Альманах «Dark City»
№ 68, май ~ июнь, 2012 г.
История рока
ИЗ РОК-АРХИВОВ:
КАК ЗАПИСЫВАЛСЯ АЛЬБОМ "BLIZZARD OF OZZ"
НАЧАЛО СТАТЬИ ТУТ
Итак, вернемся к истории альбома "Blizzard Of Ozz". Озборн, Роадс, Дана Страм и барабанщик Фрэнки Банналли начали репетировать еще в Лос-Анджелесе в 1979-м году, но осенью лейбл "отозвал" Оззи домой, в Англию, на запись альбома. При этом американцев с собой ему везти не дали - слишком накладно. Единственный, кого удалось вытащить Оззи, был Рэнди Роадс. В канун Дня Благодарения 1979 года (а это четвёртый четверг ноября) гитарист уже был в доме семьи Оззи в Стаффорде, где и остановился. И вдвоем с хозяином они начали сочинять песни для "Blizzard Of Ozz".
Вот как они работали. Оззи: "Я давал ему мелодию, а он работал над риффами. Все, что он придумывал, мне нравилось. Он был оригинален. Он объяснил, что большинство хэви-метал аккордов играются в одной тональности. Я вообще ничего не знал про тональности, даже не знал нот... Рэнди рассказал, что большинство гитаристов в современных группах играют в ля или ми. И мы решили: у нас почти каждая композиция на альбоме будет сыграна в своей тональности". Рэнди: "Он что-то напевал, а я говорил: "Эй, у меня есть аккорды, которые к этому пойдут!"... "Goodbye To Romance" и "Mr. Crowley" именно так и были написаны. В других случаях я сидел и играл, а он говорил: "Мне это нравится, запомни это". Конечно, именно музыкальный багаж Рэнди привел к появлению классических моментов в музыке альбома. Он не раз отмечал, что "Relevation" и "Mr. Crowley" - его любимые треки, потому что в них есть сильное влияние классики. Кстати, песня "Mr. Crowley" посвящена небезызвестному Алистеру Кроули.
И если Рэнди открыл Оззи глаза на музыкальную грамоту, то Оззи посвящал Рэнди в тайны музыкального бизнеса: "Я был в восторге от Рэнди как от гитариста и от личности. Я был поражен его ангельским отношением к бизнесу в целом... все, чего ему недоставало - это руководства. Он слушал все, что я ему говорил, каждое слово, и мы хорошо друг друга понимали". "Мне еще многому надо учиться" - признавал Рэнди. "Оззи такой монстр и при этом скромный парень. Он во многом мне помогает. Он всегда говорит, что что-то должно произойти - так и получается. Он мне рассказывает о звукозаписывающих кампаниях, о публике. Он все предугадывает".
Затем они подыскали остальных музыкантов для группы - это были барабанщик Ли Керслэйк из "Uriah Heep" и басист "Rainbow" Боб Дэйсли. Их взяли на контракт, на время записи альбома. Вместе они начали репетировать и сочинять оставшийся материал в лондонском зале John Henrys. Оззи, добрая душа, твердил всем, что то, чем они занимаются - группа, а не его сольный проект. Все вносили свои идеи и поправки в песни, в итоге официально авторами песен альбома стали не только Оззи и Рэнди, но и Дэйсли; а одна композиция, "No Bone Movies", имеет и четвертого автора - Керслэйка.
Когда они закончили сочинение "Crazy Train", то решили дать небольшой концерт в местном пабе - проверить реакцию публики на материал. Реакция была. И 22 марта 1980 года группа приступила к записям альбома на студии Ridge Farm в Суррее, Англия.
На роль звукоинженера был сперва приглашен Крис Тсангаридез, но он был уволен уже через неделю, потому что Оззи посчитал, "что ничего не выходит". Теперь Крис известный продюсер - а тогда у него был всего лишь пятилетний опыт работы, и одна "заметная" запись, это альбом Judas Priest "Sad Wings Of Destiny". Взятый на эту работу Макс Норман, который являлся штатным сотрудником студии Ridge Farm, был, по сравнению с Крисом, абсолютным новичком. У него был, правда, большой опыт концертного звукоинженера, он даже успел поработать с "ABBA". Тем не менее, выбор оказался верным. Макс Норман: "Обычно для основных треков все четверо играли в одной комнате. Мы записывали сразу вокал, ударные, бас и ритм-гитару. Как только появлялась хорошая партия баса и ударных, мы брали их из этого дубля. Вокал тоже".
Отдельно записывались только партии Рэнди, которые накладывались позже. Для записи усилитель вместе с микрофоном закрывали в жилую комнату с бетонными стенами на нижнем этаже. Рэнди оставался снаружи и играл. Так были записаны "начисто" его партии ритм-гитары. Потом часть работы переделали, открыв дверь и используя больше микрофонов - так получился более мощный звук. Макс Норман: "Рэнди обычно забраковывал соло, если в нем была пара маленьких ошибок, и вместо того, чтобы исправить только их, он все переигрывал, от начала и до конца. Это на самом деле хорошо, так как многие треки (особенно соло-гитары) были тройными... А он мог точно играть одно и то же соло три раза. "Crazy Train", например. Там одна основная гитара в центре, а две другие ведут ту же самую партию в левом и правом канале. Вы слышите их как одну гитару. На самом же деле... там три гитарные партии, просто они почти одинаково сыграны". Макс также подтверждает, что у Рэнди была всегда куча идей по аранжировке, и мелодии многих песен сочинил он. Но только одна композиция на диске официально имеет исключительно его авторство - это инструментал "Dee". И посвящена она его матери...
Почти все партии были записаны на его черной в белый горошек гитаре Charvel. Она стала частью имиджа не только Рэнди, но и всей группы - множество фотографий той поры вам, должно быть, хорошо известны. Одна из них помещена, например, на обложку концертного альбома 'Randy Rhoads Tribute'. О том, как появилась гитара у Рэнди, рассказывает её "отец" - мастер Карл Сандовал: "Месяца за четыре или пять до ухода из Quiet Riot к Оззи, Рэнди зашел ко мне в магазин и попросил сделать ему гитару... Несколько раз он потом приходил, чтобы обсудить конструкцию, приносил рисунки. Среди прочего... он хотел форму Flying V и узор в горошек, который впоследствии стал фирменным знаком Рэнди. Инкрустация на грифе походила на галстук-бабочку. Это все были идеи Рэнди". Гитара обошлась ему в 738 долларов и была готова к 22 сентября 1979 года, к концерту "Quiet Riot" в клубе Whiskey A Go-Go в Лос-Анджелесе - таким образом, он начал играть на ней еще в прежней группе.
Лирика альбома (в её написании активно участвовал Дэйсли) тоже задевала за живое. Например, песня "Suicide Solution" стала причиной судебного процесса - в октябре 1984 года американский подросток Джон МакКоллум застрелился, прослушав её. Родители подали в суд на Оззи и выпускающий лейбл, но судебное дело было прекращено, так как иск нарушал "право на свободу художественного самовыражения", то есть противоречил первой поправке к конституции США. На самом деле песня посвящена, с одной стороны, гибели вокалиста "AC/DC" Бона Скотта, который упился до смерти как раз во время записи "Blizzard Of Ozz", в феврале; с другой стороны Дэйсли потом уверял, что он имел в виду, скорее, самоубийственно и беспробудно пьянствующего в те дни Оззи...
В целом альбом вызвал более чем оживленную реакцию. Все началось еще за неделю до его официального выхода. 12 сентября 1980 года 4000 фэнов разгромили билетную кассу в театре Аполло в Глазго (Шотландия), где было запланировано одно из выступлений Оззи с новой программой. Это вызвало, хоть и нездоровый, но интерес к вышедшему следом альбому - он тут же и надолго оказался в британском хит-параде на седьмом месте. Позже он достиг двадцать первого места в заокеанском чарте "Billboard 200", и со временем попал в список ста лучше всего продававшихся альбомов восьмидесятых; песня "Crazy Train" оказалась на 9-м месте в чарте Billboard's Top Tracks.
Альбом с тех пор несколько раз ремастировался и переиздавался. Впервые ремастеринг для переиздания был сделан в 1995-м году, было добавлено интерактивное содержание (так "Blizzard Of Ozz" стал одним из первых аудио-дисков, которые можно также было просмотреть на компьютере). Следующее переиздание произошло в 2002-м году, и было связано с тем, что Дэйсли и Керслэйк подали в суд на Оззи. Ведь сразу после записи альбома их "попросили вон", с формулировкой "контракт выполнен, больше мы друг другу ничего не должны". "А как же наши авторские отчисления?" - долго возмущались они и вот, довели дело до суда. Поэтому в тот раз треки бас-гитары и барабанов были перезаписаны Робертом Трухильо и Майком Бординым.
Третий же ремастеринг произошёл в 2010-2011 годах для выпуска юбилейной версии альбома к его тридцатилетию. К этому времени суды удачно завершились, и все партии были снова взяты с оригинальных лент. В итоге на сегодняшний день "Blizzard Of Ozz" стал уже четырежды платиновым в США, а по всему миру продано более 6 000 000 его копий - это самый лучший альбом по продажам у Оззи. А ведь он по-прежнему не исчез с прилавков!
Вероятно, ничего этого не было бы, не встреться в свое время Оззи и Рэнди. Рэнди навсегда определил "музыкальное лицо" сольного творчества Оззи, а Оззи дал его таланту раскрыться и засверкать всеми гранями. И вовсе не смерть сделала Рэнди знаменитым, а его музыка. Еще до описанных вначале трагических событий, в декабре 1981 года, большинство читателей журнала Guitar Player и британского еженедельника Sounds проголосовало за него в номинации «лучший новый талант». "Рэнди хотел быть рок звездой до того времени, пока не стал ей. После этого он хотел быть потрясающим музыкантом" - сказал его брат Келли Роадс. Поправим только, что ему не надо было становиться "потрясающим музыкантом". Ибо таковым он и был!
Автор:
Юра "Хирург"
Источник:
HERURG.RU
Опубликовано:
30.11.2018 г.
|