Клыки "Степного волка". Журнал "Ровесник", №7 (433), 1998 г.

КЛЫКИ "СТЕПНОГО ВОЛКА"
Журнал "Ровесник", №7 (433), 1998 г.


ЗОЛОТЫЕ СТРАНИЦЫ

Довольно долго и у нас, и на Западе, особенно в Штатах, музыка группы «Steppenwolf» ассоциировалась с «кислотным», или психоделическим калифорнийским блюзом, котируясь на одном уровне с «Grateful Dead» и «Jeffercon Airplane». С этой точкой зрения можно с одинаковым успехом и согласиться, и нет. А история «Steppenwolf» - это прежде всего история того, кто эту группу создал и привел к славе.

Клыки "Степного волка" У истоков группы стоит ее бессменный лидер, гитарист и ведущий вокалист Джон Кей. Собственно говоря, Джоном, да еще и Кеем, он стал после того, как его родители перебрались в Канаду из Западной Германии. А до этого Джон звался Йоахим фон Крауледат. Много лет спустя, отвечая на вопросы журналистов о своем прошлом, Джон ограничился лишь фразой о том, что ненавидит зажравшихся буржуа (а кто их любит?), и поменял имя исключительно по соображениям социального протеста. Родители Кея действительно немецкие аристократы с богатой и сложной родословной, но дело оказалось не в аристократизме: во время второй мировой войны они запачкали себя связями с нацистским режимом. Сам Джон, родившийся в 1940 году (по американским источникам - в 1941-м), об этом узнал только после войны, когда его старики стали подвергаться отнюдь не шуточным нападкам в прогрессивной западногерманской печати, а оккупационные органы власти стали подумывать о выдаче ордера на задержание семейства фон Крауледат. Единственным выходом в этой ситуации была молниеносная и незаметная эмиграция. Новой родиной была выбрала спокойная Канада, куда в 1954 году и перебралась семья. Переезд не мог не сказаться на жизни четырнадцатилетнего мальчишки - почти год он не ходил в школу, осваивая язык и местные порядки. Именно в это время он и стал Джоном Кеем.

Окунувшись в рок-н-ролльную атмосферу, Джон поддался всеобщей гитарной эйфории и за три месяца научился играть несколько хитов тех лет. В начале 1956 года он уже вовсю «нарезал» в разных школьных группах, периодически совмещая роль гитариста и вокалиста. Предки Джона, по-прежнему имевшие на него сильное влияние, определили чадо в один из престижнейших колледжей Монреаля, где Кей и проучился до января 1964 года.

Вскоре Джон создает свою первую группу - «Sparrows», в состав которой, кроме самого Кея, вошли три его друга по колледжу. Репертуар группы оригинальностью не отличался: классический рок-н-ролл, ритм-энд-блюз, блюз и авторский сырой материал. Вскоре Кей принимает решение перебраться в Калифорнию, где, по слухам, в то время можно было прилично пристроиться и даже зарабатывать деньги, выступая по многочисленным клубам. Правда, на пути было одно, но существенное препятствие - родители. Джон нашел выход и из этой ситуации, заявив, что переводится в колледж в Беркли. На самом деле Джон порывал с отчим домом на долгие-долгие годы.

Атмосферу Сан-Франциско тех лет, куда отправился наш герой, можно описать одним словом: психоделия. Несколько месяцев Кей шатался по разным клубам, подыскивая музыкантов для новой группы. Первыми друзьями на калифорнийской земле оказались барабанщик Джерри Эдмонтон и бас-гитарист Раштон Моугрив. Возрожденные в форме трио, «Spasrrows» приступили к репетициям, а вскоре начали регулярно выступать на разных площадках. А потом Джон переименовывает коллектив в «Steppenwolf», использовав в качестве названия одноименный роман известного писателя Германа Гессе. Вскоре к группе присоединился еще один гитарист, Майкл Монарч, и это, пожалуй, стало решающим моментом: Майкл не только здорово играл на соло-гитаре, но и сочинял неплохую музыку. Именно он предложил утяжелить саунд группы, Предложения Майкла были встречены с пониманием, и можно смело утверждать, что именно «Steppenwolf» стали первой американской группой тяжелого рока. Во всяком случае, «Grand Funk Raillroad» и «Iron Butterfly» стали играть подобную музыку несколько позже.

К середине 1966 года состав был укомплектован клавишником Голди Макджоном и группа уже достаточно высоко котировалась на сан-францисской сцене «Stepperwolf» выступали не только в клубах, но и в таких престижных залах, как «Fillmore West» и «Winterland». Пусть даже и на «разогреве» у более именитых команд.

«Поцелуй Фортуны» состоялся в июне 1967 года, когда «Steppenwolf» получили приглашение принять участие в рок-фестивапе в Монтери. Это эпохальное событие открыло миру и «Steppenwolf», выступление которых, наряду с программой Джими Хендрикса, было одним из самых ярких и интересных. Едва ли не на следующий день после выступления представители фирмы грамзаписи RCA Records предложили группе трехлетний контракт и даже выплатили небольшой аванс. Не слишком опытные в этих делах, Джон Кей и его друзья дали согласие сотрудничать, практически не торгуясь, за что позже и поплатились.

Первый альбом появился в начале 1968 года и принес группе первый суперхит «Born То Be Wild», который несколько лет спустя популяризировали в Европе «Slade». Успех пластинки предопределил и триумф первых полномасштабных американских гастролей. В конце года на прилавки магазинов ложится второй альбом, а группа практически непрерывно находится на гастролях. Вторая пластинка стала скорее закреплением достигнутого, чем шагом вперед, - по-прежнему Джону и его команде было не занимать энтузиазма, а успешная работа клавишных придавала саунду даже некоторую утонченность.

1969 год приносит вновь два альбома - один программный (третий), другой - ретроспективный под названием «Ранний Steppenwolf», в который вошли разработки 1966-1967 годов (концертные записи). Кроме того, группа впервые выбирается в Европу, встретив и там восторженный прием публики и критики. Озадачивало лишь одно третий альбом был выдержан в ключе двух первых. Более того, от него отдавало некой «попсовостью» за счет злоупотребления (теперь уже так!) клавишными. Тем не менее, популярность группы не спадает. Семидесятый год - вновь два альбома: порядковый «Monster» и концертный - последний как раз и свидетельствовал о популярности группы. Сегодня совершенно ясно, что 1970 год был пиком карьеры «Steppenwolf». Уже в следующем году, несмотря на еще два альбома (в том числе студийный сборник), тиражи пластинок и сборы от концертов заметно снизились. Перезаключенный в этом же году контракт с RCA был существенно лучше, но основная масса денег уже проехала мимо карманов музыкантов. Годом позже Джон Кей принял решение о роспуске группы, а сам занялся сольными проектами, которые ему ничего, кроме разочарования, не принесли. Первый этап группы ознаменовался десятью альбомами (за пять лет) и шестью гастрольными турне.

В 1974 году Кей предпринимает первую попытку реанимации «Steppenwolf», но это было похоже на краткосрочное возвращение «больного» из небытия: два года, несмотря на выход вновь большого количества аудиоматериала неплохого качества, завершились очередным роспуском группы. Ничего удивительного, как мне кажется, в этом нет: как бы хорошо ни играли «Steppenwolf», все-таки его звучание полностью и безоговорочно принадлежит шестидесятым и свойством трансцендентности (напомню тем, кто слаб в высшей математике: трансцендентный значит не зависящий от времени) не обладает. В отличие, скажем, от «Led Zeppelin» или «Jethro Tull», которые начинали приблизительно тогда же.

Третья попытка возрождения была предпринята в 1981 году, но это уже выглядело как откровенная профанация. Самое удивительное, что вплоть до 1996 года мало кто предполагал, что группа с названием «Steppenwolf» все еще существует. Только после выхода альбома «Feed The Fire», который неожиданно оказался очень успешным, прогрессивное человечество вспомнило о героях давно минувших дней. Джон Кей смог собрать «под» этот диск очень сильный состав, прежде всего гитаристов, и удивил слушателей очень свежим и бескомпромиссным звучанием. Последовавшие вслед за выходом альбома североамериканские гастроли сопровождались прямо-таки буйно-истерическим поведением публики, тираж пластинки мгновенно полез вверх и достиг на сегодняшний день пяти миллионов! Самое интересное, что на гастроли со «Steppenwolf» в качестве «подогревателя» отправилась другая реанимированная североамериканская рок-легенда - «Blue Oyster Cult». Нa этот раз Кей показал себя опытным конъюнктурщиком - итоги турне были закреплены концертным альбомом - ««Steppenwolf: The Live».

Трудно сказать, последует ли какое-либо еще продолжение проекта под названием «Steppenwolf», но ныне ясно одно: группа навеки вошла в историю мирового рока, что и было документально зафиксировано в марте 1996 года, когда «Степных Волков» ввели в «Зал славы рок-н-ролла» в Кливленде.

И еще одно. Ежегодно, начиная с 1994 года, в Штатах проводится фестиваль под символическим названием «Wolf-Fest». Комментарии, я думаю, излишни. Достаточно сказать, что каждый выступающий коллектив обязан отыграть несколько композиций «Волков». В 1997 году на мероприятии отметились такие уважаемые люди, как «King Diamond» и «Motorhead».

Конечно, сейчас Джон Кей & Со уже не те, что в конце шестидесятых, но их музыка того периода продолжает жить своей самостоятельной, не зависящей уже от ее создателей, жизнью. Известно, что песни «Steppenwolf» использовались и используются в 36 телепрограммах и 39 художественных фильмах, в том числе и в «символе эпохи» «Easy Rider». И все равно почему-то немного грустно. Все-таки в «той» музыке и у «тех» музыкантов гораздо больше искренней бесшабашности или, если хотите, безалаберности, без которой были бы немыслимы «ревущие шестидесятые». Впрочем, один весьма авторитетный американский музыкальный критик предрекает скорое возвращение волшебной атмосферы тех лет. Ну что ж, было бы интересно. Вопрос только один: доживут ли до этого «светлого» часа те, кто когда-то все это начинал?


Андрей Беспамятнов

Опубликовано
12.12.2015 г.




Клыки Степного волка

Журнал Ровесник, №7 (433), 1998 г.




СТУДИЙНЫЕ АЛЬБОМЫ STEPPENWOLF

КОНЦЕРТНЫЕ ЗАПИСИ STEPPENWOLF

СБОРНИКИ STEPPENWOLF


Бесплатные консультации по СЕО


Вернуться в РАЗДЕЛ "STEPPENWOLF"

Вернуться в ЛИСТАЯ СТАРЫЕ СТРАНИЦЫ

Вернуться в РОК-ЭНЦИКЛОПЕДИЮ

Вернуться в КАРТУ САЙТА