Блеск и нищета группы Slade

БЛЕСК И НИЩЕТА ГРУППЫ "SLADE"
Газета "Я - молодой", № 50-51, 1997 г.
Листая старые страницы


РОК-АРХИВ
Газета "Я - молодой", № 50-51, 1997 года
Автор: Борис Мурадов


Давным-давно, а именно - в середине 70-х в советском царстве-государстве жила-поживала культовая группа "Високосное лето" (в которой среди прочих играли Крис Кельми, Александр Кутиков и Александр Ситковецкий и которая позже дала жизнь "Автографу" и "Рок-ателье"). В то же самое время в английском королевстве процветала группа "Slade". Связь между ними была самая прямая: первые один к одному "снимали" и исполняли на концертах помимо собственных композиций все хиты вторых, объявляя: "Сейчас вы услышите любимую группу лондонских и московских пригородов... - "Slade!". Последнее слово тонуло в восторженных воплях толпы - в то время "Slade" действительно были едва ли не самой популярной группой советской молодежи, а особенно - советских хулиганов, крутивших их записи на допотопных переносных кассетниках". Но это лишь присказка, а сказка - то бишь история "Slade" - впереди.

Начинается эта история с барабанщика Дона Пауэлла, которого жизнь колотила столь же нещадно, как и он свои инструменты. Дональд Джордж Пауэлл родился в Вулверхэмптоне 10 сентября 1946 г. и выдал свою первую барабанную дробь в 12 лет, будучи бойскаутом, то бишь пионером на их, англицкий, манер. "Сначала я играл на горне, - вспоминает Дон, - но барабанить было гораздо круче, чем дудеть в дудку". Через пару лет, одолжив у приятеля ударную установку, Пауэлл еще с тремя подростками организовал школьную группу "The Vendors", в которую чуть позже и влился Дейв Хилл в качестве гитариста.

Дейв Хилл родился 4 апреля 1946 г. и тоже рос в Вулверхэмптоне, маясь и хулиганя от безделья, "пока не купил гитару и с тех пор уже никогда не скучал". В 15 лет Дейв бросил школу, но, прежде чем стал зарабатывать на жизнь в качестве гитариста в маленьком кабацком оркестре, еще три года работал посыльным в конторе. Неизвестно, хорошим ли он был посыльным, но как гитарист стал со временем ярчайшей фигурой британского рока, а своими до абсурдности яркими костюмами внес весомый вклад в формирование бурлескного стиля "глиттер-рок".

В конце 1964 г. группа Пауэлла и Хилла меняет название на "The N'Betweens" и подписывает свой первый контракт. Вскоре им даже удается записать в Лондоне пластинку из четырех песен, одна из них была написана "каким-то" Джимми Пейджем, который со своей гитарой слонялся тогда по студии. "Пейдж надеялся, что его пригласят участвовать в записи, но нам он был ни к чему", - отмечает Пауэлл. Однако не прошло и года, как состав группы начал меняться. Хилл вспоминает, что "остальные трое постоянно шлялись по девкам, срывая репетиции, а у нас с Доном девчонок не было, и это нас сближало". В результате от "бабников" избавились и взяли в группу Джима Ли, отобранного по конкурсу, и Нодди Холдера - соло-гитариста и "подпевалу" из группы "The Maverics", которого приметили еще во время совместных выступлений на танцах.

Нодди Холдер родился 15 июня 1946 г. и с младенчества был окружен музыкой. Его мать поигрывала на скрипке, а отец пел в пабах. Маленький Нодди тоже пел - во дворе, с метлой в руке вместо микрофона, представляя, будто выступает со сцены. Когда ему стукнуло 12, отец купил ему старую акустическую гитару, уже в 13 Нодди организовал со школьными приятелями свою группу, а в 17 он, проработав после школы полгода продавцом автозапчастей и накопив на приличную электрогитару и усилитель, окончательно "ушел в музыку".

Бас-гитарист Джим Ли родился 14 июня 1949 г. и тоже стал музыкантом, можно сказать, с пеленок - его дядья были музыкантами, отец любил петь, а дед был профессиональным скрипачом, и сам Джим с восьми лет стал наяривать на скрипке. "Никто не мог понять, как мне это удается, а для меня скрипка была как вода для утки",- вспоминает Джим. Неудивительно, что уже в 11 лет он стал играть в юношеском симфоническом оркестре. Но его тянуло в рок-н-ролл, и в 14 лет он взялся за бас-гитару...

Первым концертом квартета, который позже стал называться "Slade", стало полуторачасовое выступление на танцах в Плимуте в июне 1966 года. Однако, поскольку Холдера первоначально взяли на место гитариста, то группа по-прежнему искала нового певца, и в этом качестве без особого энтузиазма рассматривалась кандидатура... Роберта Планта. "Мы называли его плясуном, потому что он не столько пел, сколько плясал по сцене, а нам нужен был именно певец, и в итоге сошлись на том, что петь буду я сам", - рассказывает Холдер. В итоге Плант тоже "без работы" не остался, а заодно в итоге рок-н-ролл обогатился в лице Холдера прирожденным шоуменом, который в течение двух десятилетий ставил аудиторию на уши лишь одним своим оглушительным и бесподобным воплем "All Right... Everybody". Его вокал оказался как раз таким, какой и требуется для рока, - громкий, колючий и веселый.

Тем временем в стольном граде Лондоне продюсеры, убитые ошеломительным успехом ливерпульской четверки, рванули в провинцию в поисках других, не востребованных еще талантов. Так в 1969 г. квартетом из Вулверхэмптона занялись всерьез, и первым делом глава звукозаписывающей компании предложил сменить название "The N'Betweens" на "Ambrose Slade". Эти слова ничего не значили, а были позаимствованы из лексикона секретарши, которая присваивала собственные имена своим вещам - начиная с туфелек и кончая трусиками. Продюсировать группу взялся бас-гитарист легендарных "The Animals" Чес Чендлер, который также "открыл" Джими Хендрикса и продюсировал самые лучшие его альбомы. Работать с "Ambrose Slade" он согласился сразу, едва их услышал. "Нодди пел очень похоже на Леннона, а Джим играл на бас-гитаре в сотни раз лучше меня", - вспоминал он позже.

Чендлер первым делом потребовал, чтобы группа начала сочинять собственные песни. Первый результат не слишком обнадежил: за две недели "домашнего ареста" музыканты смогли выжать из себя... лишь две композиции. Затем с подачи Чендлера название группы урезали до одного слова "Slade", а самих музыкантов, вопреки их яростному сопротивлению, подстригли в скинхеды, которые в то время были у всех на виду. "Было просто жутко смотреть друг на друга, - вспоминает Хилл. - Люди шарахались от нас, опасаясь получить по морде. Особенным страшилищем выглядел Дон". Эффект оказался прямо противоположным ожидаемому. "Slade" приняли за настоящих скинхедов, считали их отпетыми уголовниками, а распространители грампластинок и владельцы концертных площадок отказывались иметь с ними дело.

Тем не менее, в мае 1971 г. совершенно убойная версия классического рок-хита "Get Down And Get With It" в исполнении "Slade" добралась до 16-го места в национальных чартах, что позволило группе выступить в главной британской музыкальной программе "Top Of The Pops". Это был подлинный триумф, и четверо друзей обмыли его шампанским. К этому времени они уже отказались от не принесшего успеха облика скинхедов, вновь отрастили патлы и нарядились в клоунские наряды вроде тех, в которых ныне загадывает мелодии Валдис Пельш. Кроме того, для привлечения внимания была придумана и еще одна "фенька" - как говорил старик Винни-Пух, "хромающее правильнописание". В результате появившаяся через полгода песня "Coz I Luv You" поднялась уже до первого места в национальных чартах. "Слейдомания" началась...



Оригинал статьи "Блеск и нищета группы "Slade"
Газета "Я - молодой", № 50, 1997 г. (Начало)




Весной 1972 г. "Slade" развили свой успех. Поскольку особым магнетизмом и энергией отличались их "живые" выступления, было решено записать концертный альбом. Аренда зала обошлась всего в 200 фунтов за ночь, на концерте присутствовало всего 300 фанов, но в итоге родился один из самых удачных и заводных в истории рока альбом "Slade Alive", который сразу же попал в британские чарты и продержался там 58 недель, достигнув 2-го места. Гастрольные туры, в том числе по Голландии и Германии, прошли столь же успешно...

Между тем "Slade" оказались в довольно тесном жанровом пространстве под названием "глиттер-рок" вместе с группами "Mott The Hoople" и "Sweet, Дэвидом Боуи, Гэри Глиттером собственной персоной и даже Элтоном Джоном. Но самым ближайшим "конкурентом" была группа "T-Rex", и дошло даже до того, что Марк Болан выступил с "мирной инициативой": координировать выпуск синглов таким образом, чтобы не мешать друг другу поочередно занимать первые места в чартах!

Но просто достичь первого места было мало, хотелось попасть на него сразу, минуя более низкие позиции в чартах. Такое прежде удавалось лишь "Beatles" с песней "Get Back", Элвису Пресли, Аль Мартино и Клиффу Ричарду, поэтому никто не воспринимал намерения "Slade" всерьез, пока их "Mamma Weer All Crazee Now" не взлетела сразу же на второе место. И, наконец, в марте 1973 г. свершилось: композиция "Cum On Feel The Noize" с ходу заняла первое место в национальных чартах и пробыла там целые три недели, а спустя три месяца того же успеха группа добилась с песней "Skweeze Me Pleeze Me". "T-Rex" такое и не снилось...

Венцом этого успеха стал триумфальный концерт "Slade" перед 18 тысячами зрителей в выставочном центре Эрлс Курт, где до них месяцем раньше выступал лишь Дэвид Боуи, да и то неудачно. Однако все в этом мире сбалансировано, и спустя три дня группу постигло несчастье: барабанщик Дон Пауэлл был доставлен в госпиталь с травмой черепа, переломом обеих ног и одной руки, после того как его открытый "Бентли" на полном ходу вылетел с дороги, пробил ограждение, ударился о дерево и буквально размазался по кирпичной стене. К тому же, придя в себя, Пауэлл обнаружил потерю памяти: "Я не помнил ни саму катастрофу, ни предшествующий ей вечер, ни концерт в Эрлс Курт, ни вообще ничего за последние полгода". Но музыканту еще повезло, а вот для его подруги Анжелы эта катастрофа оказалась смертельной...

Уже через пару дней врачи объявили, что жизнь Пауэлла вне опасности, поэтому группа решила не разочаровывать многочисленных поклонников и продолжила концертную деятельность. Пока Пауэлл был "на больничном", за ударные сел брат Джима Ли - Фрэнк. Сам Джим, между тем, без лишнего шума женился на своей давней возлюбленной Луизе, в связи с чем рассказывает забавную историю: "Родители Луизы были от меня не в восторге, считая меня чуть ли не бандитом, а музыку "Slade" просто терпеть не могли. Однажды мы были у них в гостях, а "по ящику" показывали оркестр Джеймса Ласта, и Луизин папаша изрек: "Вот это - настоящая музыка..." Я чуть было не поперхнулся от смеха: ведь оркестр пиликал паршивенькую версию сочиненной мною и Нодди "Skweeze Me Pleeze Me"! У папаши челюсть отвисла, когда я ему об этом сказал..."

Пауэлл вернулся в строй уже в августе, хотя все еще продолжал ковылять с палочкой и страдал провалами памяти, из-за чего не мог вспомнить даже некоторые из песен группы. Однако врачи настаивали, что лучшая терапия для него - поскорее вновь сесть за барабаны, и остальные трое дружно и терпеливо ему помогали. Но самое забавное, что удар по голове начисто отшиб у него еще и способность ощущать вкус, и по сей день он изумляет своих сотрапезников тем, что с совершенно спокойной физиономией пережевывает горстями (!) жгучий перец "чили".

Что, однако, "вулверхэмптонской четверке" никак не удавалось "пережевать", так это Соединенные Штаты. Сколь блестящим был успех "Slade" на родине, столь безрезультатны оказывались все их потуги заявить о себе в Америке. Впрочем, именно в США группа записала свой третий, занявший сразу первое место в британских чартах сингл - "Merry Christmas Everybody" - песню, ставшую со временем не только самым знаменитым хитом "Slade", но и вообще рождественской классикой наряду с ленноновской "Happy Xmas (War Is Over)". Холдер вспоминает, что для достижения желанного эха припев песни игрался в вестибюле Нью-Йоркского административного здания-небоскреба, в котором размещалась и сама студия, а поскольку дело было в середине сентября, то "американские клерки и бизнесмены, шедшие мимо, косились на нас как на полных английских кретинов, весело распевающих: "А вот и наступило Рождество" в... 30-градусную жару!"... Кстати, когда спустя пару лет в той же студии "Рекорд Плэнт" "Slade" записывали сингл "In For A Penny", то, по воспоминаниям очевидцев, в дверь просунул голову не кто иной, как Джон Леннон, который, послушав, заметил: "Хорошо поет вокалист. Прямо, как я", - и был таков.

Еще одной "американской" удачей для группы стал снятый с их участием фильм "Slade In Flame", который и поныне считается одним из лучших фильмов о рок-группах. Но в целом дела в Штатах так и не пошли. Не помогло ни то, что "Slade" на пару лет попросту переехали в США, сняв квартиры в Нью-Йорке; ни то, что они давали по 200 концертов в год; ни то, что выступали они совместно с такими рок-монстрами, как "ZZ Top", "Aerosmith", Питер Фрэмптон, "Steely Dan", "Blue Oyster Cult", "Kiss" и "King Crimson"...

После двух лет полного пролета в США "Slade" вернулись на родину, а там их уже ждало... разбитое корыто. В Британии похлеще любого гриппа свирепствовал панк, и изрядно подзабытые "Slade" оказались уже никому не интересны. Очередной их сингл едва дополз до 48-го места в чартах. Они вышли из моды, и от них тут же отвернулись звукозаписывающие компании, устроители шоу и пресса. Песенка "Slade" оказалась спета, а финансы, соответственно, вскоре запели романсы: доходы сократились настолько, что еле-еле хватало на покрытие расходов, а затем стало и того хуже: музыканты оказались вынуждены распродавать свои любимые инструменты, чтобы хотя бы купить еды.

В августе 1978 г. "Slade" докатились до того, что отправились на гастроли в Польшу, воспользовавшись неожиданным предложением польского "госконцерта". И хотя этот тур стал на некоторое время спасательным кругом в бушующем море сплошных неудач (на концертах были сплошные аншлаги, поскольку в Польше в то время, как и в СССР, была в моде любая английская группа), по возвращении в Англию их, однако, вновь ждали лишь самые захудалые клубы, и терпение группы лопнуло: Пауэлл нанялся в сессионные музыканты, Ли с братом и женой инкогнито (и небезуспешно) работал в студии над собственным проектом "The Dummies", Хилл пытался зарабатывать на жизнь, сдавая напрокат для свадебных церемоний старый белый "Роллс-Ройс", а Холдер занимался вообще черт знает чем.

...Идею своего продюсера принять участие в престижнейшем и грандиозном ежегодном рок-фестивале в Рединге все посчитали чистой воды безумием, но Чендлер сумел уговорить и устроителей, и музыкантов, за что они потом ему в ножки поклонились, поскольку фестиваль в Рединге 24 августа 1980 г. запомнился в истории рока именно триумфальным выступлением на нем "Slade". Музыканты группы пришли на концерт пешком и даже без техников. Среди рок-фаворитов того времени, вольготно разместившихся под тентами крупных компаний и окруженных сверкающими лимузинами и вниманием прессы, "Slade" выглядели и чувствовали себя сиротами - до них никому не было дела.

Но лишь только Холдер взревел со сцены свое "Alright Everybody!", как многотысячная толпа взревела вслед за ним и ревела от восторга, не переставая, битый час, пока выступала группа. Голос Холдера звучал как никогда мощно, и вообще вся группа была в ударе. И если, поднимаясь на сцену, они думали, что это их последний в жизни концерт, то уходили с нее, уверенные в своем "светлом будущем". "Самым ужасным было выступать после того, как "Slade" вызвали такую бурю восторга у публики", - признался позже Джо Эллиотт из "Def Leppard".

После триумфа в Рединге к "Slade", как по мановению волшебной палочки, вернулось все: слава, деньги, зрители, пресса, звукозаписывающие компании... Следующим летом группа закрепила успех, выступив на легендарном доннингтонском фестивале "Монстры рока" вместе с "AC/DC" и "Whitesnake, а их альбомы и синглы были переизданы и вновь оказались в чартах. Наконец своеобразный реванш был взят и в злополучных Штатах: версия их написанного десятилетием раньше хита "Cum On Feel The Noize" в исполнении новомодной металлической команды "Quiet Riot" заняла в США первое место и была продана тиражом в 6 млн. экз., что было больше суммарного тиража всех проданных там пластинок "Slade" и принесло приличный доход в виде "авторских".

Продюсера "Slade" Чеза Чендлера уже нет в живых, а сами музыканты здравствуют и поныне. Нодди Холдер заделался классным шоуменом, ведет радиошоу и часто принимает участие в различных, в том числе и детских, телешоу, а вообще живет с женой, двумя дочерьми и кучей домашних животных в лесном домике в своих родных местах. Джим Ли живет по соседству также с женой и двумя детьми, на досуге занимается декоративными работами по дому и по-прежнему сочиняет песни на старенькой акустической гитаре и раздолбанном пианино, причем никогда не записывает сочиненное, а просто запоминает. Главный "хулиган" Дэйв Хилл тоже стал сочинять сам, но присмирел и даже ударился в религию, став активным членом секты Свидетелей Иеговы, посему не расстается с библией. Живет там же с женой и тремя детьми. Дон Пауэлл по-прежнему страдает провалами памяти и, может быть поэтому, оставался холостым до 51 года. Одно время у него был бурный роман с дочерью Боба Дилана Кэрол, но он закончился ничем. Женился он лишь пару месяцев назад на подруге, с которой поддерживал отношения в последние годы.

Ну а песни "Slade" звучат и по сей день. Сейчас канун Рождества: включите радио и вы обязательно услышите веселую и мелодичную "Merry Xmas Everybody", "назло врагам" записанную аж четверть века назад жарким и душным нью-йоркским днем...


Р. S. Не так давно Хилл и Пауэлл реанимировали "Slade", пригласив в новый состав бас-гита-риста Тревора Халидея и вокалиста Стива Уолли, выступают по клубам с концертами и даже работают в студии над новым альбомом. Но это уже совсем другая история...

Опубликовано:
25 марта 2016 г.



Оригинал статьи "Блеск и нищета группы "Slade"
Газета "Я - молодой", № 51, 1997 г. (Окончание)


Блеск и нищета группы Slade Газета Я - молодой, № 50-51, 1997 г.


МАЛЬЧИКИ СЛИШКОМ ШУМЯТ?

SLADE ГЛАЗАМИ ФАНАТА

СТУДИЙНЫЕ АЛЬБОМЫ SLADE

КОНЦЕРТНЫЕ АЛЬБОМЫ SLADE

СБОРНИКИ SLADE


Мой музыкальный канал на Дзен


Вернуться в S L A D E

Вернуться в ЛИСТАЯ СТАРЫЕ СТРАНИЦЫ

Вернуться в РОК-ЭНЦИКЛОПЕДИЮ

Вернуться в КАРТУ САЙТА

Вернуться в КАРТУ САЙТА. ЧАСТЬ 2