TIME TO LIVE (Box/Byron/Hensley)
Песня наиболее близкая по саунду к материалу первого альбома ЮХ - самая "metalish" на "Солсбери". Таранный дуэт клавишных и гитары проторил дорогу гитарному соло Бокса с любимой квакушкой wah wah. Простой риф, опять разрубленный стопами (riff-stop-riff). Высоченная фальцетная нота страстного байроновского "Yeah!.. Oh yeaaaaaah!". Текст, написанный Байроном, резко отличается от фэнтезийно - психоделической лирики Хенсли, наполненной обычно всякими романтическими "нечто и туманна даль", "колдунами и демонами". Простая и знакомая всем в России "лагерная" история.
"ВРЕМЯ ЖИТЬ"
Дайте увидеть мне солнца свет. Дайте почуствовать дождь.
Разрешите мне пойти туда, куда я хочу пойти.
Я хочу вдыхать аромат цветов, снова увидеть рассвет.
Найти друзей, которых знал.
Найти тех друзей.
Я 20 лет провёл в грязной камере старой тюрьмы
Не видел света дня.
Если бы ты могла понять, это - ад на земле.
Такую цену я заплатил.
Такую цену заплатил.
Они сказали, что я убил человека, но я никогда не говорил им - почему.
Можешь представить - через что пришлось пройти.
И все долгие 20 лет я думал о том парне
И о том, что он сделал с тобой.
Я видел, что он сделал с тобой.
Послушай. Когда наступит завтра - я выйду отсюда,
Стараясь справиться с этим грузом.
Но если ты улыбнёшься мне той улыбкой,
Улыбкой, которую я знал - мне больше ничего не нужно.
Я знаю, что снова поступил бы также. Да.
Опять поступил бы точно также.
Вот такой "лагерный фолк" сочинил Дэвид Байрон. Но, в отличии от фальшивого "русского шансона" (и откуда взялось такое галантерейное название для блатняка?), который звучит у нас из окна каждого второго ларька, выводит из себя в тесных маршрутках и на загаженных пляжах - это не блеяния лагерного петуха, клянчащего милостыню слезливой историей о том, как его "несправедливо осудили по малолетке, а он лишь за девчёнку свою вступился"... Здесь нет нытья в музыке. Есть желание жить, любить и ни о чём не жалеть. Этот парень, за которого поёт Байрон (я бы сказал - отличная актёрская работа), плакать для подвыпивших братков не станет. Не те ребята.
LADY IN BLACK (Hensley)
Ярчайший пример подлинной "советской народной рок-песни", сравнимый разве что с незабвенной "Шизгарой" или "Домом восходящего солнца". Не было, наверное, ни одного двора, где местные гитаристы не терзали бы инструмент родными двумя аккордами, а хор мальчиков (отнюдь не Венский:) не завывал бы, самозабвенно закатив глазыньки, душераздирающее "а- аа- ааа- ааа" в объединяющем порыве. Количество самопальных переводов не поддаётся никакому подсчёту - от неприличных до абсурдно сюрреалистичных, правда я не знаю ни одного, хотя бы отдалённо напоминающего оригинал (как и в случае с "Домом" и "Шизгарой").
"Напоминаю - в песне всего два аккорда и в финальном хоре нет ни единого слова!" (Кен Хенсли).
Классика абсолютная - хит на все времена, моментально запоминающийся на всю жизнь. Спел LIB, кстати, сам Кен Хенсли (лично, так сказать). Музыка настолько проста, что используя в записи 4 акустических гитары одновременно - на двух тренькали роуди (англ. roadie - человек, сопровождающий рок-группу на гастролях, собирающий и разбирающий оборудование для шоу) Юрайа Хип, что помимо простоты гитарных партий, свидетельствует и о потрясающей атмосфере, царившей в студии. Хипы просто упивались фонтанирующими творческими идеями и, наряду со сложнейшими экспериментами, позволяли себе и подобные шалости - в хоре поющем финальное "ааа" даже безголосый продюсер Джерри Брон попробовал себя в качестве вокалиста. Мик Бокс вспоминает: "Было так весело, что инженер остановил запись не в силах её продолжать - мешал истерический хохот, а к концу записи я сам натурально катался по полу от смеха".
Толчком к написанию песни стал случай, произошедший во время прибывания ЮХ в Мюнхене -
однажды утром Кен выглянул в окно и увидел длинноволосую красавицу одетую в чёрное платье.
"ЛЕДИ В ЧЁРНОМ"
Она пришла ко мне однажды утром, одиноким воскресным утром,
Зимний ветер развевал её длинные волосы.
Не знаю, как она нашла меня, идущего во тьме,
Оставляющего вокруг себя руины после битвы в которой мне не победить.
Она спросила имя моего противника. Я назвал тех, с кем должен сражаться
И убивать их братьев, не думая ни о людях, ни о Боге.
Я просил у неё лошадей, чтобы преследовать своих врагов
Жадная страсть к уничтожению поглотила никчёмную жизнь.
Но её мысль была не о войне, изводившей людей и животных,
Которую так легко начать, но невозможно завершить.
Она, мать всех людей, мудростью своей осветила меня
Страшно стало идти одинокой тропой и просил я её остаться.
О, Госпожа, дай мне руку! - Воскликнул я - Позволь мне остаться рядом с тобой.
Уверуй и доверься мне - ответила она и наполнила жизнью мою душу.
Не надо заблуждаться, сила не в числе.
Но когда ты будешь нуждаться во мне, будь уверен - я рядом.
Сказав так, она отвернулась и я, грубый разбойник, не нашёл слов,
Стоял и смотрел на её исчезающий чёрный плащ.
Моя работа лечге не стала, но теперь я знаю, что не один.
Когда вспоминаю тот ветренный день, ко мне приходит второе дыхание
И если однажды она явится к тебе - проникнись мудростью её слов,
Она даст тебе отвагу, как награду и тогда - передай мне привет.
По музыке и содержанию - чистейший гитарный фолк, который к середине песни вдруг (очень гармонично) басовым пульсом переходит в хард - рок. "Как и большинство песен она была написана в акустике, когда мы её записывали в студии - постарались создать мощный базовый риф и при этом сохранить звенящий акустический саунд" (Мик Бокс) Успех песни в СССР сравним с триумфом в Германии, где, если верить Хенсли, её используют в некоторых школах как пособие по изучению английского языка. В ФРГ сингл LIB, вышедший в 1977г. держался на первом месте хит - парада 13 недель, за что и получил европейскую музыкальную премию Golden Lion (аналог "Грэмми").
HIGH PRIESTESS (Hensley) - "ВЕРХОВНАЯ ЖРИЦА"
Снова хор, взлетающий по нотам, как по лестнице, на самую верхотуру. Любимая Миком Боксом wah wah гитара (финальное соло - одно из лучших в его карьере) + отличная работа барабанщика Кита Бейкера, записавшего с хипами всего один альбом и уволившегося из ЮХ после их первого американского турне. "Я до сих пор не врубился - почему он так поступил" (Мик Бокс). Если уход предыдущего друммера Найджела Олсона к набиравшему вес Элтону Джону объяснить было не так уж трудно, то Кит Бейкер оставил свою загадку неразгаданной до конца. Самое распространённое объяснение - не захотел мотаться по гастролям, предпочёл тихую и оседлую жизнь. С 1993г он иногда выступает с группами локальной сцены в Midlands, частенько пересекаясь с басистом Полом Ньютоном. Музицируют для души, так сказать. Ладно, бог с ним, с барабанщиком. Песня HP получилась очень романтически - возвышенная в полном соотвествии с названием.
"ВЕРХОВНАЯ ЖРИЦА"
Ты - та, кто дарит свет моим глазам Ты - та, кто знает, что скрываю я под маской грусти
Моя любовь не может умереть, моя любовь к тебе,
Верховная жрица моего сердца
Скажи мне, что нас не разлучить
И на небесах мы будем вместе
Покинем опустевший мир, пусть он удивится
Глядя на нас, чья любовь не может умереть - и это правда
Верховная жрица моего сердца
Скажи мне, что нас не разлучить
Такой вот гимн неземной любви:)
SALISBURY (Box/Byron/Hensley)
Сразу скажу: очень я не люблю этот магнум-опус. Частенько пропускаю его последнее время, когда прослушиваю альбом, но перед написанием данной филиппики послушал дважды и только утвердился в своей оценке. Я прекрасно понимаю тогдашнюю тягу к самоутверждению как самого жанра, так и непосредственно ЮХ. Рок был в положении едва оперившегося подростка и отчаянно пытался заявить всему миру о своей "взрослости", подобных композиций в то время записывалось много - каждая уважающая себя группа считала необходимым отметиться чем то монументальным, желательно - с привлечением симфонического оркестра. После "СЕРЖАНТА ПЕППЕРА" и особенно "ТОММИ" это стало ритуальным актом для британских рок-групп.
Понимаю и немалый риск связанный с этим экспериментом, отмечу и убедительное техническое мастерство юриков-хипиков, но... когда мне нужна симфония - я слушаю других авторов и исполнителей, когда хочу рок - предпочитаю совсем другие песни. Гибрид получился, на мой вкус, слегка уродливым, как и все подобные гибриды, неважно кого скрещивают - павиана с навозным жуком или - орхидею с вуалехвостом, результат, как правило - плачевный, если скрещивание происходило с единственной целью - "посмотреть чё получится". Этот музыкальный мутант разваливается на отдельные части (эффект расфокусированного jam session), каждая из которых по своему могла бы быть интересна, но вместе составляют для меня занудный пример претенциозного дилетанства. Этакий "комплекс Икара" (Icarus complex - по К. Мюррею - подсознательное желание быть бессмертным). Симфоническая его составляющая - это уровень дипломной работы не самого одарённого по части музыкальной фантазии выпускника консерватории (не я первый отмечу сходство между вступлениями к "СОЛСБЕРИ" и к "КОНЦЕРТУ АРАНХУЭС" Родригеса), роковый элемент - вязнет в "слишком густой оркестровке" (если вспомнить незабвенного "Степного Волка"), теряя драйв и беспомощно форсируя громкость в желании закамуфлировать свой мандраж. И кроме того - текст. Здесь прямая противоположность одухотворённой гармоничности "Парка".
В отрочестве я был уверен, что данный (почти 17-минутный!) монумент посвящается борьбе негров Родезии за свою свободу и независимость, этакий хипповый "чегеваризм" бьющий симфонизмом по танковому беспределу, давящему нежный цветок свободы и по гнусному апартеиду злобных угнетателей. Тогда можно было бы хоть как то оправдать все эти амбициозные "крещендо/диминуендо". Ан нет, не о том все "стаккаты/легаты":
"СОЛСБЕРИ"
Где то в глубине твоих глаз горит тот огонь
Что затягивает меня, куда я не знаю сам
Никогда не думал, что могу сорваться
И вот - лечу быстрее всех
Ты подкралась бесшумно, тронула меня рукой
Как дождь ласкает каждую песчинку
И то, что мы сотворим останется только твоим и моим
И я буду делать это умело, так, как и нужно это делать
Твои поцелуи всё слаще, дыхание - всё теплее
И мы должны взять своё в отпущенное нам до рассвета время
Я хочу знать, когда случится То, чего я так жду
Были разные девушки, но нет такой, как ты
Я чувствую силу, которой не чувствовал прежде
И я начинаю понимать, что заставляет меня желать больше
Того о чём я мечтал, прошу - скажи мне, если я ошибаюсь
Потому что я верю, что мы созданы друг для друга
Время летит всё быстрей
Я думал, что это не должно кончаться
Но догадываюсь, что конец уже близко
Мы жестоко испытывали любовь на прочность
Она просто засохла и умерла
Что пошло не так, я никогда никогда уже не пойму
Скажи мне - почему
Снова один, как ты могла меня бросить
Снова один, я не хочу быть снова один
Эти рифмованные строчки
Я адресую сам себе
Они всё расскажут как было и как должно было быть
А ты написала, что уходишь
Потому что тебе нужен кто то новый
Значит есть всё же шанс
Что ты вернёшься ко мне
Я хочу этого, ты знаешь.
Такая вот "Песнь песней" и ни одного упоминания слова "Солсбери" в тексте. Может название намекало на "войну полов" и мягкие перины, как полигон для отработки боевых приёмов? Не нашёл ответа для себя, прослушав очередной раз ... Банальная история: "я тебя любил, а ты меня бросила и теперь мне очень грустно, зачем ты так поступила со мной, ведь всё было так хорошо когда только начиналось и мы делали ЭТО... бла бла бла"...
Это торжественное вступление, эти струнные пассажи и "трубы иерихонские", это органное барокко и джазовые импровизы клавиш, свистящее от перегруза гитарное соло, хоралоподобные хоры, весь этот филармонический пафос (обожаемый советскими ВИА), весь апломб только ради того, чтобы выразить: "Снова один, как ты могла меня бросить"?.. Могучий любовный инстинкт. "Гора родила мышь" в жажде самоутвердиться экспериментальным путём. Исполнение нареканий не вызывает - играть и петь хипы всегда умели, про композиционное решение - я всё сказал, хао...
Знаю, что сами ЮХ до сих пор гордятся этим опусом и могу представить, как непросто он им дался - достаточно вспомнить иронический рассказ Бокса о том, как все 26 оркестрантов в ужасе побросали наушники, одновременно стукнув ими об пол, когда Мик воткнул штеккер и вывернул ручку громкости на "10" для исполнения скоростного гитарного соло с квакушкой. Но что характерно, со слов Хенсли: "Не припомню, чтобы когда-нибудь обсуждался вариант исполнения "Солсбери" на живом концерте, с привлечением оркестра" - композиция на концертах никогда не исполнялась в оригинальном виде и таких мегасуперпуперсимфо "эпиков" ЮХ больше не записывали.
Ну и ладно - записали, доказали и пошли дальше. Слава рок-экспериментаторам, тем более я знаю, что большинство поклонников группы в восторге от этого трека... я рад за них.
Подведём некоторый итог.
"Вы можете иметь в своей коллекции полтора десятка альбомов Юрайа Хип, но если вы не слышали "Солсбери" - вы не слышали Юрайа Хип" - цитата из одной восторженной рецензии поклонника группы с которой я абсолютно согласен. "СОЛСБЕРИ" это "альбом - ключ" ко всему, что сделают ЮХ в 70х.
Альбом возвестил миру о появлении новой выдающейся рок-группы с уникальным почерком, он привлёк на сторону ЮХ массу почитателей во всём мире и ввёл хипов в высший дивизион британского рока. Во многом это - заслуга продюсера Джерри Брона, сделавшего верную ставку на авторский потенциал Кена Хенсли. В следующие 10 лет он не изменит этой ставке, раз за разом отказываясь от песен других музыкантов группы, лишь иногда вставляя их в альбомы. Такая ущемляющая политика продюсера со временем приведёт к полному раздраю внутри ЮХ и ненависти к Хенсли со стороны соратников. Авторские амбиции (в первую очередь Мика Бокса) и зависть к хенслиевским ройалти доканают коллектив в середине 80х, но на момент написания СОЛСБЕРИ всё было благостно и красиво - Хенсли писал великолепные мелодии, хипы их вдохновенно исполняли и группа набирала очки популярности...
Сразу отвечаю на логично возникающий вопрос: "А как же дебютный альбом?". Для меня "Very 'eavy, Very 'umble" не представляет уникальной ценности и не является показательным в оценке творчества ЮХ. Обычный, средний по качеству альбом, которых в 1970-м вышло немалое количество. К нему больше всего подходит высказывание Кена Хенсли: "Всё что мы знали в то время, это то, что мы хотим играть рок-н-ролл, и хотим играть его громко". Нисколько не сомневаюсь, что если бы группа осталось на уровне своего дебюта, то разговор о ней имел бы локальный интерес для поклонников протопрога, раннего хард - рока и тп.
Фирменный саунд ЮХ сформировался именно на СОЛСБЕРИ, причина такого качественного прорыва для меня очевидна - Хенсли (с благословения Джерри Брона) взял на себя обязанности креативного лидера группы. На дебютном альбоме его роль была вторична - квалифицированный клавишник, да и то - на 2х треках (Come Away, Melinda и Wake Up (Set Your Sights) ) партии клавишных исполнил Колин Вуд. Зато на "СОЛСБЕРИ" талант КХ раскрылся во всей красе - 3 песни написаны им лично, в остальных трёх он присутствует в качестве соавтора, клавиши зазвучали ярко и уверенно, полноправно разделив солирующие функции с гитарой Мика Бокса, а их дуэтное (клавиш и гитары) ведение заглавных рифов стало одной из характерных красок саунда группы. Хенсли раскрылся и в качестве великолепного вокалиста - почти невозможно на слух определить, где использованы наложения вокальных партий Байрона, а где - бэки Кена Хенсли (настолько похожи тембры и это сходство стало ключом к многочисленным вокальным эквилибрам ЮХ), кроме того КХ дерзнул попробовать себя в качестве лид-вокалиста (Lady In Black) - о результате судите сами. Большинство музыкальных идей альбома тоже на совести Кена, а идей в нём было - пруд пруди. Многие идеи получили своё развитие в последующих альбомах ЮХ - нетрудно найти идейных наследников "Парка", "Чёрной госпожи" и "Хищной птицы" практически на любом альбоме периода 71-75, да и некоторые идеи эпического титульного трека нашли своё продолжение в композициях типа July Morning, Shadows Of Grief, Spell /Paradise, Magician's Birthday, Pilgrim (к примеру). Прогресс группы в сравнении с дебютным альбомом для меня очевиден и впечатляющ.
Напомню, что знаменитая рецензия журнала ROLLING STONE, в которой ЮХ названы "третьесортным Jethro Tull" и автор которой обещал "...если эта группа станет известной, я покончу с собой..." - относилась именно к дебютнику. Эта рецензия хоть и является сакраментальным примером некомпетентности и глупости, несмотря на эпатажный тон и почти оскорбительную форму, не выглядела бы так нелепо, если бы не СОЛСБЕРИ и всё, что последовало за ним. Догадаться по первому альбому, что в недрах группы дремлет недюженный мелодический талант Хенсли было бы сродни божественному прозрению.
"СОЛСБЕРИ" вывел ЮХ на совсем другой уровень и, хотя критика по прежнему обходила альбомы ЮХ молчанием или снисходительно обзывала "рок - опереттой", публика приняла ЮХ всем сердцем, а количество поклонников растёт от года к году, пополняясь из рядов всё новых поколений меломанов...
В заключенни - несколько интересных, на мой взгляд, фактов и замечаний, относящихся к альбому "СОЛСБЕРИ":
- Одновременно с записью дебютного альбома ЮХ (Very 'eavy, Very 'umble), в соседнем помещении Hamwell Community Centre DEEP PURPLE писали свой эпохальный IN ROCK, но музыканты ЮХ всегда открещивались от всяких обвинений, касавшихся каких бы то ни было заимствований, при этом всегда признавали, что использовали оркестр в композиции Salisbury под впечатлением от April.
- Большая часть альбомного материала была написана в лондонском пабе "Fox & Hounds" (Лиса и Гончие), в районе Чизвик. "Было много пива в поцессе сочинения и репетиций" (Мик Бокс)
- После записи "СОЛСБЕРИ" Джерри Брон, по каким то причинам не сумевший (или не захотевший) продлить контракт с Vertigo, основал свой лейбл Bronze, на котором впоследствии вышли все классические альбомы ЮХ, а начал свою коммерческую деятельность на музыкальном рынке этот лейбл с переиздания первых двух альбомов группы.
- После выхода альбома ЮХ отправились в своё первое американское турне, выступая суппортером у очень популярных тогда в США THREE DOG NIGHT и STEPPENWOLF на многотысячных стадионах.
- На одном из главных фанатских сайтов ЮХ проведён опрос на тему "Ваш любимый альбом группы". "Сослбери" занимает там лишь 9-е место, уступая, к примеру - "A Time Of Revelation", "Sea Of Light", "Sonic Origami"... Меня это удивило неимоверно.
- На том же сайте в аналогичном опросе, касающемся песен ЮХ - #5 - Lady In Black, #7 - Salisbury, #11 - Bird Of Prey, #17 - The Park, #35 - High Priestess, #43- Time To Live.
Итак - 3 песни, вошедшие в "золотой фонд" рок- музыки, 2 крепких номера, которые сделали бы честь любой группе и один экспериментальный наворот, свою субъективную оценку которому я уже дал в развёрнутом виде, но даже если я считаю заглавную композицию неудачной - это неудача великой группы, ставшая для неё бесценным опытом и давшая толчок к дальнейшему развитию.
|