Биография группы "Spooky Tooth"
История группы берет свое начало в далеком 1963 году. В один из летних дней на северо-востоке Англии, в городке Карлайсл несколько приятелей решили основать музыкальный коллектив. Джимми Хеншоу (Jimmy Henshaw, гитара, клавишные), Уолтер Джонстоун (Walter Johnstone, ударные), Франк Кеньян (Frank Kenyan, ритм-гитара) и гитарист/вокалист Лютер Гросвенор (Luther Grosvenor, родился 23 декабря 1946 года в г. Ившем, графство Вустершир), сформировали бит-группу "The V.I.P.S." Джонсон и Кеньян до того выступали в "The Teenagers", а Гросвенор был участником "The Hellions". В 1964-м году при помощи продюсера Кима Фоули (Kim Fowley) "The Hellions" выпустили сингл "Daydreaming Of You". Два участника этого коллектива, Дэйв Мейсон (Dave Mason) и Джим Капалди (Jim Capaldi) прославятся позже в составе культовой британской группы "Traffic".
"The V.I.P.S." удалось подписать контракт с RCA, и в ноябре 1964 года вышел их первый сингл, "Don't Keep Shouting At Me/She's No Good". Обычно на дебютник ставят проверенные хиты, но тут фирма решила рискнуть - обе композиции были написаны Хеншоу. Сингл получил хорошие отзывы критиков, но продавался неважно. Зато сегодня коллекционеры готовы выложить кругленькую сумму, чтобы заполучить его.
Вскоре "The V.I.P.S." покидает Хеншоу, а в группу приходят Майк Харрисон (Mike Harrison, пианино, вокал) и Грег Ридли (Greg Ridley, бас-гитара). Майк родился 3 сентября 1945 года в Карлайсле и ранее играл в "The Dakotas" и "The Ramrods". Грег (родился 23 октября 1941 года в г. Камберленд - умер 19 ноября 2003 года в г. Аликанти, Испания) был коллегой Харрисона по "The Dakotas" и "The Ramrods", а в последнее время являлся участником Dino & The Danubes".
В 1965-1966 годах группа выступает в лондонских клубах, а также имеет постоянный ангажемент в знаменитом "Star Club" в Гамбурге. "The V.I.P.S." выпустили еще 3 сингла: "Wintertime/ Anyone" (январь 1966 года, CBS Records, на обложке было написано THE VIPPS), "I Wanna Be Free/Don't Let It Go" (октябрь 1966 года, Island Records) и "Straight Down To The Bottom/In A Dream" (февраль 1967 года, Island Records). Так как группа не достигает каких-либо ощутимых успехов, "The V.I.P.S.". покидают Джонстон и Кеньян. На их место приходят барабанщик Майк Келли (Mike Kellie, родился 24 марта 1947 года в Бирмингеме) и клавишник Кейт Эмерсон (Keith Emerson, родился 2 ноября 1944 года в г. Тодморден, графство Йорк). Да-да, тот самый Эмерсон, в будущем участник "ELP". Он до этого выступал в составе "Gary Farr & The T-Bones" и задержался в "The V.I.P.S." всего на 3 месяца, основав после ухода свою группу, "The Nice".
Майк Келли был ударником в "Locomotive" (их саксофонист Крис Вуд в 1967 году перейдет в "Traffic"). "Locomotive" удалось попасть в британский Top-30 со ска-композицией "Rudi's Love".
После ухода Эмерсона, оставшаяся четверка сменила название на "Art". Музыканты приняли участие в записи альбома "Featuring The Human Host And The Heavy Metal Kids" группы с не менее вычурным названием "Harhash & The Coloured Coat".
У "Art" вышла всего одна сорокапятка - "What's That Sound/Rome Take Away" (август 1967 года), а в декабре появился и альбом "Supernatural Fairy Tales", спродюсированный Гаем Стивенсом (Guy Stevens).
Ко времени выхода этой пластинки у группы уже было новое название, "Spooky Tooth", и новый участник, американец Гэри Райт (Gary Wright). Эти знаковые события произошли в октябре 1967 года.
Райт родился 26 апреля 1943 года в г. Крескилл, штат Нью-Джерси. С 7-летнего возраста он был вовлечен в шоу-бизнес, играя 2 года в популярном бродвейском мюзикле "Fanny". Он также принимал участие в телесериале "Captain Video", вышедшем на экраны в 1950 году. В конце 50-х Гэри увлекся музыкой, выступая в школьные годы как клавишник и вокалист с различными группами. После школы Гэри начал изучать психологию. Свое обучение он заканчивал в университете "Фрай" (Западный Берлин). В 1967 году Райт возвратился в США, где выступал в составе "The New Work Times". Этот коллектив предварял "Traffic", которая приехала покорять Америку. Во время одного из выступлений на Райта обратил внимание шеф фирмы Island Крис Блэкуэлл, приехавший со своими подопечными из "Traffic". Он-то и пригласил Райта в состав "Art", которая как раз подписала контракт с Island.
В январе 1968 года "Spooky Tooth" выпустили сингл "Sunshine Help Me/ Weird", а в мае на прилавки британских магазинов лег дебютный альбом группы, "It's All About". Это диск включал в себя очень оригинальную обработку блюза Джона Лаудермилка "Tobacco Road". Ни альбом, ни сингл особой популярностью не пользовался, но группа обратила на себя внимание продвинутых меломанов. Мрачные звуки органа "Хаммонд", психоделическая музыка, интересная вокальная подача (с двумя абсолютно разными голосами) выделяли этот коллектив среди других английских ансамблей, а вокально-органная перекличка между Харрисоном и Райтом стала визитной карточкой группы.
Несмотря на оригинальность композиций "Spooky Tooth", круг их поклонников был ограниченным. В США группа имела больший коммерческий успех, и дебютный альбом (выпущенный там под другим названием, "Tobacco Road") в августе 1970 года даже попал в чарты (152-я позиция).
В марте 1969 года в Британии выходит их второй альбом, "Spooky Two". На диске представлены безупречно отточенные композиции - "Evil Woman", "That Was Only "Yes"terday", "Feelin' Bad". Особенно хороша песня "Better By Your Better Than Me", которая в 1978 году будет записана металлистами из "Judas Priest".
Ридли уходит в "Humble Pie", и место бас-гитариста занимает Энди Лэй (Andy Leigh).
В январе 1970 года в продажу поступил альбом "Ceremony", в создании которого принял участие французский электронщик Пьер Анри (Pierre Henry). Все композиции на этом диске были написаны им в соавторстве с Райтом, остальные музыканты группы оказались простыми статистами. Не удивительно, что они дружно окрестили эту работу "полным провалом", и в феврале 1970 года "Spooky Tooth" распалась.
Райт увлекся соло карьерой, а Харрисон, Гросвенор и Келли осенью 1970 года вновь собрали "Spooky Tooth". На место Лэя и Райта пришли бывшие участники "Grease Band" Алан Спеннер (Alan Spanner, бас) и Генри Маккулох (Henry McCullough, гитара). В этом составе музыканты записывают альбом "The Last Puff" (июль 1970). Интересно, что на обложке диска значилось: ""Spooky Tooth" с участием Майка Харрисона". По сути, это был альбом с каверами, ведь члены группы написали только две композиции. На пластинку поместили проверенные песни, среди которых были "Something То Say" Джо Кокера, "Son Of Your Father" Элтона Джона и очень удачную аранжировку битловской "I Am The Walrus". Заглавную композицию, "The Last Puff", написал сопродюсер альбома Крис Стейнтон (вторым продюсером выступил сам Крис Блэкуэлл, шеф Island). На гастроли вместо Спеннера и Маккулоха поехали басист Стив Томпсон (Steve Thompson) и клавишник Джон Хоукен (John Hawken, экс-"Nashville Teens"). После того, как Томпсон уходит в "Stone The Crows", а Хоукен в - "Illusion", "Spooky Tooth" опять прекращают деятельность.
Харрисон приглашает музыкантов группы из Карлайсла "Junkyard Angel" и записывает с их помощью соло-альбом "Mike Harrison" (октябрь 1971 года). Через год выходит его вторая пластинка "Smokestack Lightning".
Лютер Гросвенор, поднакопив сил в Испании и написав там ряд песен, записывает сольный диск "Under Open Skies" (октябрь 1971 года), а потом в течение полугода выступает с "Stealers Wheel". Потом он заменил Мика Ральфса в составе "Mott The Hoople". С легкой руки лидера группы Иена Хантера Лютер получает кличку Эриел Бендер (Ariel Bender), и она, по сути, становится его новым именем и фамилией. После карьеры в составе "Mott The Hoople", Эриел присоединяется к группе "Widomaker".
Майк Келли играл с Питером Фрэмптоном в его "Camel" (не путать с одноименным кентерберийским коллективом!), а позже стал востребованным сессионным музыкантом.
А что же Гэри Райт? После первого распада "Spooky Tooth", в 1970-м году, он вместе с продюсером Джимми Миллером работал над альбомами Стиви Гиббонса (Steve Gibbons) и детройтской группы "Sky". Он также был сессионным музыкантом на альбоме Джорджа Харрисона "All Things Must Pass". Экс-битл и Райт становятся близкими друзьями и едут в Индию, где живут в одном из ашрамов. "Просветленный" Гэри возвращается в Британию с материалом для своего сольного альбома, но, не имея контракта с фирмой грамзаписи, работает над дисками Ринго Старра, Би Би Кинга и "Badfinger", а также продюсирует альбом Тима Роуза. В сентябре 1970 года фирма "А&М", вдохновленная успехом "Emerson, Lake & Palmer", надеясь воспользоваться интересом публики к группам, ориентированным на орган, подписывает с Райтом контракт.
В 1971-м году выходит его сольный альбом "Extraction". Записать этот диск Райту помогли Хью Маккракен (Hugh McCracken), Клаус Вурманн (Klaus Voormann), Алан Уайт (Alan White), Тревор Бертон (Trevor Burton), Мик Абрахаме (Mick Abrahams) и бывший коллега по "Spooky Tooth" Майк Келли. В апреле того же 1971-го, с целью раскрутки альбома, Райт создал группу "Wonderwheel". В ее составе были басист Арчи Леггетт (Арчи Леггетт), барабанщик Брисон Грэм (Bryson Graham) и виртуоз-гитарист Джерри Донахью (Jerry Donahue), которого позже заменил Мик Джонс (Mick Jones, в прошлом аранжировщик и член группы французского рок-идола Джонни Холлидея). "Wonderwheel" прожили недолгую жизнь, всего до сентября 1972 года, выпустив альбом "Footprint" (январь 1972). Последним аккордом в биографии группы стало шоу в лондонском "Crystal Palace Garden Party", где "Wonderwheel" выступили вместе с "Yes" и "Mahavishnu Orchestra".
В сентябре 1972 года Райт и Харрисон начинают очередную инкарнацию "Spooky Tooth". Райт взял музыкантов "Wonderwheel" Мика Джонса (гитара, вокал) и Брисона Грэма, а Харрисон - бас-гитариста Иена Херберта (Ian Herbert) из "Junkyard Angel". В марте 1973 года Херберта сменил Крис Стюарт (Chris Stewart). Музыканты записали альбом "You Broke My Heart... So I Busted Your Jaw", вышедший в мае месяце. Альбом поднялся до 83-й позиции в американских чартах.
Вскоре на место за "кухней" возвращается Келли, а басист Кит Эллис (Keith Ellis, экс-"Van Der Graaf Generator") заменяет Герберта. Альбом "Witness" (ноябрь 1973 года) стал последним, выпущенным на лэйбле "lsland". Этим составом группа выступает до февраля 1974 года, когда уходит Харрисон. На его место в "Spooky Tooth" приходит Майк Патто (Mike Patto, экс-"Timebox" и "Boxer") и группа перебирается в Нью-Йорк (в Америке их всегда ценили выше, чем в родной Британии). К этому времени в составе "Spooky Tooth" оставался только один участник оригинального состава, Райт, на место Келли и Эллиса пришли уже знакомый нам Брисон Грэм и Вел Берк (Val Burke). Заручившись поддержкой знаменитого Эдди Крамера (в свое время работавшего с Джимми Хендриксом), Райт и Джонс взялись за продюсирование нового альбома. Однако, несмотря на то, что "The Mirror" получился весьма неплохим, "Spooky Tooth" распалась. Альбом вышел уже спустя месяц после этого в октябре 1974 года. Эпитафией группе стал сингл "Fantasy Satisfier/The Hoofer", выпущенный в феврале 1975 года.
К этому времени Джонс уже играл с Лесли Уэстом (позже Мик создаст знаменитую "Foreigner"); Майк Патто был в составе "Boxer" (он умрет от рака горла в 1979-м году), а Брисон стал членом группы Элвина Ли. Харрисон записал соло-альбом "Rainbow Rider" (август 1975), Берк работал сессионным музыкантом. Майк Келли выступал с "The Only Ones", а Гэри Райт подписал контракт с Warner Brothers, и в июле 1975 года выпустил "The Dream Weaver", ставший платиновым. Заглавная песня, выпущенная на сингле, поднялась до второго места в американском хит-параде. Увы, его последующие работы не смогли повторить успех этой записи.
Имя группы снова появилось в прессе в ходе знаменитого судебного процесса, когда "Judas Priest", записавших "Better By You, Better Than Me", обвинили в смерти двух подростков, покончивших жизнь самоубийством. Те, якобы, приняли решение свести счеты с жизнью, прослушав эту композицию.
Летом 1997 года "Spooky Tooth" опять дала о себе знать: Лютер Гросвенор, Майк Харрисон, Майк Келли и Грег Ридли отправились в студию, где записали 3 песни для нового альбома. В мае и сентябре-октябре 1998 года работу продолжили (ее последний этап проходил в немецком Веймаре). Музыкантам "Spooky Tooth" помогали сессионные инструменталисты Марк Фелтем (Mark Felthem, губная гармошка), Матиас Батцель (Matthias Batzel, клавишные), Ральф Шмитсдорф (Ralf Scmidtsdorf, скрипка), а также несколько бэк-вокалистов. Альбом возрожденных "Spooky Tooth" "Cross Purpose" вышел в 1999-м году и остался незамеченным.
В 2007-м году на лейбле Koch Records вышли CD и DVD концерта под названием "Nomad Poets - Live In Germany 2004".
Без сомнения, "Spooky Tooth" - один из самых недооцененных коллективов в истории рок-музыки.
Опубликовано:
19.12.2016 г.
|