Группа T. Rex

MARC BOLAN & T. REX
Рок-энциклопедия


Марк Болан (настоящее имя - Марк Фельд, родился 30 сентября 1947 года) начал профессионально заниматься музыкой еще в 1965 году, выпустив свой первый сингл "The Wizard". Затем он присоединился к психоделическому фолк-роковому проекту "John's Children", но эта команда просуществовала недолго и после трех неудачных синглов распалась. В августе 1967-го Болан вместе с перкуссионистом Стивом Перегрином Туком организовал дуэт "Tyrannosaurus Rex". Заполучив контракт, парни приступили к записи дебютного альбома "My People Were Fair And Had Sky In Their Hair But Now They're Content To Wear Stars On Their Brows". Неожиданный успех этой пластинки (15-е место), а также сопутствующего сингла "Debora" (34-место) заставил музыкантов работать интенсивнее, и к осени 1968 года уже был готов второй альбом, "Prophets, Seers And Sages - The Angels Of The Ages".

Группа "T. Rex" на пике популярности Также как и на первой пластинке здесь звучал акустический рок-н-ролл с психоделически-восточным привкусом. Болан и Тук продолжали работать в выбранном направлении, однако вскоре у них начались разногласия. Стив требовал большего участия в создании песен, а Марк крепко держал власть в своих руках и практически весь материал писал сам. После неудачного американского тура в поддержку "Unicorn" пути музыкантов разошлись, и вместо Тука в группе появился Микки Финн. Обновленный вариант "Tyrannosaurus Rex" дебютировал с альбомом "A Beard Of Stars", на котором Болан впервые применил электрогитару.

С этого момента "тираннозавры" стали активно продвигаться в "электрическом" направлении, а смена саунда ознаменовалась сокращением вывески до "T. Rex". Песни теперь имели поп-ориентированный характер, и уже осенью 1970-го первая ласточка глэм-рока, материализовавшаяся в виде сингла "Ride A White Swan", достигла второй строчки британских чартов. Следующий миньон ("Hot Love") на шесть недель возглавил национальный хит-парад, а альбом "T. Rex" провел в списках популярности полгода. Состав группы расширился до квартета, и теперь официальными партнерами Болана и Финна стали бас-гитарист Стив Карри и барабанщик Билл Легенд. В сентябре 1971-го вышла пластинка "Electric Warrior", с помощью которой ансамбль не только окончательно покорил британскую публику, но и получил признание за океаном.

Наиболее знаменитым номером с этого диска была песня "Get It On", ставшая домашним чарттоппером и поразившая горячую десятку США. Появление "электрического воина" вызвало повальную тирексоманию, причем ажиотаж подогревался сценическим имиджем Болана, выступавшим на концертах в боа, высокой шляпе и туфлях на толстенной платформе. В марте 1972-го "T. Rex" отыграли пару грандиозных шоу на стадионе Уэмбли, значительная часть которых была запечатлена в фильме Ринго Старра "Born To Boogie".

Летом того же года в продажу поступил альбом "The Slider", подаривший публике такие еврохиты как "Telegram Sam" и "Metal Guru". Хотя песни эти не вызвали большого восторга по ту сторону океана, сам лонгплей попал в Топ 20 "Billboard" и стал наивысшим коммерческим достижением группы в Америке. Впрочем, уже после выхода "Tanx" популярность команды пошла на спад, а в составе начались брожения. В 1973-м к "T. Rex" присоединились клавишники Глория Джонс и Дино Дайнс, Легенда сменил Дэйви Латтон, а кроме того некоторое время в команде числился гитарист Джек Грин. В попытке завоевать американский рынок был записан альбом "Zinc Alloy And The Hidden Riders Of Tomorrow", однако затея не удалась, и это привело к разрыву отношений Болана и Тони Висконти. Следующую работу Марк продюсировал самостоятельно, но это не спасло ситуацию, и группа сильно сдала чартовые позиции.

Под конец года ушел Финн, и состав "T. Rex" приобрел форму квинтета. Несмотря на непомерный эгоизм и другие нехорошие привычки Болана команде все же удалось вернуть часть былого успеха с пластинкой "Futuristic Dragon". Следующая работа, "Dandy In The Underworld", вызвала еще больше хвалебных откликов, но, к сожалению, этот альбом стал последним в дискографии "Рексов". В сентябре 1977 года автомобиль, на котором Болан и его жена Глория Джонс возвращались с вечеринки домой, врезался в дерево, и один из величайших глэм-рокеров погиб.


Опубликовано
26.06.2014 г.

"T. Rex" на BBC

Так уж заведено, что в самых простых рабочих семьях иногда рождаются короли рок-н-ролла. Может быть, в этот день, в небе над их спальными районами появляется звезда, которая будет освещать их путь, часто короткий, но безумно яркий и необычный. 30 июля 1947 года, такая звездочка появилась над восточной окраиной Лондона. В семье водителя грузовика и продавщицы продуктов родился второй сын Марк. С самого детства он нырнул во взрослую жизнь. С 11 лет помогал матери продавать овощи и фрукты на базаре, мыл посуду в ресторанах быстрой еды, вместе с отцом регулярно рылся в автомобиле. Но главное, этот парень понял, чего он хочет. У него появилась цель – стать великим рок музыкантом. И вряд ли его могло что-то остановить. Марка выгнали со школы и это, только облегчило его жизнь. В 15 лет он заявил отцу, что больше не собирается быть работягой. В те годы он прошел конкурс и стал фотомоделью для модного журнала «Town», где сразу был прозван Королем лондонских стиляг. Разрекламировав свою внешность, парень перешел к главному – взялся за гитару. Рок н роллом он заболел в детстве – Элвис Пресли и Клиф Ричард, а позже Джимми Хендрикс стали его проводниками в мир гитарного бунта, «ангелами, посланными с выше».

Марк Фэлд (настоящее имя Болана) был впервые замечен с акустической гитарой в кафе "The Two I's" (два Я). Эта маленькое заведение стало вторым домом Марка, он с радостью заполнял свое время на крошечной сцене, брынькая что-то народное. Но 16 летнему юноше этого было мало. Загадочным по сегодняшний день остается его пребывание во Франции, где он шесть месяцев прожил в замке у знаменитого мага и чернокнижника. Конечно, общение с «чародеем» не могло не повлиять на будущее песни начинающего певца.

Играя в своем любимом кафе, Марк таки умудрился записаться на студии «ЕМІ», но его версия хита Бетти Евэрэт «You are not good» не была замечена и никогда не стала синглом. Потом он запишет свою песню «wizard», но и она, к сожалению, окажется никому не интересна.

Марк Болан Два года начинающий рокер скитался по студиям и учился играть на гитаре. Его отец часто намекает ему на нежелание держать на своей шее нахлебника. «Иди, мол, работай на завод, получай деньги как все». Но парень был с другого теста, он помнил и свято верил в свое предназначение. И уже вскоре, он входит в состав группы «John's children» где играет на гитаре и поет. Два записанных сингла с треском проваливаются, хотя один из них, под названием «Дездемона» все же привлекает внимание публики, свои текстом, где Марк поет: дорогая, подыми юбку, и полетели вместе со мной… Би-би-си запрещает передавать в эфир эту «пошлятину». Другие песни горе-групы вобще остались незамеченными. В итоге, студия « Track» где они записывались, просто выгнала их, предварительно забрав музыкальные инструменты.

Группа, для своего же блага, решает прекратить свое существование. Кстати, именно в этот период Марк возьмет себе псевдоним «Болан».

Непобедимый и упертый Болан и не собирается останавливаться на пути к своей мечте. Он идет в магазин и приобретает «быушную» акустическую гитару за 14 фунтов. И не смотря на то, что у гитары, оказывается, сломан гриф, парень упорно продолжает репетировать и искать новые ритмы. И вот оно счастье, как награда за муки. Счастьем оказался Стив Тук, младший Болана на два года и два дня, умеющий играть на ударных инструментах, бонгах и африканских барабанах. Вместе они делают дуэт: Болан играет на гитаре и поет, а Стив работает на барабанах. Свою компанию они назвали просто: «Тираннозавр Рекс» (латинское название доисторического динозавра) Волею случая, дуэт знакомятся с Джоном Пилом, малоизвестным диск жокеем радиостанции «Лондон» и в виду того, что эта радиоволна переживала период застоя, диск жокей ставил на ней любую музыку. Не отказал он, и двоим молодым энтузиастам. В эфире прозвучала их песня «hippy Gumbo». Телефон радиостанции начал разрываться от требований слушателей повторить композицию, а также рассказать про исполнителей. Вчерашний диск жокей почуял запах прибыли и сразу организовал «Динозаврам» серию концертов в клубе «Middle Earth».

Также, именно Джон Пил, предложил называть дуэт «Т. Rex» что бы людям было проще его выговаривать. Здесь и понесло…

Конечно, Марк Фэлд с лондонской окраины своего добился. Он стал волшебником Рок н Ролла. Теперь, весь музыкальный мир знает парня с кудрявой черной шевелюрой, в пиджаке расшитом звездами, с разноцветным шарфом из перьев. Гитара в его руках превращалась в сказочный инструмент, который заводил любое тело в танец, а голос напоминал волшебные заклинания. За свои неполные тридцать лет, Болан снялся в фильме Ринго Стара «Рожденный для Буги», написал книгу стихов и выпустил более десяти умопомрачительных альбомов. В глубине души он оставался упрямым стилягой с окраины, не разрешал менеджерам поднимать цены на билеты, уделял по три часа в день для чтения писем поклонников, засиживался в кинотеатрах на фильмах Феллини… Марк на много пережил славу своей группы. Он играл с Клэптаном и Элтоном Джоном, мечтал познакомиться с Бобом Диланом, чтобы взять у того автограф. А главное, он доказал себе и всему миру, что такое верить в себя и не останавливаться на выбранном пути. Вся его жизнь – была пиком его популярности.

Марк Болан погиб в автокатастрофе. За рулем автомобиля была его любовница Глория Джонс. Она выжила. Это случилось16 сентября 1977 года.

Если вам немного грустно, и кажется, что чудес не существует, я могу предложить вам послушать альбом группы Т. Rex «Electric Warrior». Ей Богу, эти песни помогут вам поверить в волшебство, а может даже найти свою звезду на небе.… Или просто, весело потанцевать.

Источник:
Музыка, новинки, рецензии, видео, биографии, новости

Опубликовано
27.06.2014 г.

Марк Болан

Как-то раз в интервью, отвечая нахальному журналисту, усомнившемуся в наличии у него голоса, он запальчиво заявил, что поет, как соловей. Потом подумал и добавил: как охрипший соловей! В нем, и верно, было что-то от певчей птицы: небольшого роста, подвижный, слегка взъерошенный и готовый петь когда угодно и сколько угодно. Он сочинял песни быстро и помногу, был готов до изнеможения работать в студии, и при этом весьма щепетильно относился к тому, что выходило за ее пределы и становилось достоянием слушателей. Он закрыл собой бутафорскую эпоху глэма, открыв дорогу новой волне и став образцом для подражания и ментором циничному поколению, для которого его поэтическая эквилибристика и декларативная чувственность, казалось бы, должны быть совершенно чужды. Его музыка звучала современно и в 1967, и в 1977. В 1997 же она звучит, я бы сказал, просто революционно.

Он - это Марк Болан, Рожденный Для Буги, певец, гитарист, автор десятков давно ставших рок-н-ролльной классикой песен; переменчивый, как хамелеон, и при этом неизменно узнаваемый; отстраненный, как марсианин, и все-таки, вполне земной; всегда окутанный флером какой-то непостижимой тайны, хотя всю жизнь находился под недреманным оком музыкальной прессы; способный плыть как по так и против течения, поражая всех и вся непредсказуемостью своих поступков и их парадоксальной внутренней логикой. Он жил быстро и умер молодым.

Бог ты мой! Нынешним летом Марку Волану исполнилось бы пятьдесят! А этой осенью исполнилось двадцать лет с тех пор, как его нет с нами. Стало быть, двойной юбилей, веселый и печальный одновременно. Пересказывать биографию Волана, наверное, нет необходимости: достаточно взять любую мало-мальски серьезную рок-энциклопедию и раскрыть ее на нужной букве. Впрочем, ни одна энциклопедия и ни одна из десятков написанных о Волане книг не дает ответа на вопрос, кем же он, собственно, был.

Он родился как Марк Фелд 30 июля 1947 в Ист-Энде, лондонском предместье, населенном, преимущественно, едва сводившими концы с концами работягами - отец Марка, кстати, водил грузовик продуктовой компании. Первую группу, "Suzie & The Hoolahoops", Марк собрал в 1960 в школе (пела в ней еще одна будущая поп-звезда, Хелен Шапиро, в те дни более известная под прозвищем "Гудок", а тексты сочинял очкастый умник Кит Рид, позже прославившийся в "Procol Harum"). Чувствуя себя чужим и в школе, и дома, Марк целыми днями слонялся по улицам, переболев всеми музыкальными поветриями, налетавшими на Лондон как из-за Океана, так и с Севера, хотя по духу ближе всех ему оказались моды с их подчеркнутым вниманием к одежде и любовью к жесткому звуку и чикагским блюзам. Обычно он перебивался случайными заработками (одно время, к примеру, позировал для модных журнальчиков), играл на гитаре в окрестностях Сохо, где был известен как фолк-певец Тоби Тайлер, печатал свои стихи в малотиражных литературных приложениях веселящегося Лондона.

В ноябре 1965 ему впервые улыбнулась удача: фирма "Decca" рискнула пустить Марка в студию, где он за несколько часов записал серию своих песен - одна из них, знаменитая ныне "The Wizard", вышла на сингле и удостоилась благосклонной оценки в "NME". Неделей позже Марка Боуленда (так он обозвал себя на обложке диска) даже показали по телевизору, но следующий сингл провалился, и на этом история закончилась. По крайней мере, на время.

Ровно год спустя, в ноябре 1966, Марк (в ту пору уже Болан) познакомился с менеджером всегда восхищавших его THE YARDBIRDS Саймоном Нэйпир-Беллом, который искал замену только что ушедшему из группы Джеффу Беку. Вопреки логике, Болан отказался - чем произвел на Белла неизгладимое впечатление, однако, спустя полгода и еще одну отвергнутую публикой пластинку, рискнул присоединиться к его менее известным протеже "John's Children", с которыми и вкусил впервые настоящей славы, выступив на знаменитом психоделическом ночном марафоне в "Alexandra Palace" в ночь с 28 на 29 апреля 1967. Даже в сравнении со звездами, какими были "Pink Floyd" с Барреттом и "Soft Machine", "John's Children" звучали убедительно; даже на фоне сумасшествия, которое демонстрировали "Crazy World of Arthur Brown", Болан выглядел патентованным безумцем - его умопомрачительные стойки, двусмысленные жесты, провокации и неприкрытая агрессия сделали никому не известного дотоле певца одним из героев дня (вернее, ночи).

Марк Болан и "T. Rex" После того, как "EMI" отвергла альбом "John's Children" "Orgasm" (по причине "вопиющей непристойности", "ВВС" запретила транслировать песню Марка "Desdemona" из-за строки "задери юбку и торчи", а фирма "Track", под крыло которой группа перебралась в конце весны, была вынуждена отозвать ее на полпути с европейского турне THE WHO, так как Болан провоцировал в залах беспорядки в масштабах даже больших, нежели Таунзенд сотоварищи (как-то раз THE WHO даже не смогли выйти на сцену из-за царившего там безумия), в группе начались трения, и Болан, как-то сразу ощутив бремя славы, ушел и три месяца спустя возник на горизонте с куда более свободным по форме акустическим дуэтом "Tyrannosaurus Rex" и обоймой коротких, порой странных по содержанию, полных двусмысленной игры словами песен. В этот период он близко сошелся с только что вернувшимся из США и усиленно пропагандировавшим новые музыкальные идеи Джоном Пилом. "Он был удивительным человеком", - вспоминал Пил не так давно, - "импровизатор по натуре, неравнодушный ко всему новому, легкий на подъем. Несколько раз мы с женой и он с Джун Чайлд - взрослые, в общем-то, люди - отправлялись в Европу, путешествовали там автостопом и болтали обо всем на свете ночи напролет. Когда он стал звездой и начал сочинять хиты, мне было непросто: мы оставались друзьями, но мне не нравилось то, что он делает - как я мог говорить об этом публично?!" Летом 1970 всегда склонный к розыгрышам Болан принял участие в записи пластинки вымышленной группы "Dib Cochran & The Earwigs" (за эти названием скрывались Болан, Дэвид Боуи, Рик Уэйкман и их продюсер Тони Висконти), а в декабре его песня "Ride A White Swan" стремительно ворвалась в Топ 5 британских списков популярности, обозначив начало эпохи "боланомании" и "тирэкстаза". Однако, я, вроде бы, не собирался пересказывать биографию Доктора Буги - притормози, мой компьютер!

Впрочем, следующий отрезок его жизни и не нуждается в комментариях: это семь лет, наполненных непрерывными записями и гастролями, четырнадцать хит-синглов, один за другим взлетавшие по ступенькам британских чартс, истерия на концертах и ушаты слухов и домыслов, выплеснутых на страницы подростковой прессы, это жизнь, спрессованная донельзя - так, что даже затейливое название его группы пришлось ужать до компактного "T.Rex", это снятый Ринго Старром фильм и собственная телепрограмма, его колонка в музыкальном журнале "Record Mirror", открывшая Волана как рок-журналиста, это демонстративная поддержка панк-рока, принятого в штыки почти всеми его сверстниками, это стремительная гонка, которая завершилась ранним утром 16 сентября 1977, когда малолитражка, на которой Марк и его вторая жена Глория Джонс возвращались домой после ночной вечеринки в одном из лондонских клубов, на полной скорости врезалась в дерево близ поселка Барнз-Коммон. Он умер на месте, не приходя в сознание.

Как ни странно, но при жизни, то есть, в 70-е, Марк Болан воспринимался в Британии (да и во всем остальном мире) несколько одномерно (впрочем, о стереотипах и инерции восприятия западной музыкальной прессы говорено-переговорено): звезда глэма, автор безошибочных подростковых манифестов, певец изощренной чувственности и безудержного гедонизма, великолепный шоумен... Все это верно, но - не то. Лишь десятилетие спустя, когда его песни, подзабытые в музыкальных войнах конца 70-х и заслоненные волной банальности следующего десятилетия, начали всплывать в виде кавер-версий одних артистов или проявляться в скрытом или явном виде в песнях других, стало ясно, что Пв вПфигура Марка Болана еще нуждается в своем осмыслении.

Более чем где-либо, его влияние ощутимо в отечественном рок-н-ролле: едва ли не все его герои отдали дань Болану как одному из важнейших источников своего вдохновения; классический "Аквариум" на классическом же "Треугольнике" сделал опосредованный кавер его "Black Cat (The Wizard's Hat)", назвав его "Сергей Ильич (Песня Для МБ)", "Чайф" исполнил изящную стилизацию под "T.Rex" "Твои Глаза Красивы (Как Обложка "Rolling Stone")", Доктор Кинчев, признав в нем родственную душу, посвятил Болану одну из своих лучших песен "Доктор Буги" (с цитатой из "T.Rex" в первых тактах), знакомство с творчеством Болана выдают некоторые песни "Кино" и "Звуков Му", но самым главным боланологом и тирексофилом был в нашем роке безвременно ушедший от нас Майк Науменко.

Это, правда, примеры очевидные. Из неочевидных хотел бы отметить, что увиденные задним числом, концертные шоу T.REX имели удивительное сходство с рок-клубовскими выступлениями полузабытого ныне "Хрустального Шара", где юный Слава Задерни успешно исполнял роль Болана. (Даже странно, что пламенно любивший Майка клубный журнал "Рокси" так и не не заметил этого сходства.) Я с интересом жду, когда Болана откроет для себя нынешнее или следующее за ним поколение молодой шпаны из питерских клубов - думаю, что нас еще ждет новая эпидемия T.Rextasy (тем более что это всяко лучше, чем extasy).

А тем, кто еще не знаком с восхитительным и чарующим миром его музыки, я рекомендую поскорее сделать это. Вас ждут Белый Лебедь и Кролик-Забияка, Саламандра Палаганда и Женщина-Чайка, Фабричная Курочка и Черный Кот (по имени Сергей Ильич, как удалось установить БГ), Телеграфист Сэм и мистер по фамилии Мистер, Металлический Гуру, Слайдер, Мотиватор, Электрический Воин и Космический Танцор, Дети Революции и Безумная Донна... Bang A Gong! Get It On! Bang A Gong!


Опубликовано
28.06.2014 г.



T. REX, ЭЛЬФ, РОЖДЕННЫЙ ДЛЯ БУГИ
Журнал "Звук". № 4 июль 1996 г.

ЛАСКОВЫЙ И НЕЖНЫЙ ЗВЕРЬ "ТИРАННОЗАВР"
Журнал "Ровесник", № 9, 1999 г.

СТУДИЙНЫЕ АЛЬБОМЫ T. REX

КОНЦЕРТНЫЕ ЗАПИСИ T. REX

СБОРНИКИ T. REX


Группа T. Rex. Рок-энциклопедия


Вернуться в ЛИСТАЯ СТАРЫЕ СТРАНИЦЫ

Вернуться в РОК-ЭНЦИКЛОПЕДИЮ

Вернуться в КАРТУ САЙТА