АУКЦЫОН ~ 1991
Б О Д У Н

Бодун, 1991 г. АукцЫон

Альманах «NIMAK9»
№ 2, февраль 2012 г.


Рецензия на альбом
(Не окончена)


НАЦИОНАЛЬНЫЙ БОДУН:
ПЕСНИ КРИЗИСА РУССКОЙ ДУШИ


АукцЫон "Бодун". Один из лучших, как я считаю, альбомов русского рока. Написан «на переломе» времен. Одно из тех произведений искусства, которое является «зеркалом своего времени». Но звучит современно – альбом «кризисный». Его отличают три вещи: необычайная цельность, (композиционная выстроенность), глубина проникновения в проблематику человеческой души, очень оригинальная для русской, да и мировой, музыки стилистика. Не хочется сплошь петь дифирамбы, но у этого альбома почти нет слабых сторон. Разве что излишняя депрессивность ("Radiohead" и "Coldplay" такое и не снилось), но эта печаль по сути «светла». Просто у музыкантов, похоже, не было цели развлечь публику, так же как и погрузить в депрессию. Просто альбом о темных сторонах человеческой экзистенции в определенных исторических условиях. А чем глубже в нее погружаешься, тем больше не до смеха.

Теперь о композиции. В альбоме 11 песен. Не много и не мало. Все песни короткие, кроме– «Фа-фа», «Зима», «Ушла» и «День победы». А так все минутки по две-три. Начинается альбом небольшим «интро» - песней «В нелюди». Это как бы вступление. С нее слушатель должен понять настроение альбома. Настроиться на то, что оно будет не легким. Далее чередуются динамичные и медленные композиции. Совершенно в этом плане все органично. Музыкальная стилистическая «красная нить», которая проходит через весь альбом, – это некое ска. Впрочем обилия духовых нет, они как бы на заднем плане. Мелодии незамысловатые, но главное – ритм. Именно он и создает неповторимую музыкальную атмосферу альбома. Он «рваный», захлебывающийся, спотыкающийся. Как будто плывешь не по волнам, а едешь по неровной дороге.

Это про стилистику, музыкальную сторону, но главное единство альбома создает не она, а тематика песен. Как уже сказано, в альбоме все «крутится» вокруг метаний души человека, погруженную саму в себя и чувствующую свою незащищенность перед лицом мира, перед глобальными и личными переменами. Естественно, о политике ни слова, это было бы пошло. Вся «публицистичность» этого альбома основана на цифрах года его выпуска – 1991-й. По-моему тут без комментариев. Сопоставляя тематику песен и время их написания, сразу понимаешь атмосферу, в какой он создавался.

И какой предстает эта душа? Очень сложной. Есть искушение сказать, что это душа сумасшедшего или психически не здорового человека. Но это вряд ли так. Действительно есть параноидальные повторения типа «фа-фа, фа-фа», «хочется, хочется черную смелую женщину». Но то, о чем поется далеко не бред. Это скорее языковое осмысление бреда, происходящего в реальности.

Действительно, языковая сторона этого альбома весьма необычна. Такого вольного обращения со словом мало кто в русской музыки, даже в русском роке себе позволял. Вольного, а точнее свободного. Это когда нет подходящего слова, оно заменяется близким не по смыслу, а по звучанию, чтобы выдерживался ритм. Например: «То ли вьюга веселится, то ли птицы, толи полигон».

А вообще текстовая составляющая альбома подчинена музыкальной. Тексты этого альбома в прямом смысле поются. Такой звукописи, которая удается перу Дмитрия Озерского (автор текстов) мало кому доступна.

Отдельно надо сказать о вокале Леонида Федорова и Гаркуши (на бэк вокале). Такого накала эмоций, такой игры чувств, драматичности и искренности стоит поискать! Как можно так спеть: «Дай мне вина, отче. Летчик хочет кончить»! Это ж просто невозможный надрыв!

Таким образом, в альбоме мы видим редкую гармонию: концептуального построения, музыки, вокала, текстов.

А вот теперь перейдем как раз к анализу песен.

В нелюди. Собсно это коротенькое «интро». Лейтмотив: «Уведи в нелюди. Нелюбить убеди». Почему в нелюди? Да потому, что так, как мы живем, так люди не живут. Сразу поднята высокая «Этическая планка». Жизнь без любви. Убеждаешь жить без – любви, значит ты нелюдь. А без любви – оторванность от мира и одиночество. А вот про это и весь альбом.

День победы. «Победная песня»! Хаха. Первая строчка: «Кто это я?». Действительно, сразу встает проблема самоидентификации лирического героя. Кто я, могу ли я взять от мира столько, смогу унести («много ли я возьму?»), любят ли меня здесь в этом мире («в сердце ли я кому?»), могу ли я что-то дать («должен ли я кому?»). Как видим сплошные вопросы. Это такая песня новорожденного. По сути, способность ставить такие вопросы – это и есть Победа человека над миром! Это означает, что человек не закоснел в своих проблемах, своем мещанстве, в своем ничтожестве, а способен задавать вопросы. Некая вариация на тему «Тварь ли я дрожащая или право имею?». А еще юмористическое обыгрывание «Хотелок» человека. Понятно, что мало просто задавать вопросы. Человек еще что-то и хочет. А то, что он хочет – это бред: «Черную, смелую женщину». Негритянку, идущую на войну J Концовка остается открытой, да и вряд ли в ней есть какой-то четко формулируемый смысл, эта некая фантасмагория. Да и звучит клево по ритму, как некая скороговорка. По музыке песня очень динамичная. Саксофончик на заднем плане очень прикольно сочетается с высоким голосом Федорова, они как бы дополняют друг друга. В общем, победная реляция, но…

Ушла. Вот такие у нас победы. Они всегда спотыкаются о поражения. В данном случае здесь поражение на «личном фронте». В русском роке вообще мало песен о любви, а если они и есть, то они о любви несчастной. Вряд ли я ошибусь, если скажу, что несчастней любви, чем в данной песни ни у кого нет. Песня же, по сути, о том, что человека без любви, а точнее , без объекта любви, нет: «Нет меня и не надо… Ты от меня ушла». Помните у Шевчука: «Навалилась беда, как на огонь вода». Но там песня про то, что девушка героя умирает физически. А здесь уход девушки провоцирует другое – смерть души главного героя, разрушение мира, в каком он живет. А как иначе можно трактовать такие страшные строки: «Воздух боится света, Город сжимает стены, Камнем ложатся тени Душные, как зола.» Это же Апокалипсис, конец мира! Да и то, что «Птицы горят в полете» тоже очень сильно звучит. Что может быть светлее, радостнее и оптимистичнее образа птиц? (вспомним одноименный аукцыоновский альбом «Птица»). Нет, они не летают, а горят в полете. Но нельзя постоянно медленно умирать ведь…

Сирота. «Кто-то теряет, кто-то находит». Если было бы все так мрачно, как в предыдущей песне, то и жить бы не стоило. И даже писать такой альбом не стоило бы. Но ведь в нем еще осталось 9 песен J Потому «Сирота». Рефрен песни «Ты не будешь капитан, будешь сирота». Наверное, это можно понять примерно так: «Если ты будешь предаваться депрессии, то выхода никакого не будет. Ты не будешь капитаном, то есть творцом своей судьбы, а будешь замордованной, несчастной сиротой». Конечно же, без Отца (я бы сказал Небесного Отца, то есть без Бога). Этого надо избежать! Общий настрой этой песни меланхолический, но не более. Без депрессии. Это как бы накопление сил перед броском. Каким?

Слон. А вот таким. Эта песня похожа на некий забег. По ритмике она просто ураганная! У меня она ассоциируется с каким-то рэпом. J Мне кажется, этот текст – манифест альбома. В общем-то, такими густыми мазками нарисована вся наша жизнь. Послушайте: «И сон не сон, и жизнь, как слон, И быт, как яд, и все хотят, Тебя вчера, сегодня я ...» Жизнь давит человека «как слон говно», а ему в общем-то по фигу: «Мне все равно». Как все равно? А куда делись 70 лет построения коммунизма? А поворот рек вспять? А освоение космоса? А мирный атом? (1991 год – конец советской эпохи). Нет! Герою все равно. «Трын-трава». «Бриллиантовая рука» какая-то. Редкостный нигилизм. Это констатация факта бесполезности построения лучшего мира, апология бездействия, поскольку действие не приносит должного результата. Далее по тексту: «Ложь даст любовь». Как это понимать? А от противного. Ложь может дать любовь плотскую, продажную, или просто секс. Любовь без Любви в высоком смысле слова. О чем, в общем-то, концовка песни: «А ты из спальни королей, а мой удел любить блядей». А еще характерно признание лирического героя: «Я не люблю терпеть удач». Терпят неудачи обычно-то. Но для героя такие «удачи» равны неудачам. Потому они ему и не нужны. Вот такая позиция. Чтобы выстоять в мире, надо отречься от мира, от его соблазнов, от его псевдо побед. Вот об этом и песня. А в результате – чистая меланхолия которая выражается в песне с таким незамысловатым названием:

Фа-фа. Параноидальное повторение одного звукосочетания в качестве рефрена. Некий хлебниковский новояз. Или бормотание ребенка. Действительно в этой песне первозданная простота, человека, отрекшегося от мира. Песня «болотная», в том смысле, что она затягивает, как в трясину, из нее уже сложно выбраться. Но она очень сильная, одна из самых сильных на альбоме. Цитировать и анализировать текст бесполезно, надо им проникнутся. Характерна фраза «накатила суть». В общем-то, ее можно поставить эпиграфом ко всему альбому. Действительно, это когда начинаешь отрекаться от мира, от его соблазнов, успехов, побед и поражений, наступает некое просветление, катарсис. Человеку кажется, что вот она –суть! Очень точно подмечено. Вот она, экзистенция, подлинное «я» человека! Но чем больше понимаешь это, тем больше обнаруживается конфликт между духовным и телесным. А отсюда вопрос – почему?

Warum? По-немецки – «почему?» По-немецки, потому, что в русском языке для автора уже не хватает слов. Да их всего-то в песне две строчки: «Ну и зачем, зачем меня сделал-то? Ну и пошто, пошто да недоделал-то?». Обращение конечно же к Творцу, к Богу. Нет, это не бунт, это поиск Истины. Потому что лирический герой, который проделал такой путь, как в предыдущих песнях, закономерно приходит к Богу. Задает Ему вопросы. А это свойство человека искать Истину. Здесь видим некий упрек: почему не доделал меня? Но эта «недоделанность» - следствие первородного греха, падшей природы самого человека, который был создан Творцом существом гармоничным. Вот ощущение недоделанности, человек и должен в себе преодолевать.


Автор:
nimak9


Опубликовано:
16 декабря 2018 г.


Бодун
АукцЫон ~ 1991 г.
фирма "SNC Records"

АукцЫон, Бодун, 1991, виниловый выпуск, SNC Records



АУКЦЫОН (ОСНОВНОЙ РАЗДЕЛ)

АВИА

БРИГАДА С

КОШКИН ДОМ

АРТУР БЕРКУТ

МАГНЕТИК БЭНД

РУССКИЙ РОК

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА РАЗДЕЛА "РУССКИЙ РОК"


Где и как купить контент для сайта

Внимание! Группа АукцЫон

Рок-энциклопедия. Бодун, 1991 г., рецензия

КАРТА САЙТА

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА САЙТА