Публикация 1986 г.
Англичанин Гордон Метью Саммер - одна из самых известных фигур в мире поп-музыки. Правда, известен он не под своей настоящей фамилией, а по сценическому псевдониму - Стинг. Именно под этим именем он многие годы выступал как бас-гитарист популярного рок-ансамбля «Полис», снимался как актер в нескольких фильмах, выступал и выступает поныне на эстраде. Недавно Стинг удивил своих почитателей неожиданной и крутой сменой амплуа: оставив ансамбль «Полис», в состав которого он входил с 1977 года, Стинг вновь, после почти десятилетнего перерыва вернулся в лоно джаза. Вместе с еще четырьмя коллегами-музыкантами он выпустил альбом под названием «Мечта синей черепахи», который был горячо поинят почитателями джаза.
Столь крутой поворот вызвал новую волну интереса к имени артиста, и недавно корреспонденту газеты «Монд» удалось получить у него интервью, где он объяснил мотивы своего поступка. «Я воспринимаю музыку как нечто целое, - подчеркнул Стинг, - а не как ряд отдельных, не связанных между собой «организмов». Рок, джаз, кантри, классическая или народная музыка - для меня не существует принципиальных различий между ними. Все они меня интересуют... Я музыкант, имею дело с нотами, а не со стилями. Дело журналистов налеплять на меня ярлыки, я же могу ими иногда пользоваться».
Казалось бы, все ясно. Но когда журналист проявил определенную настойчивость, Стинг высказался более детально. Он, в частности, сказал: «Я не принадлежу ни к какой школе, ни к какому движению. Мои взгляды шире этого. Музыканты, будь то исполнители джаза или классики, сами себе создали гетто: живут в своем узком мирке, отрезанные от других. Я люблю смотреть поверх этих барьеров. Самым лучшим в роке была его способность ассимилировать все, что было в его распоряжении. Из различных источников он набирал силы, развивался, обновлялся. Сегодня рок имитирует рок, создает пародию на самого себя».
Продолжая свою мысль, Стинг подчеркнул, что всякий пуризм в музыке опасен и бессмыслен. «Когда, например, говорится, что только негры способны играть в стиле реге, это расизм. Точно так же, как и утверждение, что фолк принадлежит только белым. Музыка - это музыка, она не принадлежит никакой расе, не имеет цвета».
Мотивируя свой выбор, Стинг отметил, что он с 17 лет участвовал в джазовых группах, да и впоследствии не порывал связей с джазовыми музыкантами. «У них есть утонченность, которой не обладают рок-музыканты, они сложнее устроены. Сегодня мои идеи и мое вдохновение больше совпадают с джазом. Рок стал слишком ограничен: три аккорда и один-единственный темп. Вначале, когда это было новое дело, музыканты и их жизнь, манера поведения были одинаково важны, ибо музыка и облик исполнителей были неразделимы. Сегодня рок-музыканты - это мистификаторы. Они копируют то, что видели. Строят из себя бунтарей, потому что считается, что рок - носитель непримиримости. А человек должен быть тем, чем он является на самом деле. Мне уже 34 года, у меня четверо детей, и у меня иные заботы, чем у подростка».
Когда беседа подходила к концу, корреспондент спросил: «В «Полисе» говорили о Стинге как о рок-звезде, сейчас больше говорят о Стинге-творце. Что приятнее?» Артист ответил: «Я всегда полагал, что титул рок-звезды содержит в себе нечто обидное, что это своего рода прототип «непослушного ребенка» - клише, которое сейчас не имеет никакого смысла. Чтобы быть рок-звездой, неважно музыкант ли ты, не обязателен талант - умей вести себя перед камерой, чтобы тебя запомнили. В паспорте у меня написано: профессия - музыкант и большего мне не надо».
Признания разочарованной рок-звезды примечательны и симптоматичны...
Опубликовано:
12 декабря 2015 г.
|