уже в мажоре. Здесь присутствуют более яркие звуковые краски, а заряд безмерного оптимизма и радости слушателю передаётся как посредством текста, так и через мажорное спаренное гитарное соло. Посредством этого соло осуществляется выход в типично кеновскую гармонию. Это говорит нам о всё большем фактическом доминировании мистера Хенсли, и не только в формальном авторстве, но прежде всего в плане идей. Здесь же складывается причудливая мозаика: орган из 60-х, гитара из 70-х, причем гитара более тяжёлая, чем у средней хардовой группы. И за последнее благодарить уже надо Бокса - подобная ритмически-звуковая фигура с небольшими вариациями была предложена именно им годом ранее в «Gypsy».


July Morning
(Hensley/Byron) - 10:38


Волшебство и ничто иное - вот что такое «Июльское утро»! Песня отлично иллюстрирует мудрое изречение о простоте всего гениального: вступительное арпеджио фа мажор, затем тоже арпеджио, но уже в до мажоре - и всё это хаммондовое великолепие, украшенное настоящим фирменным «хиповским» соло Мика Бокса и бас-гитарным проходом Пола Ньютона, результирует в аккорд до минор. Именно от этой точки начинает свое лирическое повествование о том, где он был и что делал одним прекрасным июльским утром, Дэвид Байрон (“There I was on a July morning, I was looking for love…”).

С давних пор среди поклонников и музыкантов Uriah Heep стало едва ли не хорошим тоном спорить, кто и что написал в этой композиции, кому пришла в голову идея, и т.п. Однако давайте просто порассуждаем о том, за что мы любим «July Morning». Сама по себе тональность до-минор отнюдь не повод для «обвинений» в гениальности. То, как развивается композиция - безусловно, очень красиво, но и это само по себе едва ли, что называется, безоговорочно работает на успех. Более того, и слова песни - отнюдь не венец творения. Уж на что Джерри Брон имеет реноме апологета Кена Хенсли, его «папочки» и защитника (в деле продвижения материала Кена и оттирания остальных авторов в группе), но и он приводил музыкантов в бешенство (надо думать, особенно своего протеже) тем, что говорил: «У вашей песни нет слов», намекая на банальность и незатейливость лирики. Однако едва ли найдутся желающие поспорить с тем, что слова здесь имеют особый, почти магический смысл - ввиду того, как именно они были произнесены.

Рискну утверждать, что именно эта песня - визитная карточка. Нет, не группы Uriah Heep (несмотря на величие, она не отражает всех черт, присущих ансамблю), но певца Дэвида Байрона. Ибо так больше не пел никто, и едва вы слышите те самые строчки, чары великой музыки окутывают вас окончательно и бесповоротно. От придыхания до пронзительного, точно хищная птица, крика - таков Байрон в этом произведении. Да, очень хорош здесь орган Кена, просто великолепен Мик Бокс со своей резкой и при этом мелодической лидирующей партией, более чем уместен Манфред Мэнн (соло на «минимуге» в конце композиции), да и Пол Ньютон играет не только ритмично, но и почти мелодически. Гармония, мелодии, эпичность, индивидуальность, богатая звуковая палитра… Пожалуй, только ударника Иэна Кларка в этой композиции отметить сложно. Однако как же много ингредиентов нужно для того, чтобы создать шедевр! И как после этого выглядят попытки разобрать песню на фрагменты, из которых, по словам Кена, она была составлена? Как минимум, они непродуктивны. По отдельности ничто здесь не поразит воображения. А вот сумма индивидуальностей и их вклада - более чем. Джерри Брон впоследствии неоднократно советовал музыкантам следующих поколений не выкидывать недописанные кусочки песен, поскольку именно из таких вот скетчей Uriah Heep в свое время создали свой эпический шедевр. И это мудро - но для шедевра, помимо следования формуле Джерри, требуется сумма талантов, равновеликая «хиповской». Ну и оказаться в нужном месте в нужное время.


Tears In My Eyes
(Hensley) – 5:02


Продолжим разговор о времени и шедеврах. Критики, простые слушатели, музыканты очень любят выделять «July Morning», отмечая, что по художественным достоинствам она выше остального материала на альбоме. Однако вернее будет сказать так: она масштабнее и драматичнее большинства, кроме, быть может, «Shadows Of Grief». Но следующие за «Июльским утром» песни не менее красивы и прекрасно передают дух времени и творческую сущность коллектива. В частности, «Слёзы в моих глазах» - прекрасный шаффл, столь любимый Кеном и «Хипами», в тональности си мажор. Композиция имеет некоторые общие черты с «Real Turned On», записанной во время ранних сессий группы, но в данном случае группа сделала шаг вперёд: подобно многим на данном альбоме, эта песня состоит из нескольких частей, плюс пульсация выдаёт желание «Хипов» немного отойти от стандартного тяжелого блюз-рока. Кроме того, она открывает миру большого мастера гитарного соло… Кена Хенсли! В отличие от более поздних концертных версий, альбомный вариант «слёз» лишён лидирующих пассажей Мика Бокса: здесь вовсю доминирует Кен с кажущимся бесконечным слайдовым соло и короткой партией, сыгранной на минимуге.

Настроение композиции не совсем созвучно названию, оно солнечное и радостное, хотя и не без некоторой нервозности, за счет прямо-таки испанского чередования аккордов - сперва для понижения, а затем и повышения тональности в припеве. Красочность достигается и благодаря прозрачно-клавесинному звучанию акустической гитары в середине песни, сопровождающей фирменное хиповское «ла-ла-ла-ла» и психоделический гитарный эффект «вау-вау» Мика. Свежим предстает и сочетание в той же самой секции ритм-партий, исполненных одновременно на перегруженной и «чистой», обычной гитаре. Словом, композиция удалась - настолько, что её еще года два играли на концертах. Правда, не в первозданном виде, так как только студия позволяла квинтету превращаться в секстет, когда клавишник становился еще и гитаристом. Да каким!


Shadows Of Grief
(Hensley/Byron) - 8:40


Следующий номер переносит слушателя на тон ниже (ля) и в минор, возвращает Кена Хенсли за орган, а печальное название («Тени горя») на сей раз отражает драматизм в большей мере. Это взрыв эмоций! Однако, чисто технически, если анализировать концепцию, песня, несмотря на многочастность и импровизационное отступление в середине, довольно незатейлива: главный рифф, страстно опеваемый Дэвидом Байроном, представляет собой чередование нот «соль» и «ля» с дальнейшим нисходящим движением по полутонам вплоть до «ми». Ход оказался более чем сильным, и музыканты больше восьми минут наслаждались обыгрыванием идеи Кена, используя все найденные и взятые на вооружение к тому моменту группой «фишки»: пение в интервал, фальцетное вибрато вокалистов, тяжелый звук ударных и ритм-гитары, куда менее рельефный, но тоже очень стильный звук эффекта «вау-вау» в соло Бокса, плюс ревущий, журчащий и свистящий одновременно «хаммонд». Всё это, собранное воедино, породило непередаваемую атмосферу шедевра тяжёлого психоделического рока, который так умела играть лишь одна группа - и имя ей Uriah Heep.

В каком-то смысле аккомпанемент под типичное «квакающее» соло Бокса в середине «Теней» - предтеча песни «Blind Eye» (альбом “The Magician’s Birthday”), поскольку именно эту последовательность аккордов, которую я бы назвал испанской - ля минор, соль мажор, фа мажор, ми мажор - выберет годом позже Кен Хенсли для вступления к «Незрячему оку».


What Should Be Done
(Hensley) - 4:13


Как подобает подлинным мастерам и властителям настроений слушателя, из драмы музыканты переносят нас в раздумчивую меланхолию, а Кен Хенсли, кажется, впервые в своей карьере начинает то ли размышлять над пороками человеческими, то ли морализировать. Впрочем, возможно, что текст песни - просто поток сознания на тему неких романтических отношений. Однако магия этой композиции, сыгранной в до мажоре, не столько в стихах, сколько в волшебном сочетании полушёпота Байрона, переливающихся звуков фортепиано и мягкого, ласкающего соло Бокса (снова с использованием эффекта «вау-вау»), проходящего через всё не слишком продолжительное, но столь милое произведение. Хенсли, написавший по уже устоявшейся к тому времени традиции свои комментарии ко всем песням, уверяет, что она родилась во время перерыва в звукозаписывающей сессии, и от рождения идеи до записи финальной версии прошло три часа. Что ж, браво! Иные годами корпят над созданием сколь-нибудь хорошей баллады. Здесь же мы видим пример обратного: почти весь альбом «Look At Yourself» был сделан в течение июля 1971 года, кроме пары композиций, сочиненных несколькими месяцами раньше.


Love Machine
(Box/Byron/Hensley) – 3:37


Переслушивая альбом многократно, именно в этом месте то и дело ловлю себя на мысли: «Откуда же у Uriah Heep было столько эстетического вкуса, как удавалось столь деликатно, если можно так выразиться, обвязать столь разные песни?» «Машина любви» - классический боевик на известно какую тему, с присущими ему напором и динамизмом. Однако послушайте только, как вкрадчиво, мягко подводит Кен Хенсли группу к выходу в ударную до-мажорную фазу композиции. Мы снова имеем дело со становящимся для «Хипов» всё более привычным шаффлом. Однако на сей раз он не столь прямолинеен, присутствуют сбивки. И снова перед нами группа-трансформер, опять квинтет преобразуется в секстет: первые, «заполняющие» соло, играет слайдом Кен, затем на авансцену выходит Бокс, и в итоге их чередующиеся гитарные пассажи «перехватываются» тоже коротким, но весьма эффектным органным пассажем Хенсли. Их гитарный «диалог» длится не очень долго, а финальную часть уже вся группа как бы вешает на полуфразе, завершая её совсем небанальной, как бы оставляющей слушателя в полу-позиции нотой соль-диез. Эффектному альбому - эффектная концовка.

Примечательно, что при написании рассказа об эпохальном творении Uriah Heep мне приходилось не раз и не два переслушивать песни с целью уточнения некоторых чисто музыкальных нюансов. Опасения, что после такого интенсивного «закачивания в мозг» музыка “Look At Yourself” покажется утомительной и вызовет продолжительную идиосинкразию, не подтвердились: альбом по-прежнему воспринимается свежим и энергичным. Можно, конечно, списать всё на фанатичное увлечение рецензента музыкой группы, однако поверьте: обычные «липучие» песни, которые на Западе называют словом «catchy», рано или поздно вызывают утомление даже у фанатов, в то время как отмеченные истинным вдохновением творения просто живут, не надоедая никому. Они вне сиюминутной конъюнктуры, хотя зачастую приходятся ко двору, как это случилось с описываемым диском. И мы не будем говорить о вечности - скажем просто, что «Look At Yourself» по-прежнему жив и едва ли когда утратит свою актуальность для интересующихся классикой тяжелого рока.


P.S. Со своей 41 минутой звучания альбом «Look At Yourself» оказался самым продолжительным из всех альбомов, записанных Uriah Heep в бытность Дэвида Байрона вокалистом группы. И поскольку Джерри Брон как продюсер принципиально не хотел выходить за эти временные рамки, опасаясь понизить качество звучания альбомов вследствие уплотнения дорожек, кое-что из сессий 1971 года осталось за пределами винилового диска. Изданное впоследствии, в 1990-е и 2000-е годы, на различных сборниках и ремастер-версиях в формате CDDA, это «кое-что» для многих поклонников группы представляет не меньшую ценность, чем семь описанных выше композиций. Конечно, представить их частью того «Look At Yourself», о котором был мой рассказ - динамичного, порывистого и вместе с тем тщательно продуманного в плане компоновки - сложно, если не невозможно. При этом художественные достоинства песен-бонусов неоспоримы. Говорят, балладу в тональности ре-мажор «What’s Within My Heart» («Что в сердце моем») записали в тот же день, что и «What Should Be Done», и музыканты не знали о факте вращения бобин при включенной красной кнопке студийного магнитофона. Однако эта версия не слишком убедительна, поскольку Кен перед началом композиции произносит фразу «Включили красный свет», что есть явный сигнал: идет запись. Баллада завораживающе красива - но представить ее можно скорее в репертуаре «Лед Зеппелин» того же года, в то время как «Хип», видимо, опасались потерять достигнутые с таким трудом жёсткость звучания и динамику. Примерно то же самое можно сказать и про нелюбимую Джерри Броном медитативно-прогрессивную вещь в до-миноре «Why» («Почему?»). Послушайте, как умело пользуется регулятором громкости на гитаре Мик Бокс - чем, скажите на милость, его игра с «виолончельными» звуками в данном случае менее эффектна, нежели те же действия Ричи Блэкмора на композиции «Fools» с альбома «Fireball»? Впрочем, это риторический вопрос: время доказало, что едва ли не каждый музыкант Uriah Heep 70-х достоин считаться не меньшим основоположником и корифеем жанра, чем любая рок-звезда, пусть и более часто упоминаемая в печати или разговорах о музыке тех лет. Да и сами песни, даже из числа не вошедших в альбом - бесспорная классика жанра, которой мы можем наслаждаться спустя многие-многие годы так, словно услышали вчера.

Автор:
© Игорь Швейцер, 2014


Опубликовано:
10-11 октября 2018 г.



Вернуться в РАЗДЕЛ "LOOK AT YOURSELF"

Вернуться в СТУДИЙНЫЕ АЛЬБОМЫ ГРУППЫ URIAH HEEP

Вернуться в URIAH HEEP

Вернуться в РОК-ЭНЦИКЛОПЕДИЮ

Вернуться в КАРТУ САЙТА