Метаморфозы. Как проходило развитие рока в России?
Автор: Екатерина Бурова
Как проходило укоренение рока в России? Давно замечено, что любое новое веяние в музыке, в живописи, в поэзии, в архитектуре и других видах искусства в нашей стране приобретает свой, совершенно особый оттенок. Так случилось и в этот раз.
Впервые в России рок заявил о себе в 60-е годы прошлого века. Не сказать, что он сразу же стал мегапопулярным, но новое музыкальное направление не могло не заинтересовать молодёжь.
Правда, первые исполнительские опыты были лишь слабыми подражаниями западным рок-группам, таким как «The Beatles». В 70-х уже проходили первые рок-фесты в Москве и Прибалтике. Рок довольно долго приживался и подобно хамелеону подстраивался под окружающую обстановку, и, наконец, в середине 80-х появился уже полностью сформированный особый вид рока – так называемый русский рок.
Нельзя не отметить особой тягучести и душевности этого вида рок-музыки в сравнении с западным роком. Возможно, это произошло оттого, что рок, появившись в нашей стране, дал возможность людям открыто заявить о своих чувствах и переживаниях, практически не приукрашивая их, а выплёскивая в словах и музыке такими, какими они есть, так сказать, давая публике дотронутся до оголённых нервов, коснуться души.
Итак, в 80-х годах складываются первые российские рок-коллективы. Уже давно пытавшаяся привлечь внимание слушателей, группа «Машина времени», сменившая к тому времени состав (лидер – Андрей Макаревич), вдруг громко заявила о себе. Естественно, столь неожиданный выход «подпольной», то бишь, андеграундной музыки на сцену не мог пройти незамеченным, и группа подверглась резкой критике со стороны СМИ и правительства.
Но это не только не ослабило популярность группы, но и вызвало появление и выход из подполья новых рок-банд, таких как «Аквариум» (лидером которой был Борис Гребенщиков, или БГ), «Мифы» (Г. Барихновский, С. Данилов), «Зоопарк» (М. Науменко), а чуть позже – «Тамбурин», «Странные игры» (впоследствии распалась), «Телевизор», «Секрет», «Кино» (невероятно своеобразная группа, к сожалению, окончательно прекратившая существование после смерти лидера Виктора Цоя, погибшего 15 августа 1990-го года в автокатастрофе), «Алиса» (надо сказать, что группа приобрела истинную популярность только с появлением в ней Константина Кинчева, её бессменного вокалиста и автора песен), «Чёрный кофе», «Динамик», «ДДТ» и, наконец, «Ария», «Сплин», «Чайф».
Создавались многочисленные подпольные рок-клубы, печатные издания, специализирующиеся на роке. Русский рок, уже окончательно сложившись и продолжая развитие, больше не стремился, подобно западной рок-музыке, к протесту – он был наполнен лиризмом, поэзией, темами душевных переживаний и человеческих ценностей.
Сейчас музыкальная культура в нашей стране уходит в сторону альтернативного рока, более жёсткого, но не теряющего популярности (современные группы, такие как «Jane Air», «5Diez», «Animal Jazz», «Психея», «Слот» и др.) и панка (возникшие чуть раньше «КиШ» («Король и Шут», лидеры – Михаил «Горшок» Горшенёв и Андрей «Князь» Князев), «Кирпичи» (Вася Васин), «Тараканы» (Дмитрий «Сид» Спирин), «Красная плесень» (Павел Яцына), «Сектор Газа» (впоследствии распалась, лидер Юрий «Хой» Клинских), «Гр.Об» («Гражданская оборона», лидер – Егор Летов) и более поздние – «Пилот», «Дёргать!», «Lumen», «1,5 кг отличного пюре» и др.).
Правда, поклонники более ранних групп не спешат переходить на новые, что, в общем-то, говорит не о низком уровне сегодняшней музыкальной индустрии, но о высоком мастерстве их предшественников.
|