Оригинальный состав "Iron Butterfly" группы появился на свет весной 1966 г. в Сан-Диего. Его собрал двадцатилетний клавишник и певец Даг Ингл (Doug Ingle, pодился 9 сентябоя 1946 г. в Омахе, Небраска), сын местного церковного органиста и хиппи в душе. Он получил хорошую музыкальную подготовку, однако, с шестнадцати лет начал играть на танцах со школьной группой, барабанщиком которой был Рон Буши (Ron Bushy, pодился 23 сентября 1945 г. в Вашингтоне, Колумбия).
В 1966-м году они под впечатлением от бурно расцветавшей вокруг психоделической сцены решили заняться музыкой всерьёз и организовали настоящую группу, в состав которой вошли местные музыканты Джерри Пенрод (Jerry Penrod, pодился в Сан-Диего), бас, Дэррил Де Лоуч (Darryl De Loach, pодился в Сан-Диего), вокал и Дэнни Вайс (Denny Weis, также родился в Сан-Диего), барабаны. Название для группы придумал сам Ингл: "Мне хотелось найти имя, с которым бы можно было жить и быть крутым. А быть крутым, в нашем тогдашнем понимании, значило быть тяжёлым, жёстким, быть вместе не только музыкально, но и по-человечески. Одновременно это значило быть воздушно-легким, динамичным, переменчивым и оригинальным. Я перемешал эти понятия, получив в итоге что-то тяжелое, но симпатичное, а поскольку тема насекомых была тогда в моде, мы назвали себя "Iron Butterfly".
В поисках работы они отправились на Север, в Лос-Анджелес, и уже вскоре устроились играть в клуб Bido Lite's. Их длинные пьесы с тяжёлым ритмом, замысловатыми соло и полными наивной мистики текстами быстро нашли путь к сердцам завсегдатаев кафе бульвара Сансет-Стрип, главного оплота всей подпольной культуры. Признание выразилось в том, что "Iron Butterfly" три недели подряд играли в легендарном Whiskey A Go Go, после чего получили трехмесячный ангажемент в чуть менее престижном The Galaxy.
Весной 1967-го группа подписала контракт с компанией Atco, а в декабре того же года выпустила свой дебютный альбом, незатейливо и точно названный "Heavy". Хотя успех был налицо, известность "Iron Butterfly" по-прежнему оставалась на местном уровне, поэтому в марте 1968-го Де Лоуч, Вайс и Пенрод покинули группу; первый вернулся в Сан-Диего, а двое последних вскоре примкнули к затеянной продюсером "The Doors" Полом Ротшильдом супергруппе "Rhinoceros". Ингл и Буши тут же нашли замену - вакансии заняли Ли Дорман (Lee Dorman, pодился 19 сентября 1945 г. в Сент-Луисе), гитара, бас, ф-но и восемнадцатилетний виртуоз Эрик Кит Браунн (Erik Keith Braunn, pодился 11 августа 1950 г. в Бостоне), лидер-гитара, вокал.
Весной 1968-го реорганизованные "Iron Butterfly" с продюсером Джимом Хилтоном записали в голливудской студии Gold Star свой лучший альбом с загадочным названием "In-A-Gadda-Da-Vida". Первая сторона включала пять оригиналов Ингла и один Дормана-Браунна, а всю вторую заняла семнадцати-с-половиной-минутная пьеса Ингла, давшая название самому альбому. (Впоследствии Ингл признался, что в ее названии была "зашифрована" фраза "In The Garden Of Eden", но они хотели, чтобы слушатели сами поняли и ощутили это). Альбом имел колоссальный успех: он провел в чартах в общей сложности 140 недель (из них 81 неделю в Топ-10), достиг 4-й строки, разошелся трехмиллионным тиражом и был крупнейшей коммерческой удачей Atlantic/Atco (по крайней мере, до появления "Led Zeppelin"), а по не поддающимся сегодня проверке сведениям, оказался первым в истории рока диском, достигшим Платинового Статуса!
В августе 1968 г. "Iron Butterfly" стали одними из главных звезд Ньюпортского Поп-Фестивале в Коста-Меса, Калифорния, а в декабре сорвали аплодисменты публики на трехдневном празднике мира и музыки в Майами. Сокращенная до формата сингла версия "In-A-Gadda-Da-Vida" тоже добралась до 30-й строки с чартах Billboard, став прообразом для великого множества клавишно-ориентированных групп АОР-рока, успешно поставляющих музыку для FM-радио с конца 70-х и до наших дней.
БикЮБикЮ
Следующий альбом "Ball" вышел в феврале 1969-го, дословно повторил формулу "In-A-Gadda-Da-Vida", достиг в списках 3-й отметки и стал Золотым. На этом, однако, полоса везения для "Iron Butterfly" явно закончилась. Два взятых на синглы номера имели лишь символический успех: "Soul Experience" в марте была 75-й, a "In The Time Of Our Lives" в июле, и вообще, только 96-й. Хотя группа, как и прежде, пользовалась расположением американской публики и служила непременным украшением любого Поп- или Рок-Фестиваля в стране (в июне 1969-го она - вместе с Хендриксом, Джо Кокером и "Creedence" - принимала участие в Денверском Поп-Фестивале, а в августе присутствовала на аналогичном мероприятии в Атлантик-Сити), изначальная ограниченность идеи быстро исчерпала ее творческий потенциал.
В сентябре 1969-го разочарованный и уставший Браунн покинул "Iron Butterfly" и вскоре организовал собственную группу "Flint-Whistle" - по иронии случая, в ее составе присутствовали еще двое бывших участников "Butterfly", Джерри Пенрод и Дэррил Де Лоуч, однако, добиться с ней успеха так и не сумел. Позже он нашел работу в редакторском отделе Atco и, в частности, открыл миру группу "Black Oak Arkansas".
Его место в "Iron Butterfly" занял Ларри "Райно" Райнхардт (Larry "Rhino" Reinhardt, pодился 7 июля 1948 г. во Флориде), который был дружен с братьями Оллмэн, некоторое время жил и джемовал с ними, однако, по ряду причин не вошел в состав "The Allman Brothers Band". Они начали репетировать, но дело не шло на лад до тех пор, пока весной 1970-го по рекомендации Ларри в "Butterfly" не пришел Майк Пинера (Mike Pinera, pодился 29.09.48 в Тампе, Флорида), певец и гитарист группы "The Blues Image", чей хит "Ride Captain Ride" только что появился в Топ5. В мае свет увидел записанный ещё прежним составом "Iron Butterfly Live" - вторую сторону диска занимала аж 20-минутная версия "In-A-Gadda-Da-Vida". В чартах он поднялся до 20-й отметки.
В августе 1970 года Ингл со словами: "Надо меняться, чтобы остаться модным", представил аудитории первую работу нового состава группы, соответственно названный альбом "Metamorphosis". Он, и верно, представил "Iron Butterfly" с другой стороны и состоял из более традиционных, коротких и мелодичных номеров. Хотя критика восприняла эту работу скептически, слушатели явно придерживались другого мнения, что помогло ей подняться до 16-й позиции. Продюсировал "Metamorphosis" Ритчи Подолор. В ноябре 1970-го сингл с песней "Easy Rider (Let The Wind Pay The Way)", которую "Iron Butterfly" спели в одноименном фильме, поднялась в чартах до 66-й строки.
Весной 1971-го группа совершила обширное европейское турне в компании с "Yes" и была встречена гораздо теплее своих британских последователей, однако, последовавшее за этим турне по Штатам оказалось их коммерческим фиаско и, обескураженная холодностью аудитории, группа решила самораспуститься. 27 мая 1971 г. "Iron Butterfly" дали прощальный концерт, после чего разошлись в разные стороны. Дорман и Райнхардт вскоре организовали новую группу "Captain Beyond", пел в которой экс-вокалист "Deep Purple" Род Эванс, и выпустили тройку средней руки альбомов; Пинера ушел в "Ramatam", а позднее играл с "New Cactus Band", "Three Image, Ким Карнз и Элисом Купером; Ингл и Буши вернулись домой и на длительное время покинули музыку.
Музыка "Iron Butterfly", тем не менее, продолжала пользоваться неизменным спросом: "In-A-Gadda-Da-Vida" покинула списки популярности только весной 1971-го; в начале 1972 года Atco издала компиляцию "The Best Of "Iron Butterfly": Evolution", а еще через год похожий бюджетный сборник "Star Collection". Все это подтолкнуло Эрика Браунна к идее реставрировать группу. Даг Ингл наотрез отказался, однако, Рон Буши принял предложение, и в начале 1975 г. они вывели на дорогу новых "Iron Butterfly", в состав которых вошли Фил Крэймер (Phil Kramer, родился 12 июля 1952 г. в Янгстауне, Огайо), бас и Хоуард Райтс (Howard Reitzes, pодился 22 марта 1951 г. в Саутгэйте, Калифорния), клавишные. Группа подписала контракт с МСА и выпустила разочаровывающий хард-роковый альбом "Scorching Beauty" (N 138). Райтс вслед за этим ушёл, и осенью 1975 г. "Iron Butterfly", место за клавишными в которых занял Билл Де Мартинез (Bill De Martinez), выпустили свой последний студийный альбом "Sun And Steel". Он провалился в чартах, и МСА расторгла контракт. На афишах клубов имя группы мелькало года до 1978-го, но лишенный контракта и часто менявшийся состав имел к оригинальным "Iron Butterfly" чисто номинальное отношение, хотя продолжал играть "In-A-Gadda-Da-Vida". Де Мартинез в 1979-м году собрал группу "Street", которая в начале 80-х единожды прорвалась в Топ 100.
На протяжении 80-х, когда настроения ностальгии прочно овладели большой частью аудитории, настоящие "Iron Butterfly" в разных наборах предприняли несколько попыток воссоединиться. В 1989-м они дали серию концертов в США и Европе, однако, продолжения не последовало. В апреле 1995 г. желание ещё раз испытать судьбу под знаменем "Iron Butterfly" выразил и их основатель Даг Ингл. В интервью он заявил, что сочинил около двухсот новых песен и готов выйти на сцену. Тем же летом группа совершила ностальгический тур по Штатам и даже работала в студии, хотя ее результаты до сих пор не опубликованы. В конце года при загадочных обстоятельствах погиб Филипп Т. Крамер. Он исчез 12 февраля - после того, как позвонил в полицию и объявил о том, что намерен покончить с собой. С этих пор о нём ничего не было известно в течение четырёх лет, несмотря на многочисленные поиски и попытки расследования. Тело Крамера было найдено в горном каньоне (неподалёку от Санта-Моники) лишь 31 мая 1999 года.
Деррил ДеЛоуч скончался от рака 3 октября 2002 года. Эрик Бранн умер от остановки сердца 31 июля 2003 года, через неделю после того, как выпустил сольный альбом.
В 2004-м году Буши и Дорман реформировали группу вновь. В новом составе с ними играли поющий гитарист Мартин Маринкович и клавишник Чарли Гершвиц.
21 декабря 2012 года был найден мертвым в собственной машине Ли Дорман, басист группы и один из участников классического состава. Ему было 70 лет. После смерти басиста Рон Буши объявил о распаде группы.
Источник: Энциклопедия тяжелого рока "Rock City"
Опубликовано: 20.10.2013 г.
|
|
|