Весной 1972 г. "Slade" развили свой успех. Поскольку особым магнетизмом и энергией отличались их "живые" выступления, было решено записать концертный альбом. Аренда зала обошлась всего в 200 фунтов за ночь, на концерте присутствовало всего 300 фанов, но в итоге родился один из самых удачных и заводных в истории рока альбом "Slade Alive", который сразу же попал в британские чарты и продержался там 58 недель, достигнув 2-го места. Гастрольные туры, в том числе по Голландии и Германии, прошли столь же успешно...
Между тем "Slade" оказались в довольно тесном жанровом пространстве под названием "глиттер-рок" вместе с группами "Mott The Hoople" и "Sweet, Дэвидом Боуи, Гэри Глиттером собственной персоной и даже Элтоном Джоном. Но самым ближайшим "конкурентом" была группа "T-Rex", и дошло даже до того, что Марк Болан выступил с "мирной инициативой": координировать выпуск синглов таким образом, чтобы не мешать друг другу поочередно занимать первые места в чартах!
Но просто достичь первого места было мало, хотелось попасть на него сразу, минуя более низкие позиции в чартах. Такое прежде удавалось лишь "Beatles" с песней "Get Back", Элвису Пресли, Аль Мартино и Клиффу Ричарду, поэтому никто не воспринимал намерения "Slade" всерьез, пока их "Mamma Weer All Crazee Now" не взлетела сразу же на второе место. И, наконец, в марте 1973 г. свершилось: композиция "Cum On Feel The Noize" с ходу заняла первое место в национальных чартах и пробыла там целые три недели, а спустя три месяца того же успеха группа добилась с песней "Skweeze Me Pleeze Me". "T-Rex" такое и не снилось...
Венцом этого успеха стал триумфальный концерт "Slade" перед 18 тысячами зрителей в выставочном центре Эрлс Курт, где до них месяцем раньше выступал лишь Дэвид Боуи, да и то неудачно. Однако все в этом мире сбалансировано, и спустя три дня группу постигло несчастье: барабанщик Дон Пауэлл был доставлен в госпиталь с травмой черепа, переломом обеих ног и одной руки, после того как его открытый "Бентли" на полном ходу вылетел с дороги, пробил ограждение, ударился о дерево и буквально размазался по кирпичной стене. К тому же, придя в себя, Пауэлл обнаружил потерю памяти: "Я не помнил ни саму катастрофу, ни предшествующий ей вечер, ни концерт в Эрлс Курт, ни вообще ничего за последние полгода". Но музыканту еще повезло, а вот для его подруги Анжелы эта катастрофа оказалась смертельной...
Уже через пару дней врачи объявили, что жизнь Пауэлла вне опасности, поэтому группа решила не разочаровывать многочисленных поклонников и продолжила концертную деятельность. Пока Пауэлл был "на больничном", за ударные сел брат Джима Ли - Фрэнк. Сам Джим, между тем, без лишнего шума женился на своей давней возлюбленной Луизе, в связи с чем рассказывает забавную историю: "Родители Луизы были от меня не в восторге, считая меня чуть ли не бандитом, а музыку "Slade" просто терпеть не могли. Однажды мы были у них в гостях, а "по ящику" показывали оркестр Джеймса Ласта, и Луизин папаша изрек: "Вот это - настоящая музыка..." Я чуть было не поперхнулся от смеха: ведь оркестр пиликал паршивенькую версию сочиненной мною и Нодди "Skweeze Me Pleeze Me"! У папаши челюсть отвисла, когда я ему об этом сказал..."
Пауэлл вернулся в строй уже в августе, хотя все еще продолжал ковылять с палочкой и страдал провалами памяти, из-за чего не мог вспомнить даже некоторые из песен группы. Однако врачи настаивали, что лучшая терапия для него - поскорее вновь сесть за барабаны, и остальные трое дружно и терпеливо ему помогали. Но самое забавное, что удар по голове начисто отшиб у него еще и способность ощущать вкус, и по сей день он изумляет своих сотрапезников тем, что с совершенно спокойной физиономией пережевывает горстями (!) жгучий перец "чили".
Что, однако, "вулверхэмптонской четверке" никак не удавалось "пережевать", так это Соединенные Штаты. Сколь блестящим был успех "Slade" на родине, столь безрезультатны оказывались все их потуги заявить о себе в Америке. Впрочем, именно в США группа записала свой третий, занявший сразу первое место в британских чартах сингл - "Merry Christmas Everybody" - песню, ставшую со временем не только самым знаменитым хитом "Slade", но и вообще рождественской классикой наряду с ленноновской "Happy Xmas (War Is Over)". Холдер вспоминает, что для достижения желанного эха припев песни игрался в вестибюле Нью-Йоркского административного здания-небоскреба, в котором размещалась и сама студия, а поскольку дело было в середине сентября, то "американские клерки и бизнесмены, шедшие мимо, косились на нас как на полных английских кретинов, весело распевающих: "А вот и наступило Рождество" в... 30-градусную жару!"... Кстати, когда спустя пару лет в той же студии "Рекорд Плэнт" "Slade" записывали сингл "In For A Penny", то, по воспоминаниям очевидцев, в дверь просунул голову не кто иной, как Джон Леннон, который, послушав, заметил: "Хорошо поет вокалист. Прямо, как я", - и был таков.
Еще одной "американской" удачей для группы стал снятый с их участием фильм "Slade In Flame", который и поныне считается одним из лучших фильмов о рок-группах. Но в целом дела в Штатах так и не пошли. Не помогло ни то, что "Slade" на пару лет попросту переехали в США, сняв квартиры в Нью-Йорке; ни то, что они давали по 200 концертов в год; ни то, что выступали они совместно с такими рок-монстрами, как "ZZ Top", "Aerosmith", Питер Фрэмптон, "Steely Dan", "Blue Oyster Cult", "Kiss" и "King Crimson"...
После двух лет полного пролета в США "Slade" вернулись на родину, а там их уже ждало... разбитое корыто. В Британии похлеще любого гриппа свирепствовал панк, и изрядно подзабытые "Slade" оказались уже никому не интересны. Очередной их сингл едва дополз до 48-го места в чартах. Они вышли из моды, и от них тут же отвернулись звукозаписывающие компании, устроители шоу и пресса. Песенка "Slade" оказалась спета, а финансы, соответственно, вскоре запели романсы: доходы сократились настолько, что еле-еле хватало на покрытие расходов, а затем стало и того хуже: музыканты оказались вынуждены распродавать свои любимые инструменты, чтобы хотя бы купить еды.
В августе 1978 г. "Slade" докатились до того, что отправились на гастроли в Польшу, воспользовавшись неожиданным предложением польского "госконцерта". И хотя этот тур стал на некоторое время спасательным кругом в бушующем море сплошных неудач (на концертах были сплошные аншлаги, поскольку в Польше в то время, как и в СССР, была в моде любая английская группа), по возвращении в Англию их, однако, вновь ждали лишь самые захудалые клубы, и терпение группы лопнуло: Пауэлл нанялся в сессионные музыканты, Ли с братом и женой инкогнито (и небезуспешно) работал в студии над собственным проектом "The Dummies", Хилл пытался зарабатывать на жизнь, сдавая напрокат для свадебных церемоний старый белый "Роллс-Ройс", а Холдер занимался вообще черт знает чем.
...Идею своего продюсера принять участие в престижнейшем и грандиозном ежегодном рок-фестивале в Рединге все посчитали чистой воды безумием, но Чендлер сумел уговорить и устроителей, и музыкантов, за что они потом ему в ножки поклонились, поскольку фестиваль в Рединге 24 августа 1980 г. запомнился в истории рока именно триумфальным выступлением на нем "Slade". Музыканты группы пришли на концерт пешком и даже без техников. Среди рок-фаворитов того времени, вольготно разместившихся под тентами крупных компаний и окруженных сверкающими лимузинами и вниманием прессы, "Slade" выглядели и чувствовали себя сиротами - до них никому не было дела.
Но лишь только Холдер взревел со сцены свое "Alright Everybody!", как многотысячная толпа взревела вслед за ним и ревела от восторга, не переставая, битый час, пока выступала группа. Голос Холдера звучал как никогда мощно, и вообще вся группа была в ударе. И если, поднимаясь на сцену, они думали, что это их последний в жизни концерт, то уходили с нее, уверенные в своем "светлом будущем". "Самым ужасным было выступать после того, как "Slade" вызвали такую бурю восторга у публики", - признался позже Джо Эллиотт из "Def Leppard".
После триумфа в Рединге к "Slade", как по мановению волшебной палочки, вернулось все: слава, деньги, зрители, пресса, звукозаписывающие компании... Следующим летом группа закрепила успех, выступив на легендарном доннингтонском фестивале "Монстры рока" вместе с "AC/DC" и "Whitesnake, а их альбомы и синглы были переизданы и вновь оказались в чартах. Наконец своеобразный реванш был взят и в злополучных Штатах: версия их написанного десятилетием раньше хита "Cum On Feel The Noize" в исполнении новомодной металлической команды "Quiet Riot" заняла в США первое место и была продана тиражом в 6 млн. экз., что было больше суммарного тиража всех проданных там пластинок "Slade" и принесло приличный доход в виде "авторских".
Продюсера "Slade" Чеза Чендлера уже нет в живых, а сами музыканты здравствуют и поныне. Нодди Холдер заделался классным шоуменом, ведет радиошоу и часто принимает участие в различных, в том числе и детских, телешоу, а вообще живет с женой, двумя дочерьми и кучей домашних животных в лесном домике в своих родных местах. Джим Ли живет по соседству также с женой и двумя детьми, на досуге занимается декоративными работами по дому и по-прежнему сочиняет песни на старенькой акустической гитаре и раздолбанном пианино, причем никогда не записывает сочиненное, а просто запоминает. Главный "хулиган" Дэйв Хилл тоже стал сочинять сам, но присмирел и даже ударился в религию, став активным членом секты Свидетелей Иеговы, посему не расстается с библией. Живет там же с женой и тремя детьми. Дон Пауэлл по-прежнему страдает провалами памяти и, может быть поэтому, оставался холостым до 51 года. Одно время у него был бурный роман с дочерью Боба Дилана Кэрол, но он закончился ничем. Женился он лишь пару месяцев назад на подруге, с которой поддерживал отношения в последние годы.
Ну а песни "Slade" звучат и по сей день. Сейчас канун Рождества: включите радио и вы обязательно услышите веселую и мелодичную "Merry Xmas Everybody", "назло врагам" записанную аж четверть века назад жарким и душным нью-йоркским днем...
Р. S. Не так давно Хилл и Пауэлл реанимировали "Slade", пригласив в новый состав бас-гита-риста Тревора Халидея и вокалиста Стива Уолли, выступают по клубам с концертами и даже работают в студии над новым альбомом. Но это уже совсем другая история...
Опубликовано: 25 марта 2016 г.
|
|
|