Альманах «Музыкальный Мир»
№ 12, декабрь, 2019 г.
Биография, дискография, прочие сведения
ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ РОК-ДЖУНГЛИ:
БЕГ ПО ЗАГНИВАЮЩИМ БОЛОТАМ СССР
"Джунгли" - советская рок-группа, образованная в Ленинграде в 1981-м году, но получившая официальное название только в 1984-м, когда сформировался первый состав этого музыкального коллектива. В группе в разные времена играли музыканты, которые впоследствии стали известными участниками других групп, таких, как "Секрет", "Зоопарк" и некоторые другие. "Джунгли" перепробовали самые разные стили, начиная с рока и модифицированного арт-попа, и заканчивая психоделическим авангардом, пройдя (и смешивая) через джаз, фьюжн, новую волну с элементами электронной музыки. Группа выпустила всего лишь один альбом, записанный в 1989-м году, и изданный на фирме "Мелодия" в 1990-м. Позже вышел диск с концертными записями 80-х годов, а потом сборник, включающий первый студийный альбом и архивные записи разных периодов.
Итак, биография группы начинается в начале 80-х. Изначально группа играла чисто советский хард-рок и близкую к этому стилю музыку, но название «Джунгли» ещё не носила, сведений о тогдашнем названии не имеется. На ударных играл Алексей Мурашов, впоследствии барабанщик «Секрета». Состав «Джунглей» выступал в качестве аккомпанирующего коллектива на известном спектакле ЛГИТМиКа «Ах, эти звёзды!» (в котором участвовал, кстати, будущий «секретовец» и супер-звезда российской эстрады 90-х Максим Леонидов). Гитарист Андрей Отряскин (родился 15 мая 1963 года) учился в это время в Педагогическом институте имени Герцена, где и базировалась его группа. Мягкоступов и Тихомиров играли в других ансамблях, но тоже преимущественно на танцах в школе, чисто для заработка. В 1982-м году они познакомились с Отряскиным, но в рок-клуб вступили только в 1984-м году, перед вторым рок-фестивалем. Тогда же возникло и название группы - "Джунгли".
По легенде, уже в период репетиций новой программы музыканты посетили один ленинградский Дом Культуры, где играл какой-то вокально-инструментальный ансамбль. Атмосфера на концерте была достаточно весёлой. К «Джунглям» подошёл некий пожилой человек, который сильно ругался: «Молодые люди! Вы устроили настоящий зоопарк!» Кто-то сразу ответил, что это даже хуже чем зоопарк, это - джунгли!
По словам Отряскина, «Джунгли - это некий символ природы, сплетение всевозможных вариантов, в том числе, неизвестных никому на свеие. Большой город - это каменные джунгли, в которых так легко затеряться, и, наконец, есть джунгли человеческого мозга, где больше всего шансов запутаться».
На втором рок-фестивале, который был фактически дебютом группы на рок-клубовской сцене, «Джунгли» показали программу в очень необычной музыкальной стилистике, не имевшей аналогов в отечественном роке. Это был сложный, холодноватый экспрессивный арт-рок на грани новой волны со сложными размерами, сбитым ритмом. Мрачный катастрофический образ мира дополняли стихи в исполнении автора - Ильи Бояшова. На ударных в этом составе играл Валерий Кирилов, вскоре ставший постоянным ударником «Зоопарка». Группа получила звание лауреата, грамоту «За музыкально-композиционное решение программы», Отряскина отметили, как лучшего гитариста наряду с Ляпиным, а «Музыку» - как одну из лучших композиций. Уже тогда Отряскин говорил, что влияние на него оказали Питер Гэбриэл, Роберт Фрипп, "King Crimson", "Oregon", музыка Пендерецкого. Музыка «Джунглей» варьировалась в диапазоне от Rock in Opposition до психоделического авангарда.
После фестиваля 1984 года «Джунгли» на год уходят в репетиционный период, и на 3 фестивале 1985 года показывают уже джаз-роковую программу. Вместо вокала появляются 2 саксофона, бас-гитара сменяется контрабасом. «Джунгли» опять становятся лауреатами фестиваля и получают специальный приз «за творческий поиск».
Уже через полгода группа показывает еще одну новую программу, выполненную в духе пост-панка. Вплоть до 1987 года Отряскин привлекает к каждой новой программе или даже концерту новых музыкантов из разных групп, что делает каждое выступление уникальным.
«Музыка для нас - средство коммуникации друг с другом, как на сцене, так и в остальной жизни, - говорил в одном из интервью середины 80-х лидер "Джунглей“. - Вторая ступень коммуникации - контакт группы с публикой, и тут тоже все наши компоненты равны. Мы сторонники групповой музыки».
Тогда же в 1985-м году Отряскин экспериментирует с подачи Курехина в составе «Аквариума». Даёт с Гребенщиковым и Курехиным пару концертов. В 1986-м году на четвёртом фестивале «Джунгли», как и прежде, получают звание лауреатов, Тихомиров - лучшего басиста, а Кондрашкин, вошедший на тот момент в постоянный состав «Джунглей», - лучшего барабанщика. Правда, последние двое получили эти титулы по совокупности заслуг в нескольких коллективах. Сохранились записи с концертов фестивалей 1984, 1985, 1986 годов, которые достаточно передают всё разнообразие и талант музыкантов.
На пятом фестивале в 1987-м году все повторяется: «Джунгли» - лауреаты с формулировкой «за музыку», Отряскин, Тихомиров, Кондрашкин, Литвинов - лучшие инструменталисты. Группа принимает участие в 6-м, 7-м, 8-м рок-фестивалях. С конца 1987 года музыка «Джунглей» уходит все дальше от рока. Отряскина, по собственному признанию, интересует тогда полиритмия в народной музыке разных стран, старинной музыке.
В июне 1987 года «Джунгли» одними из первых выезжают за границу - на фестиваль в Польшу, в 1988 - вместе с «Опытами А. Ляпина» - в Финляндию, потом в Данию. Стабильный заграничный успех «Джунглей» был обусловлен не только стилистикой, но и инструментальностью программы, снимавшей языковой барьер. «Джунгли» одновременно много ездят по СССР и России. Аудио записей за 1988-й год почти не осталось, лишь чудом сохранилась плёнка с концерта в Таллине 1988 года и некоторые записи (включая видео) с фестиваля в рок-клубе. Одна из таких записей воплотилась в 2008-м году в альбоме "Live In Leningrad ~ 1985".
По следам «Аквариума» музыканты группы дают экспериментальные концерты в ленинградском БКЗ «Октябрьский» вместе с оркестром старинной музыки под управлением Равиля Мартынова В 1989-м году. Осенью того же года «Джунгли» делают студийный вариант своей давно устоявшейся концертной программы - «Весна в Шанхае», которую годом позже (1990 г.) выпускает на виниле «Мелодия».
К лету 1990 года состав группы минимизируется до трио (Отряскин - Тихомиров - Кондрашкин, затем Отряскин - Михаил Смирнов - Иван Феденко). Ходят слухи, что готовится к записи второй альбом группы, но тут в стране наступает экономическая неразбериха, очень скоро закончившаяся развалом СССР, и перспектив никаких не видно. В 1991-м году, когда на родине наступает полный концертный штиль, Отряскин распускает группу и, воспользовавшись оказией, уезжает в США, где сейчас и живёт.
Во второй половине 90-х Андрей Отряскин и американский гитарист Тимоти Янг (Timothy Young) работают в дуэте под названием "Guitar Monks" (в 2000-м году вышла потрясающая работа под названием "Songs For Oblivion"), но затем между Андреем и Янгом возник личностный конфликт. Дуэт распался, и записи более не публиковались (хотя в архивах Отряскина осталось приличное количество записанной музыки, которая ждет еще своего опубликования).
Автор:
Эрнст Неизвестный
По мотивам
ВиКиПеДиИ
Опубликовано:
11.12.2019 г.
|