Blizzard of Ozz. 1980. Ozzy Osbourne

OZZY OSBOURNE ~ 1980
BLIZZARD OF OZZ
Английские выпуски альбома, Jet Records, Epic
Рок-энциклопедия


Альманах «Dark City»
№ 68, май ~ июнь, 2012 г.


История рока

ИЗ РОК-АРХИВОВ:
КАК ЗАПИСЫВАЛСЯ АЛЬБОМ "BLIZZARD OF OZZ"


НАЧАЛО СТАТЬИ ТУТ

Итак, вернемся к истории альбома "Blizzard Of Ozz". Озборн, Роадс, Дана Страм и барабанщик Фрэнки Банналли начали репетировать еще в Лос-Анджелесе в 1979-м году, но осенью лейбл "отозвал" Оззи домой, в Англию, на запись альбома. При этом американцев с собой ему везти не дали - слишком накладно. Единственный, кого удалось вытащить Оззи, был Рэнди Роадс. В канун Дня Благодарения 1979 года (а это четвёртый четверг ноября) гитарист уже был в доме семьи Оззи в Стаффорде, где и остановился. И вдвоем с хозяином они начали сочинять песни для "Blizzard Of Ozz".

Вот как они работали. Оззи: "Я давал ему мелодию, а он работал над риффами. Все, что он придумывал, мне нравилось. Он был оригинален. Он объяснил, что большинство хэви-метал аккордов играются в одной тональности. Я вообще ничего не знал про тональности, даже не знал нот... Рэнди рассказал, что большинство гитаристов в современных группах играют в ля или ми. И мы решили: у нас почти каждая композиция на альбоме будет сыграна в своей тональности". Рэнди: "Он что-то напевал, а я говорил: "Эй, у меня есть аккорды, которые к этому пойдут!"... "Goodbye To Romance" и "Mr. Crowley" именно так и были написаны. В других случаях я сидел и играл, а он говорил: "Мне это нравится, запомни это". Конечно, именно музыкальный багаж Рэнди привел к появлению классических моментов в музыке альбома. Он не раз отмечал, что "Relevation" и "Mr. Crowley" - его любимые треки, потому что в них есть сильное влияние классики. Кстати, песня "Mr. Crowley" посвящена небезызвестному Алистеру Кроули.

И если Рэнди открыл Оззи глаза на музыкальную грамоту, то Оззи посвящал Рэнди в тайны музыкального бизнеса: "Я был в восторге от Рэнди как от гитариста и от личности. Я был поражен его ангельским отношением к бизнесу в целом... все, чего ему недоставало - это руководства. Он слушал все, что я ему говорил, каждое слово, и мы хорошо друг друга понимали". "Мне еще многому надо учиться" - признавал Рэнди. "Оззи такой монстр и при этом скромный парень. Он во многом мне помогает. Он всегда говорит, что что-то должно произойти - так и получается. Он мне рассказывает о звукозаписывающих кампаниях, о публике. Он все предугадывает".

Затем они подыскали остальных музыкантов для группы - это были барабанщик Ли Керслэйк из "Uriah Heep" и басист "Rainbow" Боб Дэйсли. Их взяли на контракт, на время записи альбома. Вместе они начали репетировать и сочинять оставшийся материал в лондонском зале John Henrys. Оззи, добрая душа, твердил всем, что то, чем они занимаются - группа, а не его сольный проект. Все вносили свои идеи и поправки в песни, в итоге официально авторами песен альбома стали не только Оззи и Рэнди, но и Дэйсли; а одна композиция, "No Bone Movies", имеет и четвертого автора - Керслэйка.

Когда они закончили сочинение "Crazy Train", то решили дать небольшой концерт в местном пабе - проверить реакцию публики на материал. Реакция была. И 22 марта 1980 года группа приступила к записям альбома на студии Ridge Farm в Суррее, Англия.

На роль звукоинженера был сперва приглашен Крис Тсангаридез, но он был уволен уже через неделю, потому что Оззи посчитал, "что ничего не выходит". Теперь Крис известный продюсер - а тогда у него был всего лишь пятилетний опыт работы, и одна "заметная" запись, это альбом Judas Priest "Sad Wings Of Destiny". Взятый на эту работу Макс Норман, который являлся штатным сотрудником студии Ridge Farm, был, по сравнению с Крисом, абсолютным новичком. У него был, правда, большой опыт концертного звукоинженера, он даже успел поработать с "ABBA". Тем не менее, выбор оказался верным. Макс Норман: "Обычно для основных треков все четверо играли в одной комнате. Мы записывали сразу вокал, ударные, бас и ритм-гитару. Как только появлялась хорошая партия баса и ударных, мы брали их из этого дубля. Вокал тоже".

Отдельно записывались только партии Рэнди, которые накладывались позже. Для записи усилитель вместе с микрофоном закрывали в жилую комнату с бетонными стенами на нижнем этаже. Рэнди оставался снаружи и играл. Так были записаны "начисто" его партии ритм-гитары. Потом часть работы переделали, открыв дверь и используя больше микрофонов - так получился более мощный звук. Макс Норман: "Рэнди обычно забраковывал соло, если в нем была пара маленьких ошибок, и вместо того, чтобы исправить только их, он все переигрывал, от начала и до конца. Это на самом деле хорошо, так как многие треки (особенно соло-гитары) были тройными... А он мог точно играть одно и то же соло три раза. "Crazy Train", например. Там одна основная гитара в центре, а две другие ведут ту же самую партию в левом и правом канале. Вы слышите их как одну гитару. На самом же деле... там три гитарные партии, просто они почти одинаково сыграны". Макс также подтверждает, что у Рэнди была всегда куча идей по аранжировке, и мелодии многих песен сочинил он. Но только одна композиция на диске официально имеет исключительно его авторство - это инструментал "Dee". И посвящена она его матери...

Почти все партии были записаны на его черной в белый горошек гитаре Charvel. Она стала частью имиджа не только Рэнди, но и всей группы - множество фотографий той поры вам, должно быть, хорошо известны. Одна из них помещена, например, на обложку концертного альбома 'Randy Rhoads Tribute'. О том, как появилась гитара у Рэнди, рассказывает её "отец" - мастер Карл Сандовал: "Месяца за четыре или пять до ухода из Quiet Riot к Оззи, Рэнди зашел ко мне в магазин и попросил сделать ему гитару... Несколько раз он потом приходил, чтобы обсудить конструкцию, приносил рисунки. Среди прочего... он хотел форму Flying V и узор в горошек, который впоследствии стал фирменным знаком Рэнди. Инкрустация на грифе походила на галстук-бабочку. Это все были идеи Рэнди". Гитара обошлась ему в 738 долларов и была готова к 22 сентября 1979 года, к концерту "Quiet Riot" в клубе Whiskey A Go-Go в Лос-Анджелесе - таким образом, он начал играть на ней еще в прежней группе.

Лирика альбома (в её написании активно участвовал Дэйсли) тоже задевала за живое. Например, песня "Suicide Solution" стала причиной судебного процесса - в октябре 1984 года американский подросток Джон МакКоллум застрелился, прослушав её. Родители подали в суд на Оззи и выпускающий лейбл, но судебное дело было прекращено, так как иск нарушал "право на свободу художественного самовыражения", то есть противоречил первой поправке к конституции США. На самом деле песня посвящена, с одной стороны, гибели вокалиста "AC/DC" Бона Скотта, который упился до смерти как раз во время записи "Blizzard Of Ozz", в феврале; с другой стороны Дэйсли потом уверял, что он имел в виду, скорее, самоубийственно и беспробудно пьянствующего в те дни Оззи...

В целом альбом вызвал более чем оживленную реакцию. Все началось еще за неделю до его официального выхода. 12 сентября 1980 года 4000 фэнов разгромили билетную кассу в театре Аполло в Глазго (Шотландия), где было запланировано одно из выступлений Оззи с новой программой. Это вызвало, хоть и нездоровый, но интерес к вышедшему следом альбому - он тут же и надолго оказался в британском хит-параде на седьмом месте. Позже он достиг двадцать первого места в заокеанском чарте "Billboard 200", и со временем попал в список ста лучше всего продававшихся альбомов восьмидесятых; песня "Crazy Train" оказалась на 9-м месте в чарте Billboard's Top Tracks.

Альбом с тех пор несколько раз ремастировался и переиздавался. Впервые ремастеринг для переиздания был сделан в 1995-м году, было добавлено интерактивное содержание (так "Blizzard Of Ozz" стал одним из первых аудио-дисков, которые можно также было просмотреть на компьютере). Следующее переиздание произошло в 2002-м году, и было связано с тем, что Дэйсли и Керслэйк подали в суд на Оззи. Ведь сразу после записи альбома их "попросили вон", с формулировкой "контракт выполнен, больше мы друг другу ничего не должны". "А как же наши авторские отчисления?" - долго возмущались они и вот, довели дело до суда. Поэтому в тот раз треки бас-гитары и барабанов были перезаписаны Робертом Трухильо и Майком Бординым.

Третий же ремастеринг произошёл в 2010-2011 годах для выпуска юбилейной версии альбома к его тридцатилетию. К этому времени суды удачно завершились, и все партии были снова взяты с оригинальных лент. В итоге на сегодняшний день "Blizzard Of Ozz" стал уже четырежды платиновым в США, а по всему миру продано более 6 000 000 его копий - это самый лучший альбом по продажам у Оззи. А ведь он по-прежнему не исчез с прилавков!

Вероятно, ничего этого не было бы, не встреться в свое время Оззи и Рэнди. Рэнди навсегда определил "музыкальное лицо" сольного творчества Оззи, а Оззи дал его таланту раскрыться и засверкать всеми гранями. И вовсе не смерть сделала Рэнди знаменитым, а его музыка. Еще до описанных вначале трагических событий, в декабре 1981 года, большинство читателей журнала Guitar Player и британского еженедельника Sounds проголосовало за него в номинации «лучший новый талант». "Рэнди хотел быть рок звездой до того времени, пока не стал ей. После этого он хотел быть потрясающим музыкантом" - сказал его брат Келли Роадс. Поправим только, что ему не надо было становиться "потрясающим музыкантом". Ибо таковым он и был!

Автор:
Юра "Хирург"


Источник:
HERURG.RU


Опубликовано:
30.11.2018 г.



Английские выпуски альбома Оззи Осборна "Blizzard of Ozz"
Jet Records, 1980

Ozzy Osbourne - Blizzard of Ozz, UK




Этот альбом лучший не только по мнению 95% поклонников Оззи, но и по признанию самого Осборна, считающего этот релиз лучшей памятью о нем. Пожалуй, ни один альбом 1980-го года не делался с таким коварным изяществом. Все вещи на альбоме БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЯ - хиты, ставшие синонимом имени ОЗЗИ ОСБОРН.

Музыкальная часть составлена из очень своеобразных композиций. Открывает альбом достаточно взрывная "I Don't Now" с прекрасной гитарной работой Рэнди Роадса, вторая композиция выплескивает нешуточный энергетический шквал. Затем успакаивающая "Goodbye To Romance" и инструментал "Dee". Песня, явившаяся причиной громкого скандала (о самоубийстве подростка)продолжает этот альбом. Далее следует величайшая могильная прелюдия и не менее великая гитарная работа Рэнди для "Mr.Crowley". Следующие три песни не дотягивают до статуса выше перечисленных, быть может кроме "Revelation", но это не значит, что их можно списывать со счетов. Но если быть честным, то качество саунда намного хуже, чем, скажем, на пристовском "British Steel" и гораздо хуже, чем на "Back In Black" AC/DC. Но все это компенсируется гениальным построением песен и блестящей игрой Рэнди Роадса. Одним словом ШЕДЕВР на все времена.

Рецензент: Omen X


Английские выпуски альбома
Epic, 1987


Blizzard of Ozz. 1980. Ozzy Osbourne, UK

Ozzy Osbourne, Blizzard of Ozz, 1980, Великобритания

Ozzy Osbourne - Blizzard of Ozz, Great Britain

Blizzard of Ozz. 1980. Ozzy Osbourne, England

Ozzy Osbourne, Blizzard of Ozz, 1980, Epic




ВЕРНУТЬСЯ В "BLIZZARD OF OZZ"

СТУДИЙНЫЕ АЛЬБОМЫ

КОНЦЕРТНЫЕ ЗАПИСИ

СБОРНИКИ

ПОДРОБНАЯ БИОГРАФИЯ ОЗЗИ ОСБОРНА

СМЕРТЬ ГИТАРИСТА РЭНДИ РОАДСА
В 1982 ГОДУ

РЕПОРТАЖ С КОНЦЕРТА ОЗЗИ ОСБОРНА
BRIXTON ACADEMY, LONDON, 18 NOVEMBER 1995


Безумная реклама от Безумного Оззи


Вернуться в OZZY OSBOURNE

Вернуться в РОК-ЭНЦИКЛОПЕДИЮ

Вернуться в КАРТУ САЙТА