Альманах «Классика прогрессивного рока»
№ 8, август, 2017 г.
Рецензия на альбом
ДЕБЮТНЫЙ ГИБРИД:
СТУДИЙНИК И КОНЦЕРТНИК В ОДНОМ ФЛАКОНЕ
На исходе «свингующих шестидесятых» участники «Pink Floyd» решили завершить определённый этап в истории группы и закрыть несколько гештальтов, в последний раз сыграв хитовые песни вживую для концертного альбома. Итоговая запись оказалась буквально по фрагментам собрана из выступлений в двух английских клубах. Успех альбома заставил-таки музыкантов исполнять хиты и дальше. Но концертной записью дело не ограничилось.
В 1969-м у каждого участника группы появилась своя домашняя студия, музыканты приносили на Abbey Road уже записанные плёнки, а продюсер Норман Смит, который за время привык к эстетике психоделического рока и спокойно относился к авангардной музыке, склеивал кусочки воедино. Итогом стала пластинка экспериментального материала, сочинённого участниками по отдельности.
Двойной альбом - соответственно, с концертом и экспериментами - был издан новым лэйблом Harvest, который Норман создал как почку EMI, чтобы продвигать музыку грядущего поколения - к примеру «Pink Floyd», Deep Purple или, собственно, Barclay James Harvest - как в Англии, так и в США.
В соответствии с идеей создателя дизайн-студии Hipgnosis Сторма Торгерсона, обложка альбома представляла собой рекурсивную фотографию: гитарист Дэвид Гилмор сидит напротив картины, на которой бас-гитарист Роджер Уотерс сидит напротив картины... и так далее. В последней итерации рекурсии клавишник Ричард Райт сидит напротив обложки «A Saucerful of Secrets» (а не саундтрека «More», как ни парадоксально).
«Pink Floyd» в конце 1969-го. Фотография попала на обложку бутлега «The Man and The Journey», зафиксировавшего уникальную концертную программу группы в 69-м. Слева направо: сверху Роджер Уотерс (бас-гитара, вокал) и Дэвид Гилмор (вокал, гитара), снизу Ник Мэйсон (барабаны) и Ричард Райт (клавишные).
Под рекурсивными картинами изображалась пластинка с записью бродвейского мьюзикла «Gigi» (позже её убрали из-за проблем с авторскими правами), а на задней стороне альбома штатные водители «Pink Floyd» Алан Стайлз и Питер Уоттс демонстрировали концертное оборудование «флойдов» в боевой готовности. Группа советует не искать в этих деталях смысла - так же, как и в загадочном названии «Аммагамма» (некоторые предпочитают говорить «Уммагумма»).
На внутреннем развороте конверта, наряду с фотографиями участников группы, была помещена фотография жены Уотерса Джуди. Девушка являлась для музыканта источником вдохновения и авторитетным критиком вплоть до размолвки супругов в середине 1974-го. Как говорят англичане, за каждым великим мужчиной стоит великая женщина. Многие поклонники PF связывают имя Джуди с золотым периодом в истории группы. В поздних переизданиях «Ummagumma» фотографию девушки деликатно обрезают.
Альбом получил высокую оценку со стороны фанатов, заняв пятое место в английском альбомном чарте - лучший результат группы ко времени. При этом сами музыканты всегда были довольно скептичны по отношению к «Аммагамме». Впрочем, в 2007-м Дэвид Гилмор назвал ужасными все ранние работы «Pink Floyd», в записи которых он принимал участие, отметив единственную удачу того периода - концертную половину «Ummagumma».
"Set the Controls for the Heart of the Sun, pt.1". Изначально изданная на альбоме «A Saucerful of Secrets», в концертном варианте песня звучит медленнее и медитативнее. Щелчок на 2:28 похож на склейку разных концертов. За основу лирики поющий здесь Уотерс взял древнее китайское стихотворение и изменил его так, чтобы оно соответствовало сюжету: некий космический странник в приступе помешательства направляет корабль в центр Солнца. В фильме «More» солнце являлось символом расширения сознания. Что-что, а убить оно может.
"David Gilmour - The Narrow Way, pt.3". Баллада, в которой всё - от текста до партии барабанов - создано усилиями Гилмора, больше всего на студийной половине «Ummagumma» напоминает типичное творчество «Pink Floyd». Изначально песня носила название «Baby Blue Shuffle in D Major», а позже вошла в состав концертного эпика «The Journey». Песню отличает звук гитары, пропущенный через усилитель Leslie Speaker, благодаря которому электроорган Hammond получает своё уникальное вибрато.
Автор:
Михаил Белоногов
(17 августа 2017 г.)
Источник:
Классика прогрессивного рока
Опубликовано:
28.11.2018 г.
|