Ребятам, видимо, здорово понравилось писать музыку к фильмам. Очередной саундтрек им предложил сделать все тот же Барбет Шредер. Фильм назывался «Долина» (La Vallee) («Скрытая облаками» – это его второе название) и продолжал тему хиппи, которые на этот раз оказываются аж на Новой Гвинее, где знакомятся с аборигенами и, вероятно, достигают очередного просветления. Поскольку участники группы помнили, насколько маленькие фрагменты музыкальных произведений попадают в фильм, то они уже несильно стремились, чтобы их произведения обязательно отражали какие-то там идеи фильма, а поскольку фильм снова был франкоязычным и вероятность того, что его увидят на их родине, была невелика, они решили поэкспериментировать вовсю и выжали из аппаратуры студии «Шато д’Эрувиль» под Парижем все, что могли. Альбом получился весьма необычным – в отличие от фильма, который многие признали скучным. На обложке представлен кадр из фильма, но специально несфокусированный, так что понять что-то по этим цветным размытым пятнам почти не представляется возможным. Поскольку данного фильма я также не видел (и не мудрено, ведь купить его можно только во Франции), то сюжет, иллюстрируемый композициями, я буду рассказывать согласно различным источникам.
1) «Obscured by Clouds». В основе этой композиции, звучащей в начале и конце фильма, лежит гудение синтезатора и имитирующий драм-машину звук ударных. Весьма пронзительная электрогитара. Звучание для того времени было необычным, однако в Германии нечто подобное уже играли основоположники краут-рока вроде Neu! и Kraftwerk.
2) «When You’re In». Более тяжелая версия предыдущей композиции, которая в фильм так и не вошла и которая представляет собой яркий пример слаженной игры всех участников группы. На концертах обе первые темы исполнялись вместе.
3) «Burning Bridges». Песня, написанная Уотерсом и Райтом (довольно редкое сочетание – таковых за всю историю группы было лишь три). В этом мало запоминающемся блюзе Роджер в очередной раз освещает тему перехода ребенка в мир взрослых. Фильм начинается с того, что Вивиан, красивая и богатая жена французского посла, знакомится в австралийском магазинчике с Оливье, приехавшим с Новой Гвинеи. Нечаянно она роняет декоративный кинжал ему на ногу. Они едут в больницу, а потом в лагерь к Оливье, где тот показывает Вивиан перья птиц. В фильме композиция сопровождает именно эту сцену.
4) «The Gold It’s In The…» Мало думая об имидже группы (из-за нехватки времени), участники Pink Floyd разрабатывали совершенно несвойственные им музыкальные ходы. Так, тут они написали нечто в хард-роковом стиле с примесью глэма. Оливье говорит, что хочет исследовать долину, «Скрытую Облаками», на Новой Гвинее, где он и купил перья.
5) «Wot’s… Uh The Deal». Достаточно простая песня, ставшая одной из самых трогательных на альбоме. Главной ее темой является ощущение безвозвратного хода времени. Начинается она с акустической гитары, к которой подключаются ударные и фортепьяно. Запоминается соло на фортепьяно, а затем и электрогитаре. В фильме композиция звучит во время любовной сцены между Оливье и Вивиан.
6) «Mudmen». То лирический, то более жесткий инструментал, в котором гитара (в т.ч. и ее соло) наложена на орган. Сопровождает сцену, в которой путешественники в поисках перьев приходят к одному племени. Шаман не только дает Вивиан перья, но и угощает ее наркотическим напитком.
7) «Childhood’s End». Лучшая, на мой взгляд, песня на альбоме. Начинается она с тревожного воя органа и ударных, играющих в том же темпе, что и в «Time» на следующем диске. Все слышнее становится гитара. Гилмор написал песню, в которой показал свой взгляд на проблему взросления. Название он позаимствовал из одноименного романа Артура Кларка. В фильме песня звучит в сцене, в которой Вивиан решает присоединиться к пятерым хиппи, отправляющимся вглубь Новой Гвинеи.
8) «Free Four». Мелодия этой уотерсовской песни весьма мажорная, но текст очень серьезен – взять хотя бы строчки «Жизнь – короткий миг тепла, а смерть – долгий холодный покой». Кроме того, здесь Роджер пытается разобраться в смерти своего отца. Второй темой, которая также будет важна в дальнейшем для Уотерса, стали размышления об успехе и славе. Странное название песни является искаженным «три-четыре» (в начале песни звучит отсчет от одного до четырех).
9) «Stay». Вторая песня совместного творчества Уотерса и Райта. (Третьей и последней станет «Us and Them» со следующего альбома.) Райт вновь рассказывает о беспорядочной жизни рок-музыканта. Можно было бы посчитать эту фортепьянную композицию с блюзовой гитарой обычной любовной песней, если бы не строчки «Не пытаюсь вспомнить твое имя, чтобы подыскать слова для прощанья». В общем, опять, как понимаете, речь идет о группи.
10) «Absolutely Curtains». Инструментал, показавший возможности студийной аппаратуры того времени. Тут Райт играет и на меллотроне, и на органе, и на чем-то, похожем на клавесине. В конце (более двух минут) мы слышим пение племени мапуга, записанное тогда, когда интерес к этнической музыке был еще не столь велик, как хотя бы в тех же 80-х. Кстати, на одном англоязычном сайте, посвященном прогрессивному року, один из рецензентов заявил, что в конце поет, по его мнению, куча пьяных. Чего только люди ни придумают, если не поинтересуются прослушиваемой музыкой более основательно.
Featus
|