Soft Machine ~ 1968
THE SOFT MACHINE
Рок-энциклопедия

The Soft Machine, 1968


"The Soft Machine" - дебютный альбом известной в прошлом британской джаз-фьюжн-психоделик-рок-группы "Soft Machine". Альбом записывался в апреле 1968 года в США, на студии "Record Plant Studios" в Нью-Йорке в перерывах между выступлениями с группой Джими Хендрикса. Продюсерами выступили Час Чандлер, Том Уилсон, последний тогда был продюсером Хендрикса. После выпуска диска к группе для концертных выступлений присоединился будущий участник "The Police" Энди Саммерс, но никаких записей с группой он не делал и вскоре по протекции Чандлера был принят в "The Animals", записав с ними альбом.

"The Soft Machine" был выпущен в США и Канаде на лейбле "Probe" в декабре 1968-го, а также во Франции на лейбле "Barclay" и Голландии на "SR International". Позже он переиздавался в Японии и Италии (1973 г.), а в 1976-м вышел в Великобритании (для Европы) под названием "We Did It Again" и с измененным конвертом. В чартах СЩА (Billboard) диск добрался всего до 160-й позиции, но для британской, тем более малоизвестной группы в Америке это было достаточно большое достижение.



В середине шестидесятых в крохотном английском городке Кентербери выступала группа "The Wilde Flowers" («Цветы Уайлда»), составленная бывшими одноклассниками, соблазнившимися харизмой битника Дэвида Аллена, приехавшего из Австралии и «подсадившего» весь городок на джаз и лёгкие наркотики. Группа исполняла своеобразную смесь джаза, ритм-н-блюза и церковной музыки, но распалась в 1966-м, не записав ни единого альбома.

Освободившиеся музыканты организовали целых два коллектива: "Caravan" и "Soft Machine" (куда вошёл сам Аллен). Последние назвались было "Mister Head", но быстро передумали и позаимствовали название у романа писателя-битника Уильяма Берроуза (не путать с фантастом Эдгаром Берроузом), причём с разрешения автора. Роман «Мягкая машина», составленный, в лучших традициях постмодернизма, путём разрезания страниц существующих книг на слова и последующей их склейки в новом порядке, пользовался спросом у наркоманов несмотря на то, что писатель избавился от зависимости незадолго до издания книги в 1961-м.

Перебравшись в Лондон, музыканты влились в психоделическое движение и принялись исполнять психоделический рок с влиянием джаза вместе с "Pink Floyd". Однако, не в пример PF, «машинистам» удалось с первого визита покорить США, а при втором - случившемся в том же 1968-м году - даже записать в Нью-Йорке дебютный альбом, вышедший в Европе на лэйбле Barclay, который специализировался на французском шансоне.


Soft Machine в конце 1968 года. Рецензия на альбом. Рок-энциклопедия


"Soft Machine" незадолго до записи дебютного альбома Ещё в виде квартета. Ни у кого и в мыслях нет стать усачом.
Слева направо: Кевин Эйерс (вокал, бас-гитара), Роберт Уайятт (вокал, барабаны), Майк Рэтлидж (клавишные), Дэвид Аллен (гитара).
Одна из фотографий из этой сессии стала обложкой сборника ранних демо-записей группы «Jet-Propelled Photographs».

Продюсерами альбома были назначены Чес Чендлер и Том Уилсон. Совместно Чес и Том обыкновенно продюсировали записи Эрика Бёрдона и The Animals. Том считался легендой музыкальной индустрии и работал с такими гигантами, как Боб Дилан и дуэт Саймона и Гарфанкела, а непосредственно в конце шестидесятых занимался карьерой начинающих рок-звёзд "The Velvet Underground". Имя Чеса обессмертил дебютный альбом The Jimi Hendrix Experience «Are You Experienced?». Собственно, благодаря протекции Джими Хендрикса продюсер и начал работать с "Soft Machine".

По утверждению Берроуза, под «мягкой машиной» в своём романе он подразумевал человеческое тело, подверженное влиянию механизмов внешнего контроля. Этот образ использовался при оформлении американского издания дебюта "Soft Machine". Помимо того, что «The Soft Machine» вышел в двух вариантах (на одном «заводная» фотомодель была абсолютно голой, а на другом её прелести прикрывал купальник), обложка альбома выделялась интересным дизайнерским решением: к конверту пластинки было приклеено вращающееся картонное колесо (подобие шестерёнки), сквозь прорези в котором можно было разглядеть стоящую неподвижно фотографию членов группы. На многих переизданиях эта хлипкая конструкция оказалась заменена снимком одного из положений колеса.

«The Soft Machine» прошёл мимо европейских чартов (французская пластинка не продавалась даже во Франции), но занял 160-е место в американском Billboard 200. Начало карьере SM было положено.



Joy of a Toy: Барабанщик Роберт Уайятт и бас-гитарист Кевин Эйерс выступали вокалистами и пели то попеременно, то в унисон. Это стало узнаваемой фишкой первого состава "Soft Machine". Короткая пьеска «Joy of a Toy» без слов, вставленная между половинами открывающего альбом мини-эпика «Hope for Happiness», демонстрирует инструментальное мастерство коллектива. Кевин Эйерс покинул группу вскоре после записи «The "Soft Machine"» и озаглавил дебютный сольный альбом «Joy of a Toy».

Lullabye Letter: После одного из европейских концертов "Soft Machine" английские власти не впустили в страну Дэвида Аллена. Так группа лишилась гитариста на пороге записи дебютного альбома. Клавишник Майк Рэтлидж, использовавший двухъярусный электроорган Lowrey, всегда удивлялся ведущей роли гитариста на выступлениях рок-групп. Он заменил собой гитариста, эмоциональное почти хендриксовское соло в «Lullabye Letter» свидетельствует об успешности замены гитары на электроорган.


Автор:
Михаил Белоногов
10 июня 2017 г.


Источник:
Классика прогрессивного рока


Опубликовано:
3.10.2018 г.


Английский выпуск альбома
Soft Machine "The Soft Machine", 1968 г.


Soft Machine, The Soft Machine, 1968, Great Britain

The Soft Machine, 1968, Великобритания

The Soft Machine, 1968, England

The Soft Machine, 1968, UK

Soft Machine, 1968, UK




The Soft Machine ~ 1968 ~ Soft Machine

Side 1:
1. Hope for Happiness (B. Hopper, K. Ayers, M. Ratledge) - 4:20
2. Joy of a Toy (K. Ayers, M. Ratledge) - 2:49
3. Hope for Happiness (Reprise) (B. Hopper, K. Ayers, M. Ratledge) - 1:37
4. Why Am I So Short? (B. Hopper, K. Ayers, M. Ratledge) - 1:38
5. So Boot If At All (K. Ayers, M. Ratledge, R. Wyatt) - 7:22
6. A Certain Kind (H. Hopper) - 4:10

Side 2:
7. Save Yourself (R. Wyatt) - 2:25
8. Priscilla (M. Ratledge, K. Ayers, R. Wyatt) - 1:05
9. Lullabye Letter (K. Ayers) - 4:37
10. We Did It Again (K. Ayers) - 3:46
11. Plus Belle qu'une Poubelle (K. Ayers) - 1:01
12. Why Are We Sleeping? (K. Ayers, M. Ratledge, R. Wyatt) - 5:31
13. Box 25/4 Lid (M. Ratledge, H. Hopper) - 0:47


Length - 41:08

Robert Wyatt – drums, lead vocals
Mike Ratledge – Lowrey Holiday De Luxe organ, piano (13)
Kevin Ayers – bass, lead vocals (10, 12), backing vocals (7, 9), piano (5)
+
Hugh Hopper – bass (13)
The Cake – backing vocals (12)

Released: December 1968
Recorded: April 1968 at Record Plant Studios, New York City
Produced by Chas Chandler & Tom Wilson
Labels: ABC Probe CPLP 4500 (USA), Barclay (France)



ДИСКОГРАФИЯ SOFT MACHINE

РАЗДЕЛ "SOFT MACHINE"

ЛЕТИ, ЛАСТОЧКА, ЛЕТИ!
Журнал "Ровесник", №5, 2002 г.

РОК-ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


Голые девственницы. Журнал Музыка Высшего Интима

The Soft Machine. 1968. Soft Machine. Рецензия на альбом