"The Final Cut"... Данный альбом считается самым блеклым в музыкальном плане из всего творчества Pink Floyd. Однако это не совсем так. Есть тут и интересные музыкальные находки, и обилие звуковых эффектов, усиливающих его жесткий реализм, однако главную роль здесь все же играет текст. Роджер Уотерс затронул в предыдущем альбоме, «The Wall», глубоко личные темы – в частности, гибель отца, Эрика Флетчера Уотерса. Именно последнюю он решил продолжить и развить, рассказать о войне, которая уносит жизни молодых людей. Окончательно утвердил его в этом решении конфликт 1982 г. между Великобританией и Аргентиной из-за Фолклендских островов.
Естественно, других участников группы подобный проект совсем не устраивал, новые песни были слишком похожи на то, что они выкинули из «Стены». Гилмор возмущался и не мог «понять, как кто-либо может хотеть снова и снова слушать об Уотерсе и смерти его отца». Райт к тому времени уже перестал быть одним из Флойдов и отдыхал на Родосе, переживая при этом еще и развод с женой. Ударник Ник Мэйсон, долгое время бывший наиболее близким Роджеру членом группы, тоже признавал, что тот почти полностью перестал обращать внимание на музыку. Альбом «The Final Cut» с подзаголовком «A Requiem for the Post-War Dream» стал фактически сольным проектом Уотерса, пригласившего к сотрудничеству Майкла Камена (кто не знает – именно с его помощью Metallica записали свой альбом 1991 г., а затем еще и «S & M») в качестве сопродюсера, пианиста, аранжировщика и дирижера оркестра. Гилмор и Мэйсон стали не чем иным как сессионными музыкантами.
Уотерс не хотел идти ни на какие компромиссы, не желая повторения ситуации с фильмом Паркера. Именно из-за отсутствия вклада Гилмора с его мелодическим талантом альбом оказался довольно слабым по музыке (к счастью, гитарные соло Гилмора никуда не делись и добавили красочности), но все равно вряд ли стоит считать его полным провалом (тем более что в британском хит-параде он занял первое место, чего не случилось ни с «Темной стороной луны», ни со «Стеной»).
1) «The Post War Dream». Начинается альбом с того, как лирический герой слушает по радио в машине Би-Би-Си. Новости крайне удручающие – английское правительство поручило строительство нового корабля взамен «Атлантик Конвейор», потопленного в Фолклендской кампании, японской, а не английской верфи, как ожидалось. Сначала Уотерс поет довольно тихо, но потом взрывается, что сопровождается и сменой музыки на жесткий хард. Подобный переход встречается в дальнейшем на альбоме довольно часто. Солидность этой композиции придают также медные духовые инструменты. Песня была раскритикована – в первую очередь из-за нападок на Маргарет Тэтчер («Мэгги, что же мы сделали с Англией?»), а также из-за «япошек» (Nipps), дети которых якобы все помышляют о самоубийстве.
2) «Your Possible Pasts». Лязганье ж/д вагонов в начале заставляет вспомнить о «скотовозах», на которых нацисты отправляли людей в концлагеря. Современные Уотерсу события показывают, что та война ничему человечество не научило.
3) «One of the Few». Очень маленькая, но сильная вещь. Тиканье часов, грустная гитарная мелодия, давящее гудение, ненормальный смех. С этой композиции начинается развитие образа учителя из «The Wall». Оказывается, во время войны он был пилотом бомбардировщика (как и отец Роджера), много раз видел смерть и теперь учит умирать школьников. Название песни заставляет вспомнить слова Черчилля об английских летчиках после битвы за Британию: «Никогда в истории конфликтов человечества столь многие не оказывались в долгу перед столь немногими».
4) «The Hero’s Return». Далее нам показывают муки героя, вспоминающего о погибших – в частности, о стрелке из своего экипажа, – но его не могут понять ни жена, ни «неблагодарные» ученики. В конце песни можно услышать «последние слова стрелка [Эрика Уотерса] в шлемофоне».
5) «The Gunners Dream». Погибший стрелок мечтал о том, что после кровопролитной войны удастся построить мир без страха и тирании, где не будет секретной полиции или террористов. Однако, как заявляет лирический герой, мечта так и осталась мечтой. Соло на саксофоне в этой песне является одним из наиболее запоминающихся моментов на альбоме (вспоминаются подобные соло, например, на «Dark Side…»).
6) «Paranoid Eyes». Данная песня представляет рассказ об уже немолодом человеке, пытающемся забыть о своих страхах с помощью алкоголя и делающем вид, что у него все в порядке. Первая половина песни сопровождается оркестром, вторая переходит на хард-рок с красивым и грустным, но коротким соло.
7) «Get Your Filthy Hands Off My Desert». Самая короткая вещь на альбоме. Начинается она с одного из самых поразительных эффектов в истории группы – это звук ракеты, запущенной впереди от слушателя, перелетающей через него и взрывающейся сзади. Естественно, подобный квадрозвук нужно слушать на не самой плохой аппаратуре и лучше в хороших наушниках. Песня представляет собой циничную насмешку над политиками, ссорящимися из-за пустынных клочков земли (desert), словно дети из-за десерта (dessert). Именно из-за строки «Брежнев взял Афганистан» этот альбом в свое время запретили в Союзе. С едким текстом особенно контрастирует струнный квартет.
8) «The Fletcher Memorial Home». Одна из самых злых песен Уотерса, в которой он предлагает собрать вместе мировых лидеров (упоминаются Рейган, Бегин, Тэтчер, Брежнев), бездействующих или же продажных и кровожадных, поместить их в «мемориальный дом Флетчера» (названный в честь второго имени его отца), где они будут забавляться, пока не настанет время применить к ним «окончательное решение» – такое же, каким пользовались нацисты. Мощное гитарное соло объясняет, почему эта композиция является одной из любимых у Гилмора на альбоме.
9) «Southampton Dock». Песня посвящена Фолклендскому конфликту, а Саутгемптонский док – место, откуда войска отправлялись на эту очередную войну и куда возвращались, но уже меньшим числом. Уотерс вновь упоминает Тэтчер, хотя прямо ее и не называет, но это именно она – женщина, сжимающая «скользкие бразды» правления и провожающая солдат.
10) «The Final Cut». Выражение, вынесенное как в название этой песни, так и всего альбома в целом, имеет двоякий смысл: это и «окончательный монтаж» (перед наложением звука), и «последний удар» (в спину). На одной из фотографий с обложки альбома Уотерс стоит в военном мундире с торчащим из спины тесаком и держит в руках металлическую банку, в каких хранят кинопленку. Здесь имеется намек на взаимоотношения Уотерса с режиссером Аланом Паркером – кстати, в тексте есть упоминание как о «Стене», так и о «Темной стороне».
11) «Not Now John». Единственная песня, где есть вокал Гилмора – правда, и Уотерса тоже. В этой шизофренической песне, пародирующей речь футбольных фанатов-хулиганов и завсегдатаев пабов с их ограниченностью и враждебностью, предстают два героя (либо две стороны одного и того же человека) – персонаж Дэвида хочет забыть обо всем («Fuck all that») и не думать о проблемах, а персонаж Роджера, герой песни «One of the Few», повторяет, что надо заставить других делать то-то и то-то.
12) «Two Suns in the Sunset». Заканчивается этот альбом, в отличие от всех других в творчестве Флойдов и от последующих сольников самого Уотерса, весьма пессимистично, чему способствует и звучащий вплоть до конца грустнейший саксофон. Лирический герой вновь слушает радио в своей машине и, направляясь в сторону заката, вдруг видит еще одно ослепительное солнце в зеркале заднего вида – ядерный взрыв. Для Уотерса возможность подобной катастрофы в нестабильном мире казалась вполне реальной, и вряд ли с тех пор ситуация существенно изменилось. Последние слова: «Пепел и алмаз, друзья и враги, мы были все равны в конце», – подразумевающие, что смерть уравнивает всех, оказались полной горькой иронии – группа продолжала свое падение в пучину судебных тяжб, взаимных нападок и резких высказываний в прессе.
Автор: Featus
|