Многотысячная толпа американских подростков штурмовала приступы к концертному залу в городе Цинциннати. Каждый хотел пробраться вплотную к сцене, вблизи увидеть своих кумиров - четверку рок-группы «Ху» («Кто»). Когда раздались первые оглушающие аккорды, оставшаяся на улице толпа внезапно словно обезумела. Взбесившиеся от дешевой выпивки и одурманенные наркотиками подростки с дикими воплями бросились в узкие двери зала, вминая друг друга, перелезая через тела тех, кто оказался внизу. Неистовство продолжалось тридцать минут. Полиция была бессильна что-либо сделать с шеститысячной бушующей толпой. Итог кровавой драмы: погибло одиннадцать подростков, двадцать восемь получили ранения.
Трагический случай в Цинциннати, увы, не единичен. Как заявил мэр Провиденса, в его городе рок-концерты тоже сопровождались беспорядками, грабежами и насилием.
Английская группа «Ху» совершает очередное турне по Соединенным Штатам. На этот раз цель шумных концертов, завершающихся порой подлинными вакханалиями, состоит в том, чтобы создать рекламу фильму «Квадрофения», который появился в Англии в августе этого года. Рок-группа «Ху», финансировавшая этот фильм, во многом обязана своей популярности среди части подростков сумасшедшему ритму и мощному оглушающему звучанию. В этом она может потягаться даже с «Конкордом». В основу «Квадрофении» положены события, действительно происходившие в Британии середины шестидесятых годов.
Главные «герои» - враждующие между собой «моды» (от слова «модерн» - современный) и «рокеры» (от слова «рок-н-рол»). «Моды» считаются явлением чисто английским. На первом месте в нх культе стоит преклонение перед мотороллером с невообразимым количеством фонарей и зеркал - чем больше, тем лучше. Затем следует одежда (армейские куртки защитного цвета) и музыка в стиле группы «Ху». Основное занятие «модов» - поездки на вылизанных до блеска мотороллерах в какое-нибудь местечко на побережье Британии, где они собираются большими группами.
«Рокеры» выглядят грубее в неизменных черных куртках, в которых они раскатывают на ревущих мотоциклах.
Стычки между ними начинаются при любой случайной встрече в темном переулке и заканчиваются обычно кровавыми побоищами. В промежутках между жестокими баталиями - бесконечная езда на мотоциклах а мотороллерах, наркотики, грабежи, дикие вечеринки (не важно, где, безразлично, с кем). И все это под бешеные ритмы «Ху». Нехитрый набор крепких словечек составляет основу текста фильма.
Самая крупная сцена сделана почти е документальной точностью. Две враждующие стая «модов» и «рокеров* одновременно слетелись в курортный город Брайтон.
Трагическая развязка наступила незамедлительно. Трудно сказать, сколько минут продолжалась кровавая бойня на песчаных пляжах и улицах города. Полиции долго не удавалось обуздать толпу озверевших подростков...
В фильме нет идей, почти нет социальных проблем. Лишь где-то подспудно просматривается стихийный протест: «Мы не хотим быть похожими на обыкновенных людей», да вскользь мелькает тема неустроенности молодежи, отсутствие веры в завтрашний день.
В конце шестидесятых годов «моды» почти было исчезли с английских улиц: одни ушли к «хиппи», другие - к «бритоголовым». Сейчас «моды» стали снова разъезжать по улицам на своих мотороллерах, собираться в курортных местечках. Среди них есть и бывшие «панки», отказавшиеся от своих причудливых вкусов. Современные «моды» мало чем отличаются от своих предшественников, разве что только прически стали короче и одежда менее броской, да количество зеркал на мотороллерах поубавилось. Помимо «Ху», кумиром лондонских «модов» стала группа «Корды», которая играет «громко и быстро». Неизвестно, как на росте рядов новоявленных «модов» сказалось появление фильма «Квадрофения». Но фильм этот одно время врочно удерживал по кассовому сбору первое место в Англии.
Почему же произошла трагедия в Цинциннати? Причин здесь несколько. Чувство безысходности, порожденное коренными противоречиями современного капитализма, внутренняя опустошенность как результат постоянного воздействия массовой культуры приводят часть западной молодежи к стихийному, слепому протесту, к отрицанию существующих норм и ценностей буржуазного общества. Именно это и показано в фильме «Квадрофения», хотели того авторы или нет.
Рок-концерты как раз и дают некоторым подросткам, бесплодно ищущим свое место в жизни, одну из возможностей заявить обществу не только о своем протесте, во и вообще о своем существовании. Группа «Ху», считают ее члены, играет отнюдь не для развлечения подростков. Они претендуют на то, чтобы их музыку считали чуть ли не гимном сегодняшнего молодого поколения. В течение всего концерта тысячи подростков под музыку «Ху», эту дикую «декларацию независимости», бешено потрясают поднятыми вверх кулаками, исступленно салютуя своим кумирам. Рассчитанные на то, чтобы «встряхнуть аудиторию», громкие ритмы «Ху» экзальтируют слушателей и доводят их до полубредового состояния.
Один из полицейских, очевидец давки в Цинциннати, сказал: «Это была достаточно обычная сцена для такого типа концертов. Они всегда сопровождаются возлияниями спиртного и принятием наркотиков». Кстати, многие видят причину случившегося в дешевом наркотике, недавно получившем в США широкое распространение. «Ангельская пыль», или, как его еще называют «транквилизатор для слонов», оказывает более сильное действие, чем печально известный ЛСД.
Однако причина не только в наркотиках. Сыграл свою роль н ажиотаж, нагнетаемый в таких случаях рекламой. Задолго до приезда группы в какой-нибудь город все местные радиостанции, телепрограммы, пресса начинают ежедневно взвинчивать публику. В результате билеты на рок-концерты «Ху», «Роллинг Стоунз», «Лед Зепплия» распродаются мгновенно - реклама достигает цели. Те же, кто не добыл вожделенный билет, все равно приходят толпами к залу в день концертов, чтобы хоть немного приобщиться к разрекламированному до умопомрачения событию. Дельцы от искусства не брезгуют никакими средствами, чтобы ради миллионных прибылей навязать молодежи ложных кумиров и идолов, отвлечь силу В энергию молодого поколения Запада от решения действительных социальных проблем, воспитать у сегодняшних молодых политическую апатиию и мягкотелость. Правящие классы предпочитают, чтобы молодежь бунтовала на рок-концертах, а не в рядах борцов за социально-экономические преобразования современного капитализма.
А. ЛОПУХИН
(Наш соб. корр.).
Лондон.
|