История современной популярной музыки знает много примеров разных маний - это и «нирваномания» (или «кертокобейномания», если угодно), «спайсомания», и «джексонмания», и конечно же, «битломания». Последняя - самая яркая и запоминающаяся. Однако мало кто помнит, что начале семидесятых в рок-музыке царила «глэм-рок»-мания, а во главе экстравагантного музыкального движения находился Марк Болан и его группа с устрашающим названием «TYRANNOSAURUS REX», или сокращенно «Т. Rex» Любителям фильма Стивена Спилберга «Парк юрского периода» известно, что «тираннозаурус рекс» специалистами классифицируется как самый свирепый и хищный представитель мира динозавров. Именно название этого «нежного» животного и присвоил своей группе Марк Болан. Правда, слово «группа» слишком громко звучит по отношению к акустическому дуэту, в состав которого входили Болан - гитара и вокал, и Стив Тук - почти все виды перкуссионных инструментов.
Впрочем, прежде чем перейти непосредственно к теме, хотелось бы несколько подробнее остановиться на направлении «глэм-рок», которое, с той или иной степенью популярности, существует и в наши дни.
Точно известно, что родоначальник этого направления неизестен, но многие специалисты называют на Дэвида Боуи и Марка Болана. При этом отмечая, что «идеологом номер 1» следует считать именно Болана. Собственно Говоря, вопросы первородства уже не имеют сейчас большого значения, а вот о концептуальных взглядах пионеров поговорить можно. Сразу же следует заметить, что низких музыкальных новаций «глэмщики» в своем творчестве не несли, зато в плане эклектичности могли бы дать фору кому угодно. По большей части, группы этого стиля играли упрощенный рок с элементами буги (Болан) или фанка и джаза (Боуи). Иногда такое смешение стилей позволяло создавать очень интересные композиции, успех которым в хит-параде был гарантирован.
Однако, по большей части, это были песни-однодневки, пусть даже изящные и милые, но не более того. При этом «глэмщикам» рок-музыка обязана вхождением в обиход грима, макияжа, цветастых тряпок, «звездочек» и «полумесяцев» на лице, и т. д. и т. п. Поначалу публике, а особенно хиппующей ее части, это страсть как понравилось! Так что, когда Болан с Туком, раскрашенные, как индейцы, появились на своем первом концерте в лондонском клубе «Марки», и было положено начало новомодному направлению. Потом группы стали расти как грибы - «Slade», «Sweet», «Bay City Rollers», «Kenny», «Hello», Лео Сейер. Мода перекинулась за океан - «Kiss», «Alice Cooper», «The Tubes», и еще масса не слишком известных и малопопулярных коллективов. Наступила подлинная «глэм-эра»: концертными залами и студиями звукозаписи правили «марсиане», «демоны», «зеленые человечки», просто «пришельцы из космоса», «коты», «леопарды» и прочая живность. До сегодняшнего дня мало кто из них дожил, а из относительно новых коллективов на память приходят «Motley Crue», «King Diamond» и «Poison».
Впрочем, вернемся к Болану. Марк обладал очень характерный и своеобразным голосом, что в сочетании с веселыми мелодиями рок-н-роллов и буги-вуги придавало его композициям будоражащий эффект. Казалось, что он не просто поет и играет, а просто-таки «ездит» по вашим расшатанным нервам и забирается в самую черепушку. Для музыканта такой Дар просто удача.
Неудивительно, что пластики Болана и «Т. Rex» пошли нарасхват (на раннем этапе карьеры группа на афишах и обложках альбомов еще значилась как «TYRANNOSAURUS REX»). Первые два диска со стопроцентно хиппистскими названиями «Му People Were Fair And Had Sky In Their Hair But Now They're Content To Wear Stars On Their Brows» («Когда-то мой народ стремился к мечте, и в волосах моего народа запуталось небо, но сегодня мой народ всем доволен и носит звезды в своих бровях») (фу-у, устал!) и «Prophets, Seers Sages, The Angels Of The Ages» («Пророки, колдуны, сказания и ангелы древних веков»), выпущенные, соответственно, в 1967 и 1968 годах, мгновенно попали в британский Тор 5 и долгое время успешно конкурировали с пластинками признанных уже классиков «The Who» и «The Kinks». Акустический дуэт на концертах расширялся до квартета, но официально в группе числились только Тук и Болан. Несмотря на то, что выступления, по больше* части, проходили в небольших молодежных клубах, успех «Т. Rex» был ошеломительным.
|